Шпионский «жучок» в вашем кармане: действительно ли смартфон подслушивает ваши разговоры?
Замечали когда-нибудь, что после обсуждения определенной темы вблизи вашего смартфона вскоре появлялась соответствующая реклама в социальных сетях и на других сайтах? Неужели мы добровольно носим в своих карманах подслушивающие устройства, которые записывают все наши беседы, включая самые сокровенные? Есть ли у компаний ресурсы на прослушку всех пользователей?
Onliner разобрался в этом вопросе, поговорили с экспертом и провели собственный эксперимент.
Может ли смартфон незаметно записывать ваши разговоры?
Короткий ответ: да. Приложения в вашем смартфоне, которым вы разрешили доступ к микрофону — например, соцсети или мессенджеры, — в теории могут «слушать» ваши беседы. Однако это совсем не значит, что за вами круглые сутки ведется аудиослежка.
Тем не менее есть несколько настораживающих кейсов. В августе 2024 года издание 404 Media рассказало, что одна из маркетинговых компаний использовала технологию Active Listening («Активное прослушивание»), с помощью которой через микрофоны в телефонах пользователей велись записи. Данные собирались для точной настройки таргетированной рекламы. Эта компания сотрудничала в том числе с Google, Facebook и Amazon.
Компания, о которой рассказали журналисты, называется Cox Media Group (CMG), и, согласно публикации 404 Media, она использовала технологию, позволяющую слушать разговоры не только через смартфоны, но и через смарт-телевизоры и другие «умные» устройства. Функция Active Listening использовала искусственный интеллект для сбора данных в реальном времени, чтобы показывать впоследствии релевантную для пользователей рекламу.
Данные, полученные путем «прослушки», объединялись с информацией на основе другой онлайн-активности пользователей, чтобы максимально эффективно определять целевую аудиторию. Различная информация собиралась из 470 источников. Об этом стало известно, когда компания Cox Media Group презентовала свои разработки инвесторам и данные попали к журналистам.
При этом такая «прослушка» велась вполне легально, ведь пользователи сами давали на это согласие. Информация о подобном сборе данных прописывалась мелким шрифтом в условиях использования, которые никто не читает. Как правило, люди при загрузке или обновлении приложений просто соглашаются со всем, что предлагается.
Представитель компании Meta, в которую входят Facebook, Instagram, WhatsApp и другие сервисы, сказал газете New York Post, что Meta не использует микрофон смартфона для сбора коммерческих данных. А Google заявила, что исключила компанию Cox Media Group из списка своих рекламных партнеров.
Вот как для Onlíner прокомментировал эту ситуацию Владимир Дащенко — эксперт Kaspersky ICS CERT:
— Сегодня многие смартфоны и встроенные голосовые помощники действительно могут «подслушивать» разговоры их пользователей. Таким образом бизнес решает маркетинговые задачи: это помогает компаниям лучше понимать потребности людей и предлагать им наиболее подходящую таргетированную рекламу. При этом устройства могут «слушать» внешние звуки не только при обращении человека к голосовому помощнику, но и в фоновом режиме, то есть даже когда с ними не разговаривают.
Голосовые помощники на основе искусственного интеллекта широко используются в самых разных гаджетах и технике. Например, один немецкий производитель планирует добавить подобную систему в новую модель автомобиля. Встраивание «умных» голосовых ассистентов в устройства увеличивает количество точек соприкосновения пользователей с маркетинговыми компаниями.
Siri — шпионка?
В самом начале 2025 года Apple согласилась заплатить $95 миллионов, чтобы урегулировать коллективный иск, в котором утверждалось, будто голосовой помощник Siri подслушивал частную жизнь владельцев iPhone без их согласия. В иске были описаны жалобы на то, что Apple регулярно записывала личные разговоры после того, как люди случайно активировали Siri голосом. Также утверждалось, что компания из Купертино якобы передавала эти разговоры третьим лицам, среди которых были рекламодатели.
Выходит, если Apple согласилась выплатить компенсации, компания таким образом признает вину? Отнюдь нет, наоборот.
Apple полностью отрицает обвинения в прослушке и регулярно подчеркивает, что уделяет большое внимание конфиденциальности своих клиентов. В 2018 году Тим Кук даже сам критиковал технологические компании за нарушения приватности ради повышения прибыли. Также, как сообщается в заметке The Guardian, в том же 2018 году Apple утверждала в письме Конгрессу США, что iPhone не «слушают» пользователей, если функция Siri не была активирована самим владельцем смартфона.
Представители «яблочной» компании уверяют, что функция Siri была спроектирована таким образом, чтобы защищать конфиденциальность пользователей. А данные, полученные через голосового ассистента, никогда не использовались для создания маркетинговых профилей и не продавались никому и ни для каких целей.
Так зачем же тогда Apple пошла на выплату компенсаций?
