Копнули — и наткнулись на клад. Что находят счастливчики на стройках?
Неожиданный сюрприз можно обнаружить в купленном доме или квартире, в парке, на пляже и в собственном саду. В каких-то случаях это старательно спрятанный и по разным причинам оставшийся невостребованным тайник. В других ценные артефакты забывают случайно. Бывают и просто брошенные вещи, ставшие ненужными для прежних хозяев, но за прошедшее после начала забвения время приобретшие определенную антикварную ценность. Чаще всего подобные находки случаются на разного рода стройплощадках.
Действительно, почти всегда они предполагают разрушение или реконструкцию существующего старого здания или просто земляные работы, способные удивить своими результатами. В очередном выпуске Onliner рассказывает про самые разнообразные клады, поразившие строителей.
Корабль викингов
Первая история произошла уже довольно давно, но от этого она не стала менее впечатляющей. В 1903 году норвежский фермер Оскар Ром решил срыть мешавший ему холм, располагавшийся на принадлежавшей ему земле. Это было необходимо для возведения новой хозяйственной постройки. Холм оказался не простым, а искусственным. Точнее, это был даже не холм, а древний погребальный курган эпохи викингов. Как удалось установить в результате археологических исследований, его разграбили еще в средние века, забрав все предметы из драгоценных металлов. Ученых данное обстоятельство порадовать не могло, но все же главное охотники за сокровищами прошлого не тронули.
В кургане Рома нашелся драккар, дубовый корабль викингов, на котором те ходили в свои знаменитые походы.
Находка была названа Осебергской ладьей. Судя по данным дендрохронологического анализа, ее спустили на воду около 820 года нашей эры, после чего примерно 14 лет она ходила под парусами. В конечном счете драккар решили использовать для захоронения двух знатных женщин, одной из которых было 50—55 лет, а другой — 20—25 лет. Такие погребения представляют большой интерес для специалистов, ведь они помогают воскресить повседневность давно ушедших времен. Например, в корабле обнаружили отлично сохранившуюся деревянную повозку, кости павлина, а также остатки восточных шелковых тканей, что лишний раз подтвердило активные связи между Северной Европой и странами Азии. В настоящее время Осебергская ладья является частью экспозиции Музея кораблей викингов в Осло.
Горшок с золотом
Побережье живописного итальянского озера Комо, известного еще с древности аристократического курорта, уже давно украшало историческое палаццо. В разное время там размещались театр «Крессони» и кинотеатр Centrale, но с 1997 года здание пустовало. В 2018-м местные власти решили дать ему новую жизнь, реконструировав объект под жилые апартаменты. Естественно, не обошлось без сюрприза, ожидавшего строителей в подвале бывшего театра.
Неожиданным подарком истории оказалась античная амфора, доверху набитая золотыми монетами.
Деньги прекрасно сохранились, и историки быстро установили, что отчеканены они были во время правления римских императоров Гонория, Валентиана III, Льва I, Антония и Ливия Севера. Самая поздняя монета датировалась 474 годом нашей эры. Это было время распада Западной Римской империи, и, скорее всего, на создание клада повлияли нашествия варваров на север нынешнего Апеннинского полуострова. При этом, по мнению ученых, хозяином тайника было не частное лицо, а некая римская институция, рассчитывавшая, например, потратить монеты на жалованье солдатам — уж слишком аккуратно деньги были сложены в правильные стопки, как сейчас это делают в банках.
Добыча грабителя
В 2019 году денежный клад, но совершенно иного рода, ожидал 55-летнего экскаваторщика Уоренна Брагги и 27-летнего подсобного рабочего Дэниела Бойда в австралийском городе Голд-Коаст. Мужчины проводили земляные работы на пустовавшем участке земли в районе Ранауэй-Бэй и наткнулись на свертки, в которых находилось множество купюр. В общей сложности на площадке было найдено почти полмиллиона австралийских долларов (около 330 тысяч долларов американских). Правда, около сотни тысяч из этой суммы уже успело истлеть.
