Школьная программа часто так плотна, что детям не остается времени на отдых в течение учебного года. А что делать летом? Время летних каникул — самый длинный перерыв в системном подходе образования ребенка.
Вопрос о том, следует ли продолжать образовательные занятия во время школьных каникул, актуален для многих родителей. С одной стороны, каникулы предназначены для отдыха и развлечений, чтобы дети могли восстановить силы и получить новые опыты. С другой стороны, продолжение обучения может помочь поддерживать уровень знаний и избежать забывания материала. Как поступить?
Blizko.by разбирается вместе с экспертами и родителями.
Что говорят исследования на эту тему?
Исследования в области образования указывают на то, что учителям приходится сталкиваться со значительными трудностями в вопросах актуализации знаний и навыков учеников после длительного перерыва летних каникул.
После длительного каникулярного периода детям сложно вернуться к активной работе и войти в рабочий ритм.
Рекомендацией в таких ситуациях, как правило, служит, настоятельное напоминание родителям, что полная свобода и праздное безделье неблаготворно влияет на школьников.
Также, рекомендуются обязательные занятия по поддержанию умственной активности. Занятия не должны быть сложными, детский мозг способен работать без принуждения, если это делается интересно и с увлечением.
При этом, выяснилось, что школьная программа часто так плотна, что детям требуется длительный полноценный отдых. И лето является единственным способом помочь ребенку расслабиться и освободить скопившийся негатив.
А отказ от полноценных каникул для растущего организма не рекомендуется. Если же занятия все же необходимы, то лучше всего выбирать творческие направления, такие как рукоделие, рисование, лепка или использование пальчиковых красок. Творчество не только развивает таланты, но и способствует общему интеллектуальному развитию.
Физическая активность также играет ключевую роль в развитии детей. Это может быть морское плавание или простая беготня по деревне у бабушки. Важно поддерживать баланс и не перегружать детей.
И поскольку исследователи в своих выводах поделились на два противоположных лагеря, мы с этими же вопросами пришли к белорусским специалистам и спросили их мнение по ситуации.
Что говорят белорусские эксперты?
Профессионалы сходятся в том, что мозг и руки быстро привыкают бездельничать. А привычка учиться — притупляется, и с каждым учебным годом ее нужно вырабатывать заново. На это требуется время и ресурсы всех участников процесса: учителей, детей и их родителей.
— Нужен баланс во всем! Полностью на учебу летом я не рекомендую закрывать глаза. Потому что три месяца — это очень длительный срок. Ребенок может реально после такого перерыва выйти как чистый лист. Но и нельзя пренебрегать прогулками и активностями. В идеале активные прогулки минимум 1,5 часа в день. Пешие, спортивные площадки, самокат, велосипед. Образовательные занятия желательно не более 30 минут в день. Их лучше разбить на составляющие: утром прописи, если это ребенок начальных классов, в обед и вечером чтение. Образовательные предметы тоже можно разбить: один день письмо, другой день математика. В выходные пусть будет полноценный отдых. Детям старше я рекомендую писать сочинения или небольшие заметки о своих событиях в жизни, ну и, конечно же, читать. Летний отпуск от учебы — можно сделать на 2-3 недели, — говорит Марина Бондаренко, профессиональный логопед с более чем 10-летним практическим опытом.
Забегая вперед с ответами мам-участниц интервью, стоит отметить, что бытует мнение о том, что ребенок должен обязательно научиться кататься на двухколесном велосипеде, чтобы быстрее и красивее начать писать. Аргумент — катание способствует развитию моторики, и поэтому этот навык дается легче. Особенно детям первых классов.
А что на эту тему говорит педагог и учитель начальных классов?
— Безусловно, освоение навыка езды на велосипеде — очевидный показатель работы межполушарных связей. Да, в некоторых случаях дети, которым сложно осваивать чтение в первом классе, не умеют кататься на велосипеде. Возможно, у них есть вопросы в межполушарном взаимодействии и стоит обратиться к нейропсихологу. Но езда на велосипеде — отнюдь не показатель развитиям готовности к школе вашего чада. А вот то, что процесс обучения нельзя прерывать на длительный период, особенно летом — это однозначно правда. Навык нужно поддерживать, иначе он забывается или утрачивается. В любом детском возрасте это необходимо делать обязательно. Ритм и наполняемость образовательного процесса во время школьных каникул нужно рассчитывать индивидуально для каждого ребенка. У каждого свои способности, — отвечает Сковинская Людмила Михайловна, педагог, репетитор и учитель начальных классов высшей квалификационной категории.
О том, зачем ребенку нужен навык катания на велосипеде, мы спросили и у логопеда.
— Я бы не сказала, что есть прямая связь между катанием на велосипеде и умением верно держать руку и писать. Но этот навык в целом очень важен. Развитие праксиса идет следующим образом: общая моторика, мелкая моторика и артикуляционная. Поэтому общая моторика — это база для всего двигательного развития. Катание на двухколесном велосипеде — это больше про баланс, ощущение своего тела в пространстве, ориентация в пространстве, развитие вестибулярной системы и координации. Я считаю, что это один из самых полезных навыков для детей. Ориентируясь в пространстве и вокруг себя, ребенку проще затем ориентироваться на листе бумаги, в книге, тетради. Но, безусловно, ребенок может успешно усвоить письмо, даже если он не умеет кататься на двухколесном велосипеде. Но это умение я настоятельно рекомендую развивать всем детям, — комментирует Марина Бондаренко.
Мнение детского невролога мы посчитали также важным в данном вопросе, поэтому не могли обойти его стороной.
— Исследования указывают на то, что летние каникулы могут привести к снижению мотивации усвоения учебного материала, навыков чтения и письма. В то же время, активное выполнение домашних заданий способствует развитию самостоятельности, волевых качеств и ответственности у детей начальной школы. Таким образом, необходимо сохранять активность в обучении, не откладывая учебные материалы. Я советую использовать игровой подход к обучению, чтобы делать занятия более разнообразными и интересными, при этом не нагружая ребенка. Что касается навыка катания на велосипеде, то нет однозначной рекомендации для каждого ребенка. Все индивидуально. Ну а то, что в целом полезно уметь кататься на велосипеде, это уже знает каждая мама, — подчеркивает детский невролог Виктория.
А вот учитель по английскому языку Ирина Коржова даже приводит данные научных исследований в поддержку летнего образования:
— Исследования показывают, что знания иностранных языков быстро забываются. Разговорная речь требует постоянной практики, без неё словарный запас уменьшается, а использование фраз и оборотов становится менее автоматичным. Существует даже термин «языковое истощение». Важно помнить, что возможность говорить на втором языке так же, как на родном, уменьшается с возрастом. Мозг теряет свою гибкость. Поэтому отказ от практики может быть не самым лучшим решением для тех, кто стремится к совершенству в языке. Мое мнение — регуляторику занятий продолжать даже в летний период. Форму образовательного процесса можно заменить на игровую. Тогда это будет почти развлечением для ребенка.
А что же говорят наши читательницы-мамы и их дети?
— Трудно однозначно ответить на данный вопрос. Надо учитывать характер и темперамент ребенка, и его заинтересованность в учебе. Например, мой сын занимается в секции каратэ. Тренировки проходят трижды в неделю. Но при этом ребенок так увлечён, что занятия доставляют ему удовольствие. И вопрос о прекращении тренировок летом даже не стоит. А вот уже чтение по списку заданной литературы на лето нам даётся сложнее. Чтобы не утерять навык, мы установили правило: каждый день мой сын читает 4 страницы, чтоб потом иметь возможность играть в планшет. Считаю, что всё должно быть в равновесии. Конечно, нагрузка не должна быть как во время учебного года, но уделить час в день на чтение или письмо, чтоб совсем не забыть, вполне реально, и нужно на мой взгляд, — поделилась мнением Анастасия Богомолова, мама двух мальчиков.
— У меня трое детей. Старшая дочь лето проводила у бабушек, за это им отдельное спасибо. Поэтому все кружки на лето у нас были «на стопе». А вот в начальной школе обязательно оставляли прописи и чтение. У дочери никогда не было проблем с учебой, поэтому после лета в школе все было прекрасно. Мое мнение, что пройдя этот путь со старшей дочерью, я считаю, что дети во время учебного года достаточно загружены (уроки, дополнительные кружки, различные занятия), и с каждым классом эта загруженность становится больше. Поэтому летом ребенок должен отдохнуть, набраться сил. Это не значит, что нужно сидеть в телевизоре или планшете. Ребенку нужно общаться с друзьями, купаться, кататься на велосипеде, посещать музеи, выставки. Другими словами — это должен быть активный отдых. Конечно же, и чтение никому ещё не навредило. Всё должно быть в меру. Что касается младших детей, то в летний период мы стараемся повторять, чему научились у логопеда за год. Но, например, среднему сыну, конечно же, больше хочется играть с друзьями, кататься на велосипеде. Он строит планы, как поедет к бабушкам, пойдет в поход и какую рыбу словит на рыбалке. Нам остаётся только поддержать его желания, ведь это и есть детство, — говорит Елена, мама троих детей.
Старшеклассница Полина ответила на наш вопрос коротко, но предельно ясно.
— Да, можно повторять какие-то предметы, чтобы не забыть, но без фанатизма.
Выводы, которые мы сделали, разыскивая ответ на этот вопрос
Плюсы продолжения обучения во время летних каникул:
- Сохранение знаний. Регулярные занятия помогают удерживать информацию в памяти.
- Готовность к новому учебному году. Подготовка к началу нового года может снизить стресс и неуверенность в успехе.
- Развитие самостоятельности. Дети учатся управлять своим временем и самостоятельно решать задачи.
Минусы продолжения обучения во время летних каникул:
- Отсутствие отдыха. Необходимость постоянно заниматься может привести к усталости и стрессу.
- Отсутствие разнообразия. Каникулы — это время для новых опытов и интересов, которые могут быть забыты при постоянных занятиях.
А что же в конечном остатке?
Важно найти баланс:
- Интересные занятия. Выбор активностей, которые интересны ребенку, может сделать обучение более приятным.
- Регулярные перерывы. Периодические перерывы помогают сохранить энергию и внимание.
- Особенности каждого ребенка. Образовательный процесс в любое время года зависит от индивидуальных потребностей каждого ребенка и его семьи, а тем более во время летних каникул. Важно это учитывать, чтобы подобрать подходящий график занятий и отдыха.