Боюсь, что мужа схватит инфаркт. Белоруски рассказали о зависимости от маркетплейсов

В странеОбщество
Поделись с друзьями

Многие женщины практически перестали ходить по магазинам, а все товары заказывают на маркетплейсах. Сколько денег белоруски тратят на онлайн-шопинг и всегда ли дома оказываются только нужные товары – в материале Sputnik.

Недавно в СМИ появилась информация, что в России выросло количество разводов из-за покупок на маркетплейсах. К такому выводу пришли социологи, подсчитав, что за год россияне потратили на онлайн-шопинг 9 триллионов рублей.

Эта сумма эквивалентна годовому бюджету страны на здравоохранение, ЖКХ, образование, экологию, культуру, СМИ, спорт и даже обслуживание госдолга.

Чаще всего инициатором развода выступали мужчины. Как они признались, им тяжело было мириться с тем, что их жены тратили баснословные суммы на онлайн-шопинг и при этом захламляли квартиры. Такая расточительность в итоге приводила к семейным скандалам, решить которые сумели далеко не все.

В Беларуси также растет популярность онлайн-шопинга. По данным одного из крупных маркетплейсов, в 2024-м спрос на онлайн-покупки среди белорусов вырос на 81% по сравнению с предыдущим годом.

Многие «подсаживаются» на маркетплейсы из-за удобства и экономии времени. Ведь сегодня, чтобы купить нужный товар, не надо никуда ехать, достаточно сделать пару кликов. А пунктов выдачи товаров стало настолько много, что они есть в шаговой доступности даже в новых районах.

Корреспондент Екатерина Воробьева пообщалась с девушками, которые часто совершают онлайн-покупки, и выяснила, сколько ежемесячно они тратят на маркетплейсах и как к этому относятся их родные.

36 товаров за раз

Жительница Минска Елена Семененко призналась, что на маркетплейсах покупает практически все: от «мыльно-рыльных» принадлежностей до одежды себе, мужу и ребенку. По ее словам, не было и дня, чтобы она не выбрала товар и не закинула бы его в корзину.

За 8 месяцев ее выкуп составил около 10 000 белорусских рублей, а это значит, что ежемесячно девушка тратит на онлайн-покупки более 1000 рублей.

Бывали случаи, когда Елена одновременно забирала большое количество покупок. А однажды и вовсе случился рекорд – 36 товаров.

«Перед Новым годом я ждала, пока придут все товары, чтобы забрать их вместе. И когда я пришла в пункт выдачи, там стояла огромная очередь. Девочка-сотрудник громко сказала: «У вас 36 товаров», на что я при всех с юмором ответила: «Боже, не позорьте меня, пожалуйста». Вся очередь начала громко смеяться, особенно шок был у мужчин. И когда мне вынесли все товары, я заняла, наверное, половину этого пункта», – рассказала минчанка.

По словам девушки, из-за больших трат она часто ругалась с супругом, он называл ее увлечение болезнью. Однако Елена сумела защитить свою точку зрения. По ее мнению, женщины должны отстаивать свои «хотелки»: мужчины подстроятся, если они действительно любят, считает Елена.

«Я же ведь свои деньги тратила, а не общие – всегда стремилась к росту, развивалась в профессиональном плане. Я работала и зарабатывала хорошо. И чем выше становилась заработная плата, тем больше становились мои расходы на маркетплейсах», – уточнила собеседница.

После того, как муж Елены смирился с ее увлечением, она начала брать его с собой в качестве помощника в пункты выдачи товаров. Правда, делает это не всегда.

«Конечно, когда очень много покупок, я его с собой не беру, дабы просто он инфаркт не получил», – добавила Семененко.

Сейчас девушка временно осталась без работы. Но, как она сама отмечает, ей это пошло на пользу – она перестала совершать онлайн-покупки. Хотя без «ломки», отмечает минчанка, не обошлось.

«В моей корзине до сих пор лежит, наверное, штук 400 товаров. Чем больше я сижу без маркетплейсов, тем все больше и больше я понимаю, что это реально была какая-то болезнь. Но сейчас я уже жду зарплату, когда смогу опять покупать, но более обдуманные покупки совершать, а не только одни шмотки», – заключила собеседница.

