Кодекс вступит в силу только в середине следующего лета. О том, как именно он изменит строительство, корреспонденту Sputnik рассказал архитектор, член Совета Минского столичного союза предпринимателей и работодателей (МССПиР), председатель Ассоциации проектных и строительных организаций при МССПиР Антон Гарустович.
Зачем нужен кодекс
Причина, по которой приняли документ, проста. Слишком много накопилось документов, которые регулируют строительство. Кодекс все это объединил и систематизировал, что для отрасли хорошо. Но, как отметил Антон Гарустович, в итоге оказалось, что некоторые вещи регламентированы слишком детально. Некоторые части документа получились слишком объемными.
«В этом, наверное, самая большая проблема этого кодекса», — отметил архитектор.
Если же в кодексе не прописывать все детали, а делать это через документы более низкого уровня, нормативную базу можно быстрее менять под изменяющиеся условия в отрасли, считает эксперт.
Например, в статье 104 говорится о приемке объекта. Если подрядчик сообщил заказчику, что готов к сдаче, то создать комиссию и приступить к приемке нужно именно в течение 20 календарных дней. Такие сроки, по мнению собеседника Sputnik, можно регулировать более оперативно, как сказано выше. Пока что фактически инструкция прописана на уровне первичного документа, и есть иные примеры в других статьях кодекса.
Кстати, при этом не совсем понятно, что именно считается моментом приемки. Ответа пока нет ни в кодексе, ни в старых документах. В других статьях излишняя детализация грозит тем, что нормы устареют, а быстро изменить кодекс не получится.
«Невозможно все строить по старым нормам. Мы же проектируем «в будущее», а такое подробное нормирование, как через кодекс, имеет тенденцию закостеневать. Застройщикам, инвесторам и архитекторам приходится тратить много средств и времени, чтобы это преодолеть. Прописано что-то одно, а вдруг в каком-то случае есть более оптимальная процедура?», — добавил эксперт.
Главный архитектор
Антон Гарустович обратил внимание, что в документе зафиксирована роль главных архитекторов той или иной административной единицы. В статье 26 четко прописано, кто может занять такую должность.
Например, на уровне области или Минска у кандидата должны быть высшее образование по специальности «Архитектура» и стаж работы в этой сфере не менее пяти лет.
В кодексе сказано, что именно главные архитекторы несут персональную ответственность за реализацию госполитики в архитектурной, градостроительной и строительной деятельности. Эксперт отметил, что это позитивный шаг. Есть конкретный человек, который отвечает за конкретный участок.
Безопасность
С другой стороны, не определен круг ответственности для других служб. Не совсем понятно, кто отвечает за безопасность объекта, хотя в других аспектах, наоборот, все слишком детально прописано.
Есть вопросы и к определению строительной аварии. В документе сказано, что это «внезапное неконтролируемое разрушение объекта, его частей, происходящее в процессе их строительства или эксплуатации».
«А если без разрушений? Если там что-то упало? Вдруг будет прецедент, с которым ранее дело не имели?», — ставит вопрос архитектор.
Упрощения
Облисполкома и Мингорисполком по новому кодексу получат право разрешать на своей территории постройку объектов с отступлением от утвержденного градостроительного проекта детального планирования. Конечно надо при этом соблюсти требования и ограничения из законодательства.
Для обывателей будет интересна статья 66. В ней перечислены случаи, при которых будут не нужны разрешительные документы. Без них физлица смогут сносить нежилые капитальные постройки на предоставленных земельных участках. Не нужно будет разрешение и на строительство дачного домика либо хозпостройки на дачном участке. Не будет требоваться разрешение и для работ по модернизации и ремонта объектов.
Статья 82 разрешает как физлицам, так и ИП, юрлицам строить одноквартирные жилые дома в упрощенном порядке. Антон Гарустович обратил внимание, что здесь как раз не прописаны детали, пока не раскрыто, в чем именно упрощение.
Пока что известно, что ИП и компании смогут строить по «упрощенке» на селе, в поселках городского типа и городах (кроме Минска). Физлицам упростят постройку частных домов тоже на селе, в районах, которые прилегают к столице, облцентрам и другим городам, к поселкам городского типа. Но дом должен быть удален не менее чем на три метра от границ соседнего земельного участка.
Во всех случаях должен быть паспорт застройщика, который оформляют местные власти. Требования к нему установит Министерство архитектуры и строительства. Антон Гарустович пояснил, что фактически требование о паспорте – это закрепление существующей практики.
«Очень важно, что упрощение будет для юрлиц, потому по старым нормам, если компания хочет построить частный дом, нужно пройти сложные процедуры. К примеру, созывается комиссия, потому что юрлицо – это совсем другая ответственность, не такая как у физлица», — отметил архитектор.
С другой стороны, нужно дождаться более конкретных документов. Также возведение домов без разрешения не означает отмены, например, санитарных норм или городских регламентов. Архитектор советует «запастись документами по максимуму», ведь здания эксплуатируются довольно долго, и могут быть самые разные ситуации.
К тому же пока непонятно, как именно будут на практике использоваться принятые нормы. После вступления в силу кодекса эксперт советует подождать полгода или год, чтобы посмотреть, какие подводные камни есть у нового документа.