В Беларуси с 4 июня вступают в силу новые правила использования беспилотных летательных аппаратов. Всем владельцам БЛА придется подтвердить законность их приобретения и пройти обучение. А еще — получить «право на взлет» от «Белаэронавигации» и разрешение на аэрофотосъемку от военных.
Еще 4 октября 2022 года был издан приказ Департамента гражданской авиации № 268, которым утверждено Руководство по порядку государственного учета и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов.
На выполнение новых требований владельцам беспилотников было дано восемь месяцев. Но, видимо, большинство привычно отложило эти дела на потом. По оценкам некоторых экспертов, из 5–7 тыс. владельцев дронов в Беларуси обучение на сегодняшний момент прошли менее 10%. Они смогут использовать БЛА и после 4 июня. Для остальных небо будет закрыто.
ЧТО МЕНЯЕТСЯ ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ ДРОНОВ: ЧЕТЫРЕ ГЛАВНЫХ ТРЕБОВАНИЯ
Некоторые ограничения на полеты беспилотников в Беларуси были и раньше. Их запрещалось использовать в городах, регулировалась высота полетов, нельзя было подлетать ближе определенного расстояния к людям, жилым, коммерческим и промышленным зданиям, а также к зонам отдыха.
Теперь ограничений станет больше. Во-первых, практически все БЛА должны пройти процедуру постановки на государственный учет в Департаменте гражданской авиации с получением уникального учетного номера (по аналогии с бортовым номером самолета).
Во-вторых, оператор дрона в зависимости от цели и места осуществления полетов должен пройти обучение. Либо на открытую категорию, которая позволяет использовать БЛА везде, кроме городов и закрытых для полетов зон; либо на специальную, что дает право выполнять полеты также и над городами.
В-третьих, для осуществления полетов нужно заключить договор с РУП «Белаэронавигация» и подавать туда заявки на использование воздушного пространства.
В-четвертых, если вы собираетесь осуществлять фото- и видеосъемку с использованием камеры, установленной на стабилизированной платформе, то вам понадобится еще и разрешение военных. А именно — Генерального штаба Вооруженных Сил.
ШАГ ПЕРВЫЙ: КАК ПРОЙТИ ПРОЦЕДУРУ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ
Чтобы получить уникальный учетный номер, владельцу дрона нужно представить в Департамент авиации комплект документов, которые подтверждают право собственности на аппарат, а также содержат его технические характеристики.
Эта процедура не нужна, если кинетическая энергия удара аппарата не превышает 80 Дж. Она высчитывается по определенной формуле и зависит от массы и скорости. Поэтому некоторые маленькие дроны с небольшой максимальной скоростью ставить на учет не надо.
— Прежде всего нужно подтвердить законность владения беспилотным летательным аппаратом, — поясняет начальник отдела беспилотной авиации ГУ «Авиационная инспекция» Василий Сенько. — Для этого гражданину нужно представить заполненное заявление, цветные фотографии, на которых БЛА снят со всех ракурсов, фото всех наклеек, надписей и серийного номера БЛА (как правило, он находится под батареей). Предъявлять упаковочную тару и сам аппарат не нужно, достаточно их цветных фотографий. Требуются также копия документа, подтверждающего владение гражданским БЛА (чек, договор купли-продажи, гарантия и т. п.), и копия паспорта владельца (с. 25, 31, 32, 33). Для постановки на учет нужны и технические характеристики БЛА конкретной модели. То есть необходимо представить или копию техпаспорта на аппарат, или данные с официального сайта производителя.
Чтобы получить уникальный учетный номер на гражданский БЛА, принадлежащий юридическому лицу, вместо копии паспорта физлица к пакету документов нужно приложить копию свидетельства о государственной регистрации организации или ИП.
Процедура постановки гражданских БЛА на государственный учет осуществляется бесплатно. Как сообщают в Авиационной инспекции, после получения учетного номера его нужно нанести на аппарат «любыми доступными способами, обеспечивая хорошую видимость и читаемость». Подробнее о процедуре постановки на учет читайте здесь.
Следует учесть, что дроны, собранные «умельцами» самостоятельно, пройти регистрацию не смогут. Этой процедуре подлежат только БЛА промышленного производства, имеющие метку стандарта государства-производителя. По этой причине дальнейшее использование самодельных аппаратов будет считаться незаконным.
ШАГ ВТОРОЙ: УЧИМСЯ ЛЕТАТЬ ПРАВИЛЬНО
Согласно пункту 47 Руководства по порядку государственного учета и эксплуатации гражданских беспилотных летательных аппаратов, оператор дрона должен освоить содержание образовательной программы по их эксплуатации и подтверждать свои знания каждые пять лет.
