В Беларуси в настоящее время действует ряд преференций на ввоз электрокаров. С полноценным запуском производства «зелёных» машин в стране ситуация может измениться.

Год назад генеральный директор НАН Сергей Поддубко впервые поднял вопрос о том, что после выпуска отечественного электромобиля есть необходимость пересмотреть действующее законодательство (сейчас ввозимые в республику «электрички» освобождены от уплаты таможенных пошлин и налогов).
— Чтобы стимулировать внутреннее производство и создать конкурентную цену для белорусских электрокаров, в будущем придётся вернуться к таможенным пошлинам, — отметил руководитель.
Во время пресс-конференции на презентации первого электромобиля белорусской сборки Geely EX5 главный редактор av.by Дмитрий Макаревич вновь поднял данный вопрос. Вот что говорит по этому поводу директор СЗАО «БЕЛДЖИ» Геннадий Свидерский:
— Рассмотрим ситуацию с точки зрения пользы для производства. Сегодня у нас созданы все условия для стимулирования ввоза «электричек». Это хорошо? Да, на первом этапе это так, потому что способствует развитию инфраструктуры, а также знакомит покупателя с правилами эксплуатации электромобилей в целом.
— Если мы оставим льготы, то, конечно, никакого стимула для организации производства не будет. Поясню: совершенно ясно, что сначала наши затраты будут больше, а цены хуже, чем у мировых лидеров. Поймите: сегодня BELGEE и Geely — марки, которые продаются физическим лицам, то есть 20% от цены авто (пятая часть его стоимости) сразу поступают в бюджет и пополняют его. В случае с электромобилями этого не происходит.
Также следует задуматься о том, что их покупают не самые бедные люди. Обычно те, у кого уже есть машина.
— И последнее: мы живём в Союзном государстве, а это значит, что необходимо гармонизировать требования. Электромобили можно использовать только внутри республики, их никуда не продать, поскольку есть определённый механизм эксклюзивности действующего в РБ законодательства.
Ну а теперь главное. Во время пресс-конференции БАА меня спросили: «А электромобиль — это не вредно?» Я ответил прямо, что не знаю. Всё потому, что при ввозе они не проходят никаких испытаний, кроме сверки номеров! Но мы же знаем, что требования в Китае отличаются от тех, которые действуют по «18-му» регламенту (он устанавливает правила безопасности транспортных средств, предназначенных для применения на дорогах общего пользования. — Прим. авт.).
— Я сейчас борюсь за то, что все должны получить ОТТС. Можешь завезти 150 машин — пожалуйста. Сначала проверь рынок. Если всё нормально, подумай о клиентах. Я, производственник, буду выступать за то, чтобы постепенно эти льготы переходили к производителю. Возможно, мою позицию поддержат не все, — заключил руководитель «БЕЛДЖИ».
Отметим, что во время мероприятия Геннадий Свидерский также рассказал, что на заводе рассматривают организацию выпуска бюджетного электромобиля, который был бы более доступным по цене, чем ЕХ5. Кроме того, на предприятии уже приступили к испытаниям некой гибридной модели, информацию о которой пока не раскрывают.
Источник: av.by