Долететь до Дели и вернуться с прибылью: есть ли будущее у Беларуси и Индии?

Не так давно между Минском и Дели появилось прямое авиасообщение. Это должно поспособствовать развитию не только туризма, но и бизнеса. У инвесторов двух стран теперь есть возможность и себя показать, и на других посмотреть.

ОбществоЭкономика
Поделись с друзьями

Отношения Беларуси и Индии развиваются уже более 30 лет. За это время создано несколько совместных предприятий, налажены культурные связи. Но сейчас непростое время для всех.

есть ли будущее у Беларуси и Индии?

Корреспондент Tochka.by попытался разобраться, где кроются резервы увеличения взаимного товарооборота, львиную долю которого составляют поставки белорусских калийных удобрений.

Калий, ткани и БелАЗ

Для многих Индия – это густонаселенная страна, где все танцуют и поют, где многие живут бедно и порой в трущобах, в том числе – нежданные миллионеры. Все как в кино.

Однако не стоит опираться на стереотипы. Да, весной 2023-го Индия стала самой населенной страной мира. Но хоть экономика ее не на первом месте, она стремительно развивается. С 2000 по 2017 год ее размеры выросли в 3,3 раза!

Среднегодовой темп прироