Запрет на поставку из Евросоюза в Беларусь одежды, бывшей в употреблении (секонд-хенд), который начнет действовать с 2 октября, рискует стать довольно болезненной мерой для белорусов. Неудобства ощутят как потребители, привыкшие экономно одеваться в брендовые вещи, так и бизнесы, торгующие в этой нише.
Масштаб проблемы, по оценкам экспертов, выглядит так: одежда секонд-хенд продается в более чем 2,8 тыс. мест торговли и занимает приблизительно 35-40% рынка одежды в стране. Ежегодно в страну ввозится таких товаров на общую сумму около $60-80 млн, рассказывает Myfin.by.
Данные Белстата говорят о том, что расцвет бизнеса секонд-хенд пришелся на 2019 год, когда в страну было ввезено 48,3 тыс. т такой одежды на общую сумму $87,3 млн. После просадки импорта в 2020 и 2021 годах до 44 и 41 тыс. т соответственно, в деньгах поставки оценивались в $59 и $62 млн. Таковы последние открытые данные о внешней торговле.
В то время как поставки секонд-хенда из стран СНГ/ЕАЭС составляли менее 1%, ввоз из стран ЕС составлял 97,5%. В частности, в 2021 году 4,7 тыс. т одежды секонд-хенд было поставлено из Польши, 3,8 тыс. т – из Литвы, 1,93 тыс. – из Нидерландов. Еще 2,33 тыс. т секонд-хенда поступило из Великобритании, а 25,8 тыс. т прибыли под грифом «Страна неизвестна».
Менее масштабным был экспорт одежды секонд-хенд из Беларуси, достигший пика в 2018 году, когда отгрузки вышли на 15,5 тыс т, что в деньгах составило $11,07 млн. В предкризисном 2019 году экспорт бэушной одежды сократился в физическом объеме до 14 тыс. т, но подорожал до $16 млн.
Что за бизнес такой?
Секонд-хенд классифицируется как объемная товарная позиция по ТН ВЭД ЕАЭС: «Одежда и обувь б/у», код 6309. В эту категорию попадает только одежда и обувь с признаками значительного износа, поставляемые навалом или в тюках, в мешках или аналогичной упаковке. Так что ввезти под видом секонд-хенда одежду с бирками, ценниками, сложенную ровными стопками, в упаковке не получится – конфискуют.
Растаможивать бэушную одежду можно только в строго определенных пунктах таможенного оформления «Белтаможсервиса». При этом при ввозе взимается таможенная пошлина – 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,18 евро/кг. Кроме того, импортеры платят ввозной НДС в размере 20% и таможенный сбор 50 рублей. Для сравнения: пошлины на новую одежду согласно ЕТТ – в основном 10-15%, но не менее 1,3–2,2 евро/кг.
Успешность бизнеса с секонд-хендом невозможно объяснить динамикой роста благосостояния населения, реальных доходов и номинальных зарплат.
В чем секрет
Как объясняют аналитики консалтинговой ThredUp в последнем отчете, 60% потребителей считают, что одежда из комиссионных магазинов «наиболее выгодна». Также среди причин, по которым покупатели выбирают одежду и обувь из секонд-хендов, – возможность найти «уникальные товары» и желание вести экологичный образ жизни. Кроме того, 38% респондентов заявили, что покупают подержанные вещи, поскольку только так могут позволить себе дорогую брендовую одежду.
В 2023 году более половины опрошенных хотя бы раз покупали предмет одежды, бывший в употреблении. Среди них 65% – зумеры и миллениалы, то есть люди в возрасте от 12 до 43 лет. Причем 50% миллениалов и представителей поколения Z заявили, что в 2024-м будут еще чаще ходить в секонд-хенд-магазины. Активнее всего растут продажи в сегменте детской подержанной одежды: дизайнерские бренды объединяются с комиссионными площадками для перепродажи своих товаров в онлайн- или офлайн-магазинах.
В 2023 году глобальные продажи секонд-хенд-одежды выросли на 18% – до рекордных $197 млрд. Например, в США рынок подержанных вещей за год увеличился на 11%. Он оценивается в $73 млрд – то есть немногим больше объема белорусского ВВП.
По прогнозу ThredUp, в 2025 году секонд-хенд займет 10% глобального рынка одежды, а к 2028-му продажи вырастут до $350 млрд и будут расти в 3 раза быстрее, чем общий мировой рынок одежды. Причем на онлайн-сегмент придется $40 млрд.
