Луноход, корона или шкатулка? Что уникального в здании драмтеатра Гродно и его интерьерах
Театр стал поистине народным памятником задолго до присвоения статуса историко-культурной ценности.
Зданию Гродненского областного драматического театра с декоративным украшением интерьера присвоена третья категория историко-культурной ценности решением Рады Министерства культуры от 26 июня 2025 года, рассказывает Гродненская правда.
– Я как руководитель театра очень благодарна, что нас поддержало управление культуры облисполкома и затем Министерство культуры, и зданию был присвоен статус историко-культурной ценности. Потому что драмтеатр – это бесспорный и бессменный символ Гродно, – говорит директор театра Ольга Богданович. – Прогуливаясь не так давно в центре, увидела сувенирный «пряник Гродно», и на всех пряниках – наше здание. Если посмотреть на проявление города в символах, то можно заметить, что на общественном транспорте, этикетках, сувенирной продукции драмтеатр встречается очень часто.
Театр стал поистине народным памятником задолго до присвоения статуса историко-культурной ценности. И хотя это объект третьей категории, то есть представляющий ценность на региональном уровне, можно, цитируя директора театра, смело говорить о том, что «здания, подобного гродненскому театру, не существует на планете Земля нигде, кроме как в Гродно». Настолько уникальна его архитектура. Причем как внешний облик, так и внутреннее убранство. Не случайно историко-культурной ценностью признаны здание театра и его интерьеры.
– В интерьеры вошли наши барельефы, которые можно увидеть в фойе второго и третьего этажей. Они рассказывают историю белорусского театра от народного, школьного до современного. Есть там и бюсты классиков – Шекспира, Купалы, Мольера, – рассказала директор.
Как отметила Ольга Богданович, служащие театра, а сегодня это более ста человек, всегда с трепетом относились к храму искусства. Эта любовь, как и в семье, передается от одного поколения другому. Нынешняя молодежь служить театру учится у тех, для кого он стал вторым домом несколько десятилетий назад – заслуженного артиста Беларуси Александра Шелкоплясова, заведующего бутафорским цехом Анатолия Мискевича (ранее – заведующий постановочной частью), звукорежиссера Анжелики Литвинёнок и других.
Возвращаясь к началу текста, так почему луноход?
Таким будущий театр задумал его архитектор Геннадий Мочульский. Правда, уже после утверждения проекта он изменил внешний облик театра, сделав его менее строгим и более изящным.
Когда театр возвели, он больше напомнил не луноход, а корону – достойное украшение под стать королевскому городу. А Мочульский, уйдя от первоначальной задумки, назвал театр шкатулкой, театром в театре.
– Визуально театр вызывает ощущение манкости. Особенно вечером, когда идет спектакль и светятся окна, он похож на сказочную шкатулку, и кажется, что вот-вот на крыше затанцует балерина. Так и хочется приоткрыть эту волшебную шкатулку, чтобы увидеть, что там внутри, услышать, какая там музыка, – поэтично и любовно описывает Ольга Богданович.
Стоит попасть внутрь, и зритель может шаг за шагом раскрыть удивительную театральную шкатулку. Сначала – рассмотреть богатые интерьеры, а уже потом проникнуть в самое сердце театра и насладиться игрой актеров, света и музыки.
… Но дождитесь середины августа, а лучше сентября, когда в театре закончится большой антракт-отпуск и начнется новый сезон. Ведь пока шкатулка закрыта от посторонних глаз, в ней происходит настоящее волшебство – там рождаются новые спектакли. Но о них позже.