Импорт долой! Белорусским товарам выделят лучшие места на полках магазинов
Никакой "Кока-колы" из недружественных стран – только продукция МЗБН. Никаких чипсов в тубусах – только "Онега". Скажем твердое "нет" их "Хеннеси" и "Бурбону" – даешь "Вечер с незнакомкой"! Так решили в МАРТ, а о подробностях рассказал его глава Алексей Богданов.
В Беларуси разрабатывают проект нормативно-правового акта, который обеспечит белорусским товарам лучшие места на полках магазинов, заявил министр антимонопольного регулирования и торговли Алексей Богданов, передает БелТА.
«Чтобы отечественная продукция находилась в зоне доступа, было удобно для глаз и просто дотянуться», – сказал чиновник.
Он также добавил, что доля продаж белорусских товаров увеличивается, и это «результат целенаправленной работы, которую проводит правительство нашей страны». И «эту работу мы будем продолжать».
Нельзя не отметить, что годами (до введения белорусскими властями санкций в отношении товаров из западных и восточных стран) доля импорта в торговле росла, несмотря на все предпринимаемые властями действия, решения и усилия.
Зарплата – выше, импорт – ближе
Отметим, что проблема с теми же свежими овощами никуда не делась: этой весной огурцы да помидоры с перцем «позолотели». Но в том же МАРТ клятвенно пообещали проблему с отечественными сезонными овощами решить.
И если какие-то экзотические продукты в Беларуси не производят, то холодильники, телевизоры, стиральные машины и прочее делают. Но беда в том (и об этом не раз говорили экономисты), что даже при низких зарплатах белорусы стараются купить импортную технику. А уж когда в стране средняя зарплата в долларовом эквиваленте растет, то почти все поголовно переходят на иностранные бытовые приборы с ярлыками «маде не у нас».
Похожая ситуациям и в России, где обширный ассортимент промтоваров (не говоря уж об экзотических и не только продуктах) – это результат кооперации иностранных производителей.
«Подавляющая часть розничной торговли непродовольственными товарами повседневного спроса, за исключением топлива, формируется за счет импортных товаров», – констатировал в 2020 году директор Центра экономической экспертизы Института государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ Марсель Салихов.
Даже пандемия, разорвавшая цепочки поставок и ставшая причиной задержек завоза товаров, оказалась бессильна разрушить импортозависимость потребительского рынка России. В 2020 году доля импорта даже несколько увеличилась по сравнению с 2019 годом – до 75,8% с 73,5%.
Ситуация в Беларуси до недавних времен ничуть не отличалась, несмотря на то что МАРТ ассортиментным перечнем обязал предприятия торговли держать белорусские товары на полках, а средства ретейла – в замороженном состоянии.
В полках ли дело?
О мерах, которые предпринимают белорусские власти, стараясь увеличить долю белорусских товаров в розничной торговле, можно писать много, но обойдемся констатацией результатов.
Если говорить о продовольственных товарах, то их доля в торговле (за исключением микроорганизаций) сократилась с 77,2% по итогам первой половины 2020 года до 76,4% за тот же период 2021 года. При небольшом (на 1,3% в годовом выражении) росте розничного товарооборота продуктами питания, напитками и табачной продукцией в сопоставимых ценах.
Доля же непродовольственных отечественных товаров снизилась с 41,5% в первой половине 2020-го до 40,1% в соответствующий период 2021-го.
И это не случайность, подтверждающая закономерность: и на полках магазинов, и в кассовых чеках снижение количества белорусских товаров продолжается много лет. С 2010-го по 2020-й доля импортных товаров в розничной торговле выросла с 29,8% до 44,2%.
Причем наблюдалось снижение доли как отечественных продуктов (на 6,2%, до 76,8% по итогам 2020 года), так и непродовольственных товаров – аж на 22,6%, до 35,9%.
При этом принята государственная программа, согласно которой правительство намерено увеличить к 2025 году долю отечественных продовольственных товаров до 80%, а непродовольственных – до 63%.
Очевидно одним из способов достигнуть желаемого и стал готовящийся в недрах МАРТ документ: судя по всему, чиновники считают, что проблема не в качестве и/или в соотношении «качество-цена», а исключительно в «доступе» рук и глаз белорусов.
Кроме того, помочь победить импорт должно и решение о том, что при реализации через фирменные и интернет-магазины отечественных непродовольственных товаров разрешено (новой редакцией постановления №713) не применять предельные максимальные торговые надбавки.
Этим же постоянно «корректируемым» документом при формировании цен на некоторые белорусские товары в розничной торговле можно на 10% увеличивать предельные максимальные торговые надбавки (с учетом оптовой).
Источник: Tochka.by