О том, какие вопросы за праздничным ужином на Песах задают еврейские дети и когда в стране начнут выпекать мацу, рассказал Sputnik Главный раввин Религиозного объединения общин прогрессивного иудаизма в Беларуси Григорий Абрамович.
Один из главных праздников религиозного иудейского календаря, Песах, иудейский мир готовится встретить 22 апреля.
«Песах в этом году начнется в понедельник вечером, 22 апреля, и закончится во вторник на следующей неделе, 30 апреля. Он длится восемь дней и традиционно отмечается в месяц Нисан по еврейскому календарю», — рассказал раввин Григорий Абрамович.
По его словам, согласно древним традициям в первый и второй, а также в седьмой и восьмой дни Песаха проводятся специальные трапезы — седеры.
Седер означает порядок проведения трапезы, во время которой вспоминаются события, касающиеся выхода евреев из Египта более 3 тысяч лет назад, пояснил он.
«Каждая деталь седера очень символична. И очень важно об этом рассказать нашим детям, которые присутствуют на этом длительном позднем ужине», — подчеркнул раввин.
Он обратил внимание, что есть древняя заповедь о том, что детям обязательно нужно рассказать о выходе еврейского народа из египетского рабства и приходе на землю Израиля. Именно об этом во время позднего седера рассказывают детям.
Детские вопросы о традициях Песаха
По его словам, важным с точки зрения традиций и символики блюдом, которое на Песах ставят на стол, является маца.
«Когда ребенок спрашивает о ней, мы поясняем, что это хлеб, сделанный из муки и воды, который не должен закваситься. Маца это символ того, что евреям нужно было так быстро уходить из египетского рабства, чтобы спастись, что тесто не успело закваситься. Маца, сделанная из воды и муки без закваски, символизирует этот исторический выход из рабства» , — сказал он.
Второй вопрос ребенка на седере — о горькой зелени, продолжает раввин.
«Мы ему отвечаем, что горькую зелень евреи едят как напоминание о горечи рабства. На вопрос ребенка о том, почему евреи во время трапезы макают овощи в соленую воду, мы объясняем, что овощи — это символ наступающей весны», — отметил раввин.
А то что, горькую зелень макают в сладкую пасту, объясняется тем, что египетское рабство евреев в древности «начиналось достаточно сладко», пояснил раввин.
И четвертый детский вопрос во время седера — почему евреи за столом располагаются полулежа.
«Ответ простой — это древний символ того, как располагаются за столом свободные люди», — продолжил собеседник агентства.
Он также отметил, что во время седера евреи стараются максимально рассказать детям о традициях, истории еврейского народа, о получении свободы и десяти заповедях Моисея.
Следует отметить, что праздничный седер на Песах у евреев длится не менее четырех часов, во время которых идет общение, рассказ о традициях, религии, исторической памяти.
Кроме этого, существует традиция, что в конце трапезы ребенок должен найти спрятанный кусочек мацы.
Про мацу, кашрут и бизнес
По словам раввина, мацу в Беларусь на Песах привозят из Израиля или из России.
«В Беларуси еще до «перестройки» пробовали печь мацу, но потом стали привозить ее из других стран. Может быть, наступят времена, когда и в Беларуси начнут делать мацу. На самом деле, это не сложно, просто есть определенные моменты. И в первую очередь — это требования кошерности, конечно», — сказал раввин.
Отвечая на вопрос, может ли когда-нибудь в Беларуси появиться кошерная пекарня, где будут делать мацу, собеседник агентства сказал, что очень на это надеется, но есть ряд моментов, которые должны выполняться. По его словам, тот, кто производит продукцию, должен окупить свое производство.
«Я надеюсь, что появится не только сообразительный специалист по кашруту, раввин, но и бизнесмен, который скажет — вот план, я все просчитал и можно запускать производство мацы в Беларуси!», — сказал собеседник Sputnik.
По его словам, уже были пробы производства мацы в Беларуси, даже с одним из хлебозаводов обсуждали эту возможность, но пока вопрос не решен.
«До перестройки в Беларуси пекли мацу дома, но сейчас нужны другие объемы — маца нужна в общины от Бреста до Витебска, от Могилева до Гомеля. Тысячам людей в Беларуси нужна маца. Это промышленные объемы, но я уверен, что будет когда-нибудь налажено ее производство в нашей стране. Кошерный ресторан в Минске же появился», — сказал раввин.
Четыре тоста на Песах
Он также рассказал, что седер на Песах это не только маца.
«Подготовка к Песаху это достаточно сложный процесс. Подготавливается квартира, кухня, мы убираем весь хамец (квасное), чтобы не было в квартире ни хлеба, ни макарон, ни даже виски в баре», — отметил раввин.
По его словам, за пасхальным седером принято выпивать четыре бокала вина и петь.
«Каждый бокал — это обещание всевышнему помнить о событиях выхода евреев из египетского рабства. Это определенные тосты», — сказал Абрамович.
Он также отметил, что традиция пения на Песах в Беларуси уже 20 лет сопровождается канторскими международными фестивалями. В этом году такой фестиваль также состоится — в синагоге на улице Шорная в Минске.