Пройти обучение и получить сертификат оператора сегодня можно в трех местах: в ДОСААФ, Национальной академии гражданской авиации и Белорусском технологическом университете.
Курс обучения на открытую категорию рассчитан всего на 24 часа (три дня) и стоит 230–250 рублей. Теоретический курс получения специальной категории займет 40 часов плюс 16 часов практики и стоит 500–600 рублей. Но он рассчитан на сотрудников юрлиц, которые используют дроны в процессе своей деятельности.
Если вы получили сертификат на открытую категорию, а потом заключили договор с какой-либо организацией или вас официально приняли на работу, которая связана с обслуживанием БЛА, то можете пройти переподготовку на специальную категорию. В этом случае стоимость и продолжительность обучения будут меньшими.
— Начиная с 4 июня просто полетать где-нибудь над деревней не получится. Для этого надо будет иметь при себе сертификат, поскольку любой милиционер сможет подъехать и на законных основаниях поинтересоваться, чем вы здесь занимаетесь. На первый раз это будет административное нарушение, в последующем может дойти и до уголовной ответственности, — говорит заместитель директора по учебной работе — начальник учебно-методического отдела Центра подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадров ДОСААФ Сергей Петрусев.
ШАГИ ТРЕТИЙ И ЧЕТВЕРТЫЙ: ЗАЯВКА НА ПОЛЕТ И РАЗРЕШЕНИЕ НА АЭРОФОТОСЪЕМКУ
К сожалению, постановкой на учет и обучением проблемы владельцев дронов не заканчиваются. Чтобы осуществлять полеты, нужно получить разрешение на использование воздушного пространства и право на аэрофотосъемку. Ведь если не делать видео, то зачем тогда дрон вообще?
Для выполнения официального полета беспилотника его владелец обязан подать план полета или заявку на использование воздушного пространства в центр Единой системы организации воздушного движения РУП «Белаэронавигация».
Такие заявки с указанием времени и зоны полета подаются каждый раз через личный кабинет, который создается после предварительного заключения договора на обслуживание с этой организацией.
Но и это еще не все: уже прибыв на место полета, нужно связаться с районным центром управления воздушным движением и подтвердить диспетчеру, что, согласно заявке за номером таким-то, вы будете выполнять полеты в этой зоне. Причем связь с диспетчером должна быть постоянной, так как нужно сообщать о каждом новом взлете, возможных инцидентах (например, о потере связи с аппаратом) и даже о завершении полетов.
Что касается аэрофотосъемки, то для получения разрешения на нее физлица могут подать заявку, направив сканированный запрос в Минобороны по электронной почте afs@mod.mil.by.
Здесь, кстати, есть важная техническая тонкость: получать разрешение на съемку нужно, если ваш БЛА оснащен камерой на стабилизированном подвесе. Как, например, на популярных моделях Phantom или Mavic. Если же у вас недорогая модель, которая снимает на встроенную камеру, то для нее такого разрешения не требуется.
ПРОБЛЕМ МНОГО, НО ГЛАВНОЕ — ЧТОБЫ НЕ ЗАКРЫЛИ НЕБО
Очевидно, что новые правила создадут владельцам беспилотных летательных аппаратов много проблем. Тем более что взамен увеличения количества «телодвижений» они не получат ничего сверх того, что уже имеют.
Как и раньше, дроны, принадлежащие физлицам, смогут летать только в сельской местности, а теперь еще и только в границах конкретной зоны, разрешенной для полета «Белаэронавигацией».
По-прежнему будут запрещены полеты в пределах «закрытых зон». Их, кстати, становится все больше. Как правило, это военные и опасные производственные объекты, приграничные территории и т. д. Ознакомиться с такими зонами можно на интерактивной публичной кадастровой карте.
При этом за нарушения правил использования воздушного пространства граждане могут получить штраф по статье 18.35 КоАП в размере до 20 базовых величин (740 рублей), а юридические лица — до 50 базовых (1850 рублей).
Можно добавить, что в среде специалистов ходят упорные слухи о возможном полном (или временном?) запрете использования квадрокоптеров физическими лицами. Например, такие запреты могут ввести в приграничных районах или местах с повышенной пожароопасностью. Официально эту тему никто из чиновников не комментирует, но вероятность принятия таких решений также не добавляет оптимизма владельцам дронов.
Источник: Officelife.media