Поставщик карандашей для императорского двора: что случилось с некогда известной карандашной фабрикой в Гродно?
В истории белорусского предпринимательства есть немало темных пятен. Одна из них касается карандашной фабрики в Гродно, которая в конце XIX века неожиданно взлетела в топ европейских производителей, а затем столь же стремительно исчезла. Об истории одной из самых загадочных компаний, возникших на заре зарождения бизнеса в Беларуси в Smartpress.by рассказал историк предпринимательства Андрей Киштымов.
Стране были нужны карандаши!
В конце XIX века в Беларуси то и дело появлялись инновационные (на то время) производства. Одно из них – карандашная фабрика в Гродно. Открывший ее предприниматель Максим Ильяшевич (по другим данным – Моисей Эльяшев) начал выпускать то, в чем нуждались практически все горожане – карандаши.
– Успех фабрики обусловлен стечением обстоятельств. С одной стороны, несмотря на то, что карандаши изобрели в конце XVIII века, массовым их производство стало только в конце XIX. С другой – это был товар, в котором нуждались очень многие. Грамотность населения росла и к началу Первой мировой войны 18-20% населения Беларуси уже умели читать и писать. В первую очередь это горожане. Индустриализация требовала не только грамотных чиновников, офицеров, учителей, но и грамотных работников. Например, на железную дорогу брали только грамотных людей. Что же касается коммерции, то без умения читать и писать в ней и вовсе было делать нечего. Следовательно, нужны были как носители информации (бумага), так и инструменты для письма. Например, карандаш, — отмечает Андрей Киштымов.
Уже в 1878 году в Гродно «купеческий сын» Максим Ильяшевич открывает карандашную фабрику.
Взлет бизнеса и «фишки» производства
Выбор Гродно для открытия бизнеса был не случаен – это был первый губернский город Беларуси с хорошим железнодорожным сообщением. Через него проходила дорога Петербург – Варшава. Для фабрики это было критически важно, ведь работала она исключительно на привозном сырье.
– Графита в Беларуси нет по умолчанию, поэтому его приходилось завозить. Во многом привозным было и дерево – карандаши делали из кедра, который также в нашей стране не растет. Правда, для этого используется и липа, однако Ильяшевич сделал ставку на кедр. Кроме того, благодаря железнодорожному сообщению можно было легко и относительно недорого наладить сбыт продукции по всей Российской империи и даже выходить на зарубежные рынки, – объясняет эксперт.
Традиционно «сердцем» фабрики была паровая машина на 12 лошадиных сил. На производстве работало около 30 человек. Все оборудование было иностранным – станков для производства карандашей в российской империи не производили.
Карандаши производили самые разные – как «простые», так и цветные. Сначала их делали круглыми, но позже начали придавать им форму шестигранника. Вопреки распространенному мнению не для того, чтобы их было удобнее держать в руке. Просто «ребристые» карандаши не скатываются со стола.
Единицей измерения количества карандашей был «гросс» — это 12 дюжин (144 штуки). Именно в гроссах указывались отгружаемые объемы в товарных накладных.
– Также белорусский предприниматель подсмотрел у немцев «ноу-хау», позволяющее удешевить продукцию. Дело в том, что карандаши обычно не списываются «в ноль» — всегда остается небольшой «огрызок» в 3-4 см, писать которым уже попросту неудобно. Поэтому последние 5 см карандаша были без грифеля, только деревянными. Это позволяло экономить до 30% графита, — рассказал Андрей Киштымов.
– Уже в 1879 году (через год после открытия!) фабрика выпустила 11 тыс. гроссов карандашей на сумму 33 тыс. рублей. Это 1 млн 584 тыс. карандашей! Легко подсчитать – один карандаш стоил 2 копейки. Еще через 5 лет объемы производства удвоились – до 3 млн карандашей в год.
Приехать в Париж… и закрыться?
В качестве рынка сбыта, по словам Андрея Киштымова, Максим Ильяшевич рассматривал не только всю Российскую империю. Он также выходил на международный рынок. Это видно по документам – предприниматель вел активную рекламную кампанию, в первую очередь – участвуя в выставках.
– В Российской империи конкуренции в производстве карандашей практически не было – на всю огромную страну было всего три фабрики – в Гродно, Москве и Риге. При этом все они были примерно одинакового размера и производительности. Так вот, Гродненская карандашная фабрика в 1882 году завоевала бронзовую медаль на первой Всероссийской выставке в Москве. Что же касается презентации продукции за рубежом, то в архивах сохранились почетные дипломы за участие в выставке в Амстердаме в 1885 году и во Всемирной выставке 1889 года в Париже – той самой, после которой в столице Франции появилась знаменитая Эйфелева башня, – рассказывает эксперт.
Однако в Европе конкуренция была значительно серьезнее. Наиболее мощное производство карандашей было на территории современной Чехии, тогда входившей в состав Австро-Венгерской империи. Речь идет о знаменитом бренде Koh-i-Noor, который широко известен и сегодня. Компания была названа в честь огромного индийского алмаза «Кохинур» — ведь именно ее владелец в 1802 году запатентовал производство грифеля из графита, «родственника» алмазов.
Чехам было проще – у них уже существовало развитое производство, графит добывался на месте, а карандаши делали из местной липы, а не завозного кедра. Это сильно удешевляло конечный продукт. Возможно, поэтому карандашами Koh-i-Noor пишут и сегодня. А вот Гродненская фабрика исчезла столь же стремительно, как и появилась. В последние годы существования ее дела шли не очень хорошо. Последнее упоминание о ней датируется тем же 1889 годом, когда она участвовала во Всемирной выставке в Париже.
Не исключено, что она просто не выдержала конкуренции. Но есть и другая, более интересная версия.
Белорус изобрел тахометр?
Личность Максима Ильяшевича во многом загадочна. Непонятно, с чего его вдруг заинтересовало производство карандашей, где он научился этому делу. И тем более непонятно, почему фабрика, получив международную известность (а в Российской Империи он и вовсе носил статус «поставщика престола Его Императорского Величества»), внезапно закрылась.
По некоторым данным, после закрытия фабрики Максим Ильяшевич (Моисей Эльяшев) занимался торговлей мукой и открыл букмекерскую контору. Но есть нюанс.
– Мне удалось найти документы, в которых Максим Ильяшевич обращается к властям с просьбой выдать ему «привилегии» (то есть патент) на его изобретение, которое он назвал… тахометр! Прошение было подано примерно в то же время, когда закрылась фабрика, то есть в самом конце 1880-х. Что имел в виду изобретатель – непонятно, технического описания прибора в документе нет. Также неизвестно, был ли выдан патент. И вообще нет уверенности в том, что «купеческий сын» остался в Гродно – не исключено, что он покинул Беларусь, — рассказывает Андрей Киштымов.
Отметим – в конце XIX-начале XX века в США уехало огромное количество белорусов. И именно в США в 1903 году инженером Кертисом Хасси Видером был запатентован прибор под названием «тахометр».
А здание, в котором располагалась карандашная фабрика, простояло на улице Буденного (бывшая Александровская) в Гродно еще более века. Его снесли в 2013 году.