Акцизы на электронные сигареты, НДС и транспортный налог: что еще поменяется в 2025 в налогах

В странеЭкономика
Поделись с друзьями

Официальный проект Закона об изменениях в Налоговом кодексе уже опубликован и вносит ряд изменений в документ с 2025 г. 

Что поменяется в 2025 в налогах

О том, что именно поменяется в налоговых ставках и условиях их применения, рассказывает myfin.by налоговый консультант и учредитель бухгалтерской компании «Директ Актив» Вера Солянкова.

Налог при УСН

Увеличены критерии валовой выручки, позволяющие перейти на УСН (упрощенную систему налогообложения):

  • для перехода на УСН значение валовой выручки за первые 9 месяцев года, предшествующего календарному году, в котором претендуют на начало применения УСН, должно не превышать 1 827 045 руб. (на данный момент – 1 733 440 руб.);
  • для сохранения права применения УСН валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года не должна превышать 2 436 060 руб. (на данный момент – 2 311 250 руб.).

Расширен перечень случаев, когда поступление денежных средств, которые не являются выручкой, не лишает права компанию применять УСН (подп. 2.1.6 ст. 324 НК);

  • обмен электронных денег на наличные или безналичные денежные средства;
  • получение возмещения суммы денежного обязательства, не уплаченной должником и причитающейся по уступленному денежному требованию, осуществляемое по договору факторинга с правом обратного требования;
  • получение оплаты за приобретенное новым кредитором у этой организации денежное требование, возникшее из договоров по реализации товаров, услуг, иных имущественных прав.

Согласно п. 2 ст. 324 НК, организация, созданная в результате реорганизации (слияния, разделения или выделения), не вправе применять УСН в следующих случаях:

  • если валовая выручка реорганизованной организации нарастающим итогом за период применения ею УСН в календарном году, на который приходится дата государственной регистрации организации, созданной в результате реорганизации, превысила предельную величину, действующую в таком году для применения УСН;
  • если валовая выручка реорганизованной организации, являвшейся плательщиком УСН на 31 декабря налогового периода, предшествующего календарному году, на который приходится дата реорганизации, нарастающим итогом за этот налоговый период превысила предельную величину, действующую в таком налоговом периоде для применения УСН.

Что это значит на примере?

Компания А в 2024 году превысила критерий применения УСН и ее выручка составила 2 500 000 руб. В январе 2025 года компания А реорганизовывается посредством присоединения к компании Б. Компания Б не вправе в 2025 году применять УСН, т.к. к ней присоединилась компания А.

Налог на добавленную стоимость

Планируется исключение двойного налогообложения НДС в электронной торговле товарами в ЕАЭС. В частности, в НК-2025 дополнено, что положения ст. 141-1 НК-2025 не применяются при реализации товаров покупателям Республики Беларусь при электронной дистанционной продаже товаров, когда в соответствии с Договором о ТК ЕАЭС обязанность по уплате НДС возложена на оператора электронной торговли.

Согласно Протоколу о внесении изменений в Договор о ТК ЕАЭС по товарам, реализуемым иностранными организациями в рамках дистанционной электронной торговли, ввозимым в Беларусь из третьих стран и помещаемым под таможенную процедуру таможенного склада для последующей реализации физическим лицам из ЕАЭС через электронные торговые площадки, обязанность уплаты НДС возлагается на оператора электронной торговли. Именно он выступает декларантом и осуществляет таможенное оформление таких товаров. Это означает, что после вступления в силу указанного Протокола при реализации иностранными организациями белорусским покупателям товаров, ввозимых с применением вышеуказанной таможенной процедуры, белорусскими таможенными органами будет взиматься «ввозной» НДС при выпуске товаров для внутреннего потребления, и у иностранных организаций не будет возникать обязанности уплаты НДС с оборотов по реализации.

Белорусские организации и ИП не должны будут исчислять НДС при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав (далее – объектов) у иностранных организаций, состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, не только в связи с наличием оснований, указанных в подп. 1.2 ст. 180 НК-2025, но и в связи с открытием ими филиала (п. 46 ст. 1, абз. 2 ст. 6 проекта; п. 1 ст. 114 НК-2025).

Данное новшество обусловлено тем, что с 19.11.2024 г. вступит в силу новая редакция ст. 51-1 ГК, в соответствии с п. 3 которой осуществлять предпринимательскую деятельность на территории Республики Беларусь иностранное юридическое лицо обязано посредством открытия филиала (п. 23 Закона от 13.11.2023 г. № 312-З «Об изменении кодексов»).

