«Полное погружение». Смотрите, как с ветерком по узкоколейке проводят экскурсии по заказнику «Озеры»
Уникальные биотопы и экосистемы, живописные озера и знакомство с обитателями Красной книги Беларуси. Все это да и с ветерком. В Гродненском районе в Республиканском ландшафтном заказнике «Озеры» разработан маршрут, который полюбился как местным, так и гостям района.
Привлекает маршрут своей изюминкой — путешествие по труднодоступным местам происходит по узкоколейной железной дороге на уникальной дрезине. Корреспонденты БЕЛТА узнали, что интересного предлагают туристам.
В ожидании долгожданной поездки по узкоколейке минчане Лия и Роман Шпаковские. «У мужа давно была идея взять в аренду автодом, чтобы попробовать, каково это. После того как было принято решение отправиться в путешествие, искали, куда бы поехать, чтобы интересно было. Гуглили и увидели, что есть такая прикольная узкоколейка — единственная в Беларуси. И решили: почему бы и нет, если есть такой маршрут», — делится Лия. И добавляет: «Ожидаем большого приключения на 3 часа. Берем и собаку с собой. Уверены, будет интересно».
А пока новая группа только теряется в догадках, чем удивит необычная экскурсия, своими эмоциями от путешествия делятся ребята из Минска, которые уже завершили путешествие. «Мы любим такое! Очень необычно. Это новое предложение в сфере белорусского туризма. И почему бы и нет? На самом деле, чтобы попасть в какой-то заказник, заповедник, то для этого есть экотропы, но по большей части экскурсии проходят совсем рядом со входом. А здесь настоящее погружение: мы проехали через весь заказник. Достаточно необычная транспортировка — не на своих двоих, не на велосипедах. Стоит определено попробовать такой опыт. А нам, думаю, даже повторить», — делится Илья Патока.
«Здорово! Необычно! Был ряд остановок, где были экскурсионные вводные по заказнику, рассказывали про обитателей, природную составляющую. Все ехали с улыбками, много снимали на телефоны. Места и виды здесь красивые, мост потрясающий. Только положительные эмоции остались. Ребята молодцы, что придумали такую историю», — отмечает Владимир Мартынов.
6-летняя Алиса Мартынова рассказывает, что и у нее было много впечатлений от экскурсии: «Я видела болота, и лягушки квакали громко. Про новые растения я услышала и про животных тоже. Ехать было совсем не страшно». Улыбаясь, ее папа добавляет, что на обратной дороге дочка даже попросилась вперед.
Гродненка Нелли Никитина вместе с детьми и родственниками из Минска готовится сменить группу на дрезине.
«Мы узнали об этой экскурсии в ноябре, знакомые рассказали. Но похолодало и не решились. А сейчас, когда потеплело, пригласили минских родственников и объединились по интересам. Думаю, что поездка будет увлекательной. По картинкам — все то, что мы любим, дикая природа», — делится женщина.
Для увеличения посадочных мест для второй группы организаторы добавляют еще одну дрезину. Ведущий специалист Республиканского ландшафтного заказника «Озеры» Владислав Мамуль вводит в технические нюансы.
«На этой транспортной дрезине все просто: педаль газа и тормоз. Она немного модернизирована: у нее заменен мотор на китайский марки Honda. Поэтому есть коробка передач, ручка сцепления. Выдает он до 9 «лошадок», — говорит Владислав.
В оригинале же на дрезине стоит двухцилиндровый четырехтактный двигатель «Днепр» или «Урал». И родной мотор стоит на второй дрезине, которая есть в распоряжении заказника.
«При малой загрузке Honda тянет отлично. Если побольше, то надо учитывать рельеф: спускаемся вниз — газ немного убираем, даже в некоторых моментах притормозить надо. Если поднимаемся на горку, то надо разгон брать. Если же едем на заводской, то рельеф можно не учитывать — двигатель мощный», — уточняет Владислав Мамуль.
К слову, это две работающие дрезины в Беларуси. Еще две (в Барановичах и Бресте), но на широкую колею, находятся в музеях как экспонаты.
«Мы сотрудничаем с общественным объединением по сохранению узкоколеек в Беларуси «Неизведанная узкоколейка». Помогает нам Артем Слизкий. Без них мы не сделали бы ничего, потому что у нас есть дорога, но не на чем кататься. У них же есть на чем кататься, но нет дороги, — рассказывает директор Республиканского ландшафтного заказника «Озеры» Дмитрий Морозик. — Они сейчас занимаются поиском и реставрацией раритетных вагонов для создания музея узкоколеек в Дитве под Лидой. Там уже туристы смогут познакомиться с историей узкоколеек, прокатиться на поезде в пассажирском вагоне и увидеть их в деле как промышленный транспорт».
Дмитрий Морозик рассказывает, как появилась идея нового маршрута:
«Торфобрикетное предприятие, которое использовало узкоколейную дорогу, закрылось, а железная дорога осталась. И ею было грех не воспользоваться. Ведь она проходит поперек заказника с востока на запад. 10-километровая дорога после решения всех документальных нюансов оказалась в распоряжении заказника. Мы разработали экскурсию, она стала частью глобальной экскурсии по заказнику. Мы защитили ее в Национальном агентстве по туризму. И сегодня она пользуется большой популярностью. Большие майские выходные были полностью заполнены. Приезжают не только белорусские туристы, но и люди из России, из Китая были». По его словам, теплое время года — самое популярное время для экскурсий. Хотя опыт проведения есть и зимний. «Но из-за того, что, видимо, рядом с рельсами теплее, местные кроты устраивают нам диверсии, — смеясь, добавляет Дмитрий. — Кротовины не давали проехать дрезине. Да и со снегом она тяжелее идет».
По словам директора заказника, в Беларуси всего осталось около 20 узкоколейных железных дорог. Общая протяженность — около 300 км. В основном они все находятся в ведении торфопредприятий и используются для промышленных целей. Но только та, что расположена в Озерах, позволяет окунуться в заповедный мир уникальной природы. Примечателен и тот факт, что эта узкоколейка проходит по крупному (по меркам железных дорог колеи 750 мм) искусственному сооружению — мосту через озера Кань и Белое.
Благодаря тому, что одно из преимуществ узкоколейки — возможность проложить ее в труднодоступных местах, туристы могут забраться в неизведанные места.
«Уникальность заказника в его мозаичности. Заказник «Озеры» располагается в пределах Озерской водно-ледниковой низменности. В сочетании с озерами ледникового происхождения, участками низинных и верховых болот и долинами рек, которые пересекают территорию заказника, рельеф делает ландшафт красочным и необыкновенным. Рельеф меняется очень резко, и из-за этого меняются биотопы и экосистемы. На 10 км сменяются как минимум 6-7 биотопов», — отмечает директор заказника.
Заказник был создан 5 марта 1990 года, чтобы сохранить в естественном состоянии ценные природные лесоозерные комплексы с растениями и животными, занесенными в Красную книгу Беларуси. Его площадь составляет более 23 тыс. га. На территории заказника зарегистрировано более 780 видов сосудистых растений, в том числе 16 охраняемых видов, внесенных в Красную книгу Республики Беларусь (прострел раскрытый, лук медвежий, линнея северная, венерин башмачок настоящий, ладьян трехнадрезной, многоножка обыкновенная).
Животный мир не менее разнообразен, чем растительный. Всего в границах заказника зарегистрировано не менее 188 видов наземных позвоночных животных, среди которых не менее 33 видов млекопитающих, 140 видов птиц, 6 видов пресмыкающихся и 7 видов земноводных. В границах заказника установлено обитание 21 вида животных, занесенных в Красную книгу Республики Беларусь. В их числе такие виды, как рысь европейская, барсук, большой подорлик, медянка. Здесь также обитает и зубр. Кстати, краснокнижник орлан белохвост, рассказывают местные, частенько приветствует туристов на конечной остановке узкоколейки. А четыре остановки на маршруте дают возможность узнать все самое интересное.
В заказнике считают, что идея проводить экскурсии по узколейке — отличная возможность завлечь людей в природу. К слову, вдохновиться на новое и интересное путешествие можно с помощью 3D тура, который разработали в заказнике.