Вместо двух отдельных курсов в старших классах теперь вводят интегрированный предмет, объединяющий историю Беларуси со всемирной. Новые учебники для 10-го класса изданы тиражом более 113 тысяч и разошлись по школам. В новшествах учебного пособия разбирался корреспондент Sputnik.
2020 год
Министр образования Андрей Иванец уже пояснял, что готовится учебник для 11-го класса. В нем, помимо прочего, отражены события 2020 года. Пробный вариант этого пособия с начала этого учебного года используют примерно в двух десятках школ.
Пока же широкой общественности доступна первая часть учебного пособия для 10-го класса, в котором охвачен период с древнейших времен до конца XIII в. Кстати, именно такой экземпляр глава Минобразования вручил президенту Беларуси Александру Лукашенко на Республиканском педсовете в конце августа.
Будет второй том
На два отдельных курса истории, о которых сказано выше, отводилось по 35 часов в год (по часу в неделю). На интегрированный курс выделено 70 часов в год (2 часа в неделю).
В 10-м классе изучается история с древнейших времен до конца XVIII в., но так как там и всемирная история, и история Беларуси, то учебник получается очень большой, если учесть санитарные нормы (по весу книги). Поэтому решено издать его в двух частях. Сейчас любой желающий может прочесть первую часть: она выложена на сайте Академии образования.
Основное новшество учебника, которое бросается в глаза, это объединение всемирной и белорусской истории в один предмет.
Вместе или раздельно
Ведущий научный сотрудник центра истории науки и архивного дела (Институт истории НАН Беларуси), кандидат педагогических наук, доцент Марина Краснова пояснила Sputnik, что в разных странах могут изучать отечественную историю и отдельно, и вместе с мировой.
«Стран, где история изучается интегрированными курсами, достаточно много. В данном случае речь идёт о том, какой мы хотим получить результат, какую цель достигнуть», — отметила она.
В базовой школе, то есть до 9-го класса, ученикам надо дать целостное представление об историческом процессе. Для них материал структурирован по отдельным регионам. В Беларуси, как правило, выделяют историю стран Запада, стран Востока и России. История Беларуси изучается параллельным курсом.
«Школьники видят, как развивалась история, начиная с древнейших времен, с момента появления человека, вплоть до настоящего времени. Но при таком подходе сложно понять, какое место занимала Беларусь, как она развивалась», — констатировала эксперт.
Поэтому в старших классах и появился интегрированный курс. Это не просто механическое объединение двух курсов. Была разработана новая программа. История разных макрорегионов не отделена друг от друга. Все события выстраиваются в хронологическом порядке.
Изучая, например, вопрос появления человека и расселения его по разным континентам, школьники сразу видят, когда и как пришли первые люди на территорию Беларуси. Этот курс помогает увидеть общемировые тенденции и то, как они развивались на территории страны.
«И тогда очевидно, что Беларусь проходила те же самые закономерные этапы, что и другие страны. Но в силу своих особенностей она проходит свой уникальный путь развития. Я бы это сравнила с жизнью отдельных людей. Все проходят одни и те же этапы: детство, подростковый возраст, юность, зрелость… Но результаты зависят от существующих возможностей и приложенных усилий. И нам есть, чем гордиться», — отметила историк.
Не просто набор фактов
Марина Краснова подчеркнула, что изучение истории не означает механическое запоминание большого количества фактов.
«Самое главное, чтобы человек понимал историю», — считает она.
Кандидат педагогических наук обратила внимание, что в школе история изучается на разных уровнях. Есть курс «Мая Радзiма – Беларусь», который проходят в 4-м классе.
«Он выстроен только на материале нашей национальной истории и представляет собой отдельные эпизодические рассказы о наиболее ярких событиях, о значимых исторических личностях», — пояснила специалист.
С 5-го по 9-й классы преподается уже академический курс, чтобы дети получили более полное представление об историческом процессе. Как раз в этих классах есть два отдельных курса: всемирной и отечественной истории.
Детей учат оперировать историческим материалом, чтобы, выйдя из стен школы, они могли при необходимости получать знания самостоятельно и умели анализировать исторический материал.
Старшая школа
В 10-м и 11-м классах задача немного иная. У старшеклассников уже есть целостное представление об историческом процессе, но очень важно показать им Беларусь во всемирном историческом процессе.
Причем, в начале 2000-х в старших классах уже вводили интегрированный курс, но не во всех школах. Это был образовательный эксперимент, для которого были разработаны программа и учебные пособия. Сейчас к этой идее вернулись.
«Курс строится так, чтобы школьники с одной стороны увидели место Беларуси, но с другой стороны обратили внимание и на то, как протекают исторические процессы. Например, если говорить о возникновении и становлении государства как такового, то разбираем это на истории различных государств. В базовой школе разные этапы развития государства изучаются в разных классах. Интегрированный курс дает возможность рассмотреть этот процесс на одном-двух уроках», — объяснила эксперт.
Фактически от изучения фактов школьники переходят к теории. Это и дает понимание исторического процесса.
Без зарубежных грантов
«В 2022 году у нас была принята концепция школьного исторического образования. Это уже третий вариант. До этого были концепции, принятые в 1991-м году и в 2009-м. Они продолжают и развивают друг друга. И во всех этих концепциях отмечено, что история – фактор национальной безопасности, потому что она формирует то, что называется самосознанием народа», — рассказала Марина Краснова.
Она обратила внимание, что до недавнего времени проблемой школьных учебников было то, что они представляли, по сути, авторский взгляд на историю. Теперь в Беларуси разработана концепция национальной государственности. Институтом истории разработана и издана пятитомная история белорусской государственности.
«Там изложен национальный взгляд на историю, который основывается на нашей национальной идеологии. Я понимаю, что сейчас многие начинают думать сразу: вот опять идеология, это так плохо. А это не плохо, это нормально», — отметила кандидат наук.
Все страны основывают свою историю на базе национальной идеологии. Если этой основы нет, значит учебники по истории напишут по чужому образцу, под кураторством иностранцев и за счет зарубежных грантов.
Сотрудничество с Россией
Уже давно обсуждается вопрос о разработке единых подходов и подготовке единого учебника истории для разных стран. Как отметила Марина Краснова, это касается не только Союзного государства. Это общемировая тенденция.
Она добавила, что совместно с Россией подготовлены учебные пособия по истории Великой Отечественной войны и истории Союзного государства.
«А вообще совместных проектов очень много: это и проведение конференций, и совместные исторические и археологические исследования, это и научные издания, подготовленные специалистами из разных стран. Идет сотрудничество и в направлении поиска и публикации архивных документов», — отметила специалист.