Как сообщает The Guardian, компания это сделала, чтобы избежать дополнительных судебных разбирательств и закрыть дело. Ведь, как подсчитали журналисты, «купертиновцы» зарабатывают $95 миллионов всего за шесть часов работы компании, и так поступить для них банально проще, чем продолжать разбирательства.
Были и другие претензии к Apple. В 2019 году сообщалось, что сотрудники компании, работающие над улучшением качества Siri, регулярно слышали частные разговоры владельцев «айфонов», среди которых была и «чувствительная информация». На что Apple ответила, что на предмет качества оценивается лишь малая часть обращений к голосовому ассистенту, а сотрудники не знают Apple ID этих пользователей. Вдобавок, по словам компании, процесс анализа проводился в специальных безопасных помещениях с соблюдением строгих требований по конфиденциальности. Через некоторое время Apple приостановила программу улучшения качества и перестала записывать аудио для этих целей.
Не спешите паниковать и переходить на кнопочный телефон
Несмотря на опасения пользователей и вышеописанные подозрительные ситуации, множество экспертов и журналисты профильных изданий считают, что постоянное прослушивание смартфоном ваших разговоров — это скорее миф, чем правда.
По мнению экспертов, чаще всего людям кажется, что реклама появилась после «прослушки» их разговоров из-за других цифровых следов. Маркетинговые компании совершенно легально и открыто собирают множество других данных, самые очевидные из которых — поисковые запросы и активность в соцсетях. И, как правило, люди не только обсуждают что-то вслух рядом с телефоном, но и ищут соответствующую информацию в интернете, взаимодействуют с контентом по теме в социальных медиа. Так и создается впечатление, что реклама появляется после разговора, который смартфон «подслушал». Люди склонны подмечать только совпадения, а моменты, когда реклама по теме разговора не появилась, в памяти не остаются.
Журналисты Gizmodo в статье по этой теме пишут, что рекламодателям не нужно прослушивать разговоры людей, так как им и без этого достаточно информации для показа таргетированной рекламы.
Бывший специалист по таргетированной рекламе в Facebook объяснял изданию Wired, что, если бы смартфон постоянно вас «слушал», это невозможно было бы не заметить. При тайной прослушке телефон, скорее всего, заметно быстрее бы разряжался, а не самые производительные смартфоны, вероятно, работали бы медленнее. К тому же, когда микрофон активирован, на экране смартфона появляется соответствующий индикатор.
Также в публикации Wired сказано, что компаниям, осуществляющим прослушку, потребовалось бы невероятно большие вычислительные мощности, ведь пользователей миллионы, а постоянная запись с микрофона была бы эквивалентна круглосуточному звонку каждому человеку. Это очень сложно, дорого и нецелесообразно.
В 2018 году исследователи из Северо-Восточного университета в США провели большой эксперимент, в ходе которого на протяжении года пытались выявить тайную прослушку смартфонами. Они протестировали более 17000 популярных приложений, включая Facebook и Instagram, и не смогли выявить ни одного случая, когда приложение втихаря активировало бы микрофон и отправило бы куда-либо аудиофайлы.
В поисках межкомнатных дверей
Мы тоже провели собственный эксперимент, пусть и в гораздо меньших масштабах. На протяжении недели возле «айфона», на котором никогда не искали межкомнатные двери, велось множество разговоров о намерении эти двери купить, поменять, найти и так далее. Активация Siri по голосу при этом была включена. То есть смартфон теоретически всегда слушал все вокруг, ожидая голосового вызова ассистента. Однако ни в одной из соцсетей, ни в браузере рекламы с межкомнатными дверьми не появилось.
Сделать однозначный вывод о том, подслушивают ли нас смартфоны, сложно. Неизвестно, сколько существует компаний, подобных Cox Media Group, и как именно они применяют свои сомнительные с точки зрения этичности технологии. А о скольких подобных компаниях журналистам не удалось ничего узнать? Вопрос риторический. Но и технические аргументы о том, что не заметить прослушку было бы трудно, тоже звучат стройно. Истина где-то рядом, а выводы каждый волен делать сам.
Тем не менее, чтобы минимизировать любые риски, стоит не забывать о базовой цифровой гигиене и кибербезопасности. Не устанавливайте непроверенные приложения из неофициальных источников, внимательно регулируйте доступы к микрофону, камере, геоположению.
К слову, если вас все же посещают переживания на тему прослушки смартфоном ваших разговоров, можно зайти и посмотреть, у каких приложений есть возможность использовать микрофон. На iOS зайдите в «Настройки», затем «Конфиденциальность и безопасность» и там пункт «Микрофон». Чтобы найти соответствующую настройку на смартфонах Android, необходимо зайти в «Настройки» → «Конфиденциальность» → «Диспетчер разрешений» → «Микрофон». Используйте переключатели, чтобы разрешать или запрещать отдельным приложениям использовать микрофон, и будьте спокойны.