Все купюры оказались старого образца, выведенного в Австралии из обращения еще в 1996 году.
Утаить такую находку было нельзя потому, что так просто обменять столь большое количество устаревших денег на актуальные было уже невозможно. Поэтому строители обратились в полицию. Согласно самой правдоподобной версии, которую выдвинули следователи, клад являлся схроном известного грабителя Брендана Эббота, грозы австралийских банков 1980-х годов. Преступник, сейчас отбывающий длительный срок, был известен изощренностью подготовки к ограблениям, а также умением прятать добычу. Далеко не все деньги, которые он забрал из отделений, были найдены, а раскрывать место их хранения он упорно отказывался. Можно предполагать, что в данном случае речь шла как раз об одном из его тайников. Тем более что некоторые из ограбленных им банков находились как раз в Ранауэй-Бэе.
Картина в бутике
В 2018 году в Париже проводилась реконструкция скучного конторского здания XIX века под магазин модного дома Oscar de la Renta. В ходе работ строители сносили лишние перегородки, чтобы достигнуть необходимой площади торгового зала. Одна из стен оказалась фальшивой: под ней скрывалось огромное потемневшее полотно размером 6 на 3 метра. В данном случае за дело взялись уже не археологи или следователи, а искусствоведы, целью которых было установить не только авторство работы, но и то, как она оказалась в подобной ситуации.
Картину датировали XVII веком, эпохой правления Людовика XIV, а написана она была фламандским художником Арнульдом де Вуэзом.
Полотно являлось частью серии из четырех работ, написанных автором для Шато-де-Берси, и изображало маркиза де Нуантьеля, посла «короля-солнце» при дворе Оттоманских султанов. На произведении искусства запечатлена встреча посла и делегации, его сопровождавшей, в Иерусалиме, в то время являвшимся частью Османской империи. С этой задачей специалисты справились успешно, а вот с обстоятельствами исчезновения картины все оказалось сложнее. Согласно самой правдоподобной версии, ее могли спрятать во время оккупации Парижа нацистами, проводившими масштабную политику изъятия (а фактически воровства) художественных ценностей. А вот на вопрос, почему работа осталась закрытой и после освобождения французской столицы, убедительного ответа историки искусства не нашли. Как бы то ни было, дом Oscar de la Renta на собственные средства произвел реставрацию картины, но с условием, что в дальнейшем она станет частью интерьера их магазина. Полотно определенно добавило ему колорита.
Настоящий король
Но, пожалуй, самая необычная находка такого рода была сделана в британском городе Лестер при реконструкции автостоянки. Историков давно мучила судьба останков короля Ричарда III, считавшегося (в том числе усилиями Уильяма Шекспира) одним из главных отрицательных героев всей британской истории. В чем его только не обвиняли: от физического уродства до убийства сыновей своего предшественника. Специалистам было известно, что последний из Плантагенетов погиб в 1485 году во время битвы на Босвортском поле и был похоронен где-то на территории монастыря Грейфрайерс в Лестере.
К 2012 году монастырь был давно упразднен, а его территорию частично заняли более поздние постройки, а частично та самая автостоянка.
Надежд найти короля в результате поисков на паркинге было немного, но это был тот редкий случай, когда всем заинтересованным сторонам улыбнулась удача. На автостоянке, на том участке, где, как считалось, ранее находилась алтарная часть монастырского собора, почти сразу обнаружили спешно сделанное захоронение неправильной формы. В нем находились останки мужчины, страдавшего от сильного сколиоза (это к вопросу о том, как выглядел Ричард III) и погибшего от травм, полученных в бою. Далее находку ждала генетическая экспертиза. Как ни странно, несмотря на прошедшее время, у короля сохранились прямые потомки, давшие необходимый генетический материал. Анализ подтвердил, что с высочайшей степенью вероятности останки с автостоянки действительно являются бывшим британским монархом. Сейчас отношение к нему со стороны экспертов и рядовой публики меняется, поэтому прах Ричарда III торжественно перезахоронили в кафедральном соборе Лестера. Решилась очередная из бесконечных загадок истории.