Туфли с жемчугом и свет для цыплят

Борисовчанка Анастасия – блогер. В соцсетях она делится с подписчиками своими онлайн-покупками, а иногда даже просит их помочь определиться с какой-то вещью. Знают девушку не только в интернете – сотрудники пунктов выдачи всегда рады видеть свою постоянную клиентку и даже иногда отпускают ее без очереди.

«То, что тебя знает персонал на пункте выдачи и может без очереди быстренько отпустить – это единственный бонус постоянных клиентов», – улыбается Анастасия.

По ее словам, заказы она делает 3-4 раза в неделю и покупает абсолютно все, что придет в голову. В среднем девушка тратит в месяц порядка 800 – 1000 рублей на онлайн-шопинг. Из этой суммы примерно 70% денег уходит на себя любимую, еще около 25% – на ребенка, и оставшееся – на мужа.

«Ко мне может прийти какая-нибудь спонтанная идея – например, придумала разводить цыплят. И я понимаю, что надо купить какой-то свет или еще что-нибудь. Одежду очень много покупаю, наверное, больше всего именно ее. Сейчас буду забирать свои очередные покупки – заказала белый кардиган, потрясающее короткое платье, резиновые сапоги, пару лаков для работы и нижнее белье», – рассказала Анастасия.

Также девушка часто заказывает «химию» для дома и книги.

Наравне с нужными покупками в квартире Анастасии нередко оказываются вещи, без которых можно было бы обойтись. Однажды девушка приобрела прозрачные туфли с жемчугом, которые, по ее словам, в повседневной жизни не наденешь, да и куда-то выйти в свет – тоже. Единственное применение такой обуви – фотосессия.

«Бывает, листаешь какие-нибудь тиктоки, а там попадаются подборки. Смотришь и думаешь, как женщина любая, я не знала, что хотела, пока не увидела у подруги», – объяснила собеседница импульсивные покупки.

Она также призналась, что друзья и подписчики считают ее зависимой, но она не обращает внимания на чужое мнение. Не высказывает претензий к покупкам Анастасии и ее муж – по словам девушки, у них раздельный бюджет и на покупки она тратит свои деньги.

При этом Анастасия отметила, что получает радость не только от онлайн-покупок – ей в принципе нравится шопинг и она с удовольствием тратит деньги в торговых центрах.

300 рублей на мелочи

Далеко не все любители маркетплейсов оставляют там большую часть своей зарплаты. Есть немало и тех, кто покупает по мелочам, но часто, за месяц набегает порядка 200-300 рублей.

Виктория Мехедко – в числе таких людей. Девушка призналась, что ежедневно просматривает товары в интернете и читает отзывы, а заказы делает несколько раз в неделю. По ее словам, больше всего она любит покупать различные предметы для интерьера – декоративные свечи, сухоцветы и многое другое. А еще вместо привычных цветных губок для мытья посуды она приобретает черные – под цвет кухни.

«Я не покупаю ничего того, что потом не использую. Но, допустим, черные губки – если бы я пошла в магазин и их там не нашла, я бы выбрала цветные. Я бы не бегала по магазинам и не искала. Но поскольку уже есть возможность выбора чего угодно на маркетплейсе, то почему бы и не купить», – рассказала Виктория.

По словам девушки, самое горячее время для покупок – это праздники. Так, в декабре Виктория потратила на маркетплейсах 600 рублей, докупая разные мелочи к основным подаркам.

Не жалеет денег девушка и на себя. Правда, признается, что от некоторых вещей можно было бы отказаться, но ей приятно, что они у нее есть. Например, она четыре раза в год меняет чехол на телефон – в зависимости от поры года.

Виктория также отметила, что весь онлайн-шопинг выстроен так, что человек начинает искать одну вещь, а ему автоматически предлагают посмотреть еще что-нибудь.

«Оно очень засасывает. Я, например, выбираю кофточку, а мне еще майка «подтянулась» – и все, я уже начинаю смотреть майки», – улыбается собеседница.

В то же время Виктория не относит себя к зависимым людям – выбор в пользу онлайн-шопинга делает из-за экономии времени, а иногда – из-за лени.

«Раньше, когда надо было джинсы выбрать, я могла объехать пять магазинов. Для этого выбирала какой-то выходной. А сейчас мне даже не хочется этого делать – я знаю, что закажу 5-10 джинс. И даже если ничего не подойдет, то я перезакажу, но при этом не потрачу много времени», – сказала Виктория.

В окружении Виктории только несколько человек отрицают покупки на маркетплейсах. С остальными подружками она часто обсуждает онлайн-шопинг.

«Раньше пойти забрать заказ в пункт выдачи было каким-то событием. А сейчас это уже все стало как в порядке вещей. Это что-то вроде того, как после работы зайти в магазин за хлебом», – заключила собеседница.

На мусорку или в хорошие руки?

Как бы ни любили девушки шопинг, наступает такой момент, когда приходится задаваться вопросом: «А куда это все девать теперь?». Даже в самых больших квартирах заканчиваются полочки и шкафчики для многочисленных женских «штучек».

«Мы строим дом, пока туда свозим и есть, в чем там ходить: и в огороде, и в грибы в лес. Хорошие вещи отдаю маме – она самая модная женщина своего возраста на районе. Также она на дачу себе кое-что отвозит, то, что ей не подходит, подружкам своим и дочерям подруг передает», — поделилась судьбой поношенных вещей Елена Семененко.

Блогер Анастасия тоже нашла применение б/у вещам: праздничное и приобретенное для съемок, а также детские вещи, которые надевали всего пару раз, девушка продает в социальных сетях. Также некоторые приобретения, когда те перестают быть нужными, она отвозит на дачу.

«А что-то просто висит либо лежит и ждет своего часа на случай «а вдруг пригодится», – улыбается Анастасия.

Продает ненужные приобретения и Виктория Мехедко. Но только в том случае, если вещь дорогая и сохранила товарный вид. Если же одежда недорогая, но в хорошем состоянии, девушка отдает ее на благотворительность.

«А если это мелочь, типа украшения, которое окислилось, то я выбрасываю», – рассказала Виктория.

А что говорят психологи?

Психолог Наталья Прусакова называет шопоголизмом разновидность зависимого поведения. Его истоки специалист видит в неосознанном желании уйти от реальной жизни для того, чтобы справиться с тревожностью, внутренней пустотой, стрессом.

«С помощью чрезмерных покупок человек пытается восполнить потребность, которой недостает – безопасности, любви, спокойствия, получить позитивные эмоции. Процесс покупки вызывает всплеск серотонина (гормона счастья – Sputnik). И когда в повседневной жизни человек не может его получить другим способом, появляется эмоциональная зависимость от покупок», –рассказала Прусакова.

По ее словам, при эмоциональной зависимости человек теряет контроль. В случае, если не получается что-то купить, появляется тревога и раздражение.

Также она отметила, что шопоголизм может выступать, как когнитивное искажение – человек поощряет себя дорогой покупкой, как будто давая себе разрешение, что он это заслужил. По ее словам, современное общество поощрят и стимулирует шопоголизм с помощью рекламы и маркетинговой активности.

Психолог считает, что, если спонтанные покупки становятся навязчивостью и мешают комфортной и качественной жизни, необходимо обратиться к специалисту.

«Нужно разобраться, в какие моменты человек совершает эти покупки: когда ему скучно, когда его обидели, когда не складываются отношения с партнером. Нужно понять, что он испытывает, чувствует в этот момент, какие мысли возникают, запуская спонтанные покупки. Когда выявляется, что человек получает благодаря покупкам, каких ресурсов ему не хватает, тогда он может добрать их в чем-то другом – например, переключившись на спорт, приготовление какого-то вкусного блюда, общение с друзьями», – отметила психолог.

Также она порекомендовала применять финансовую осознанность и тщательно планировать свои траты. Кроме того, решить проблему шопоголизма могут помочь дыхательные практики и медитации, а также работа со своими мыслями.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.