Например, в странах Европы секонд-хенд-шопинг уже перешел в онлайн: 63% потребителей, которые в прошлом году покупали бывшую в употреблении одежду, сделали это с помощью приложений или через сайт комиссионного магазина. Это на 17% больше, чем в 2022-м.
В мире объемы онлайн-продаж секонд-хенд-одежды в 2023 году увеличились на 23%. При этом онлайн-площадки – все еще убыточный бизнес. Так, литовский маркетплейс Vinted зафиксировал убыток в размере €47,1 млн ($50,8 млн), несмотря на рост продаж на 51%. А лондонская компания Depop ушла в минус на £59,4 млн ($75 млн), в то время как прибыль составила £54,3 млн ($68,1 млн).
Ожидается, что в 2023 – 2028 годах глобальный рынок подержанной одежды будет расти в среднем на 12%. При этом рост в России будет еще более бурным: на 25-30% в год, считает Fashion Consulting Group.
На местном рынке
На этом фоне заданного позитива ситуация в Беларуси выглядит пессимистичной. Постепенно становится понятно, что не все импортеры и розничные сети смогут сохранить свой бизнес. Об этом Myfin рассказали опрошенные участники рынка.
Директор магазина «Зима Лето» Екатерина Ковалева рассказывает, что до сих пор весь товар шел из Европы и теперь свое будущее сложно прогнозировать.
– Пока есть товар, будем работать. Полгода еще подержимся. А потом надо решить, будем ли закрываться, – говорит предпринимательница.
Владелец магазина «Сави Премиум» Вадим Савицкий считает, что в назревающем кризисе остается только рисковать.
– Сейчас последнее слово за поставщиками, они должны найти возможность продолжить привозить товар. У нас осталось пять партнеров. С момента открытия бизнеса мы уже третий раз стоим перед выбором, продолжать ли его. Последний раз в январе принимали решение еще побороться за рынок. Провели ребрендинг, сфокусировались на мужском ассортименте. И сегодня ждем реакции поставщиков.
Собеседник уточняет, что сейчас они перешли на дешевые товары. И белорусская компания с этим не согласна, недорогие сборки (сборные грузы) не приветствуются, заказы делаются не на дешевый товар, а на продукцию хорошего качества. Конкуренты сейчас рассматривают варианты завоза товара через Казахстан. Но, по мнению Вадима Савицкого, это не лучшая идея, сам он дальше готов действовать по ситуации.
– Хорошим вариантом видится уйти на обслуживание покупателей по предварительной записи, предлагая индивидуальный подход к клиенту. Сегодня на белорусском рынке остались только сетевые магазины секонд-хенд. Стало заметно, что часть магазинов закрывается, рассказывает бизнесмен.
Он добавляет, что если в октябре логистика, как прогнозируется, еще подорожает на 15%, то автоматически подорожает весь товар.
– Мы понимаем, что это будет чувствительно. Есть ли смыл продолжать этот бизнес, оценим еще раз месяца через полтора. Поскольку рынок секонд-хенда развивается в трех сегментах: эконом (ветошь), базовый и премиум (высшая цена, минимальный износ), предстоит понять, у какого сегмента остаются перспективы, – подытоживает Савицкий.
Задача – выжить
При любой погоде остаться на рынке намерена сеть магазинов «Эконом Сити». Директор сети Наталья Курик рассказывает, что уже сейчас заключает новые контракты и перестраивает логистику.
– Рынок уже меняется. Ничего страшного после 2 октября не произойдет. В отношении России такие же ввели санкции еще год назад, и оказалось, что это не смертельно, бизнес адаптировался. И мы нацелены на то, чтобы сохранить бизнес, ведь у нас 1,5 тыс. сотрудников работает, в основном женщины. Велика ответственность – сохранить все рабочие места. Поэтому мы меняем схему работы.
Подорожает ли наш товар, будет зависеть от логистики. Очевидно, что ввозить придется другими путями, мы их анализируем и видим, что фрахт всех других товаров дорожает. Поэтому для себя не исключаем такой вариант, – резюмирует глава компании.
Что не учли в ЕС
Официальные оценки грядущих в октябре санкций ЕС в отношении подержанной одежды даны сдержанные.
Официальный представитель МИД Анатолий Глаз отметил, что ЕС, «принимая решение о запрете секонд-хенда, не учел тот факт, что в Беларуси хорошо развита отрасль собственной легкой промышленности, товары которой не уступают мировым аналогам по качеству, имеют все необходимые сертификаты безопасности, а также реализуются по доступным ценам».