Белорусские лекарства: сколько на них зарабатывают и есть ли выгода?
Рентабельность фармбизнеса в Беларуси — вопрос сложный. С одной стороны, рынок растет, а с другой — производителям приходится выпускать и убыточные, но жизненно важные препараты.

В стране работает около 40 фармпредприятий. По данным Минздрава, в 2024 году они произвели продукции почти на 2,5 млрд BYN, а к 2026 году планируют выйти на отметку в 3 млрд. Белорусские лекарства доминируют в аптеках (65%) и больницах (свыше 80%), во многом потому, что их аналоги в три раза дешевле импортных.
Не все лекарства прибыльны
Как сообщила профессор Елена Калиниченко, средняя рентабельность продаж лекарств составляет 16%. Однако этот показатель сильно колеблется. Есть препараты с рентабельностью до 5-10%, а есть и вовсе убыточные.
«Нам необходимо производить ряд препаратов с низкой рентабельностью, так как мы закрываем госпитальный сектор, они входят во все протоколы, и без них невозможно лечение основных онкологических заболеваний», — пояснила она.
Речь идет, например, о препаратах, содержащих платину. Стоимость этого металла может достигать 70% от цены лекарства, но производители не могут просто так поднять на него цену из-за госрегулирования.
Деньги уходят на развитие и оборудование
Владимир Зайковский с предприятия «Минскинтеркапс» добавляет, что даже на первый взгляд высокая рентабельность — это не чистый доход. Деньги реинвестируются в дорогостоящие разработки новых препаратов и модернизацию оборудования, которое в основном импортное и очень дорогое.
По информации Myfin, Зайковский отметил, что данные о средней зарплате в отрасли обычно не разглашаются, но вряд ли они существенно превышают средний уровень по Минску.
Как создаются новые лекарства?
Разработка нового препарата — процесс долгий. Как рассказала Калиниченко, на создание лекарства с нуля у ее предприятия уходит около пяти лет. Из них два года — на получение субстанции, еще полгода-год — на испытания, и больше года — на регистрацию.
Технологии не стоят на месте. Так, в «Белмедпрепаратах» уже есть опыт использования искусственного интеллекта для создания молекулы нового психотропного препарата.
Откуда берутся названия?
Названия лекарств — это не просто фантазия. Для рецептурных препаратов существуют строгие международные стандарты. Например, окончание «-маб» указывает на моноклональные антитела.
А вот для безрецептурных средств необходимо больше креатива. Название «АнГриМакс», к примеру, сразу намекает на борьбу с гриппом, что помогает покупателям сориентироваться.
Читайте также на Newgrodno.by: Одобрено первое лекарство от малярии у младенцев — как оно работает?