Акцизы

С 2025 г. электронные системы курения и системы для потребления табака исключат из перечня подакцизных товаров, но жидкости для электронных систем курения в перечне останутся. А с 2026 г. акцизы нужно будет платить с энергетиков, ставка налога – 0,50 руб. за 1 литр.

Ставки по бензину, дизельному и судовому топливу предлагается сохранить на уровне 2024 г.

Налог на недвижимость

Налоговая база по капитальным строениям, арендованным у физических лиц или иностранных организаций, будет определяться по стоимости, указанной в договоре аренды и/или иного возмездного, безвозмездного пользования, но не менее:

  • стоимости, отраженной в заключении о независимой оценке рыночной стоимости, определенной в ценах на 1 января отчетного года;
  • расчетной стоимости (подп. 2.2 и 2.3 ст. 229 НК, абз. 2–7 п. 109 ст. 1 проекта).

Планируется закрепить, что рыночная стоимость для цели исчисления налога на недвижимость принимается без учета суммы НДС (подп. 2.2 ст. 229 НК; абз. 6 п. 109 ст. 1 проекта).

Местные исполнительные и распорядительные органы будут представлять налоговым органам сведения о жилых домах и дачах, которые не завершены строительством, но признаются объектом обложения налогом на недвижимость (абз. 4 ч. 1 п. 19 ст. 232 НК; абз. 14–16 п. 111 ст. 1 проекта).

Уплатить налог физическое лицо сможет на основании извещения и сведений, содержащихся в системе ЕРИП (ч. 1 п. 4 ст. 233 НК; абз. 4 п. 112 ст. 1 проекта).

Земельный налог

Если на земельных участках плательщиков отсутствуют капстроения, земельный налог за них исчисляется без применения повышающего коэффициента 3 (п. 117 ст. 1 проекта закона), распространяется на земельные участки, предоставленные:

  • управлениям капитального строительства;
  • организациям, согласно критериям, определенным п. 7 ст. 146 НК-2025:

1. Основным видом деятельности является производство нефтепродуктов, перечисленных в группе 27 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС.

2. Объем реализации на территории Республики Беларусь автомобильного бензина, дизельного топлива за налоговый период, предшествующий месяцу получения (оприходования) ввезенной на территорию Республики Беларусь с территории Российской Федерации нефти, составляет не менее 50 000 тонн.

3. Осуществляется реализация инвестиционного проекта по модернизации, реконструкции нефтеперерабатывающего завода, имеющего в своем составе взрывоопасные технологические блоки первой категории взрывоопасности, от налогового периода, на который приходится момент получения разрешительной документации на проектирование, до налогового периода, на который приходится дата ввода объекта строительства в эксплуатацию, включительно.

Транспортный налог

Увеличены ставки транспортного налога для организаций и физических лиц.

Например, для легкового автомобиля, купленного на организацию, массой более 3 тонн установлен налог 368 руб., если авто куплено на физическое лицо, то ставка составит 253 руб.

Новые льготы в отношении транспортных средств:

  • военнослужащих срочной военной службы;
  • физических лиц, проходящих альтернативную службу.

Это означает, что на время прохождения срочной военной или альтернативной службы за ваш автомобиль не нужно уплачивать транспортный налог.

Десятикратная ставка транспортного налога сохранена в отношении ТС повышенной комфортности согласно перечню, определенному Совмином, но отменено условие о возрасте авто (до 3-х лет). Возраст авто для установки повышенной ставки будет также утверждать Совмин.

Налог на игорный бизнес

С 2025 года предусмотрено повышение ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода для деятельности виртуального игорного заведения с 8 до 10 % (абз. 3 ч. 6 п. 1 ст. 358 НК; абз. 8 п. 173 ст. 1 проекта).

Для стимулирования обновления игрового оборудования в 2 раза увеличена ставка в отношении игровых автоматов, которые превысили 10-летний срок нахождения их моделей в Государственном реестре моделей игровых автоматов.

Повышенная ставка налога будет применяться начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истекло 10 лет с даты включения модели игрового автомата в реестр, действует с 2025 г. (абз. 5 п. 173 ст. 1 проекта).

Что в итоге?

Мы рассказали про основные изменения в Налоговом кодексе 2025 г. Напоминаем, что на данный момент – это проект закона, актуальность изменений которого можно отслеживать на портале в карточке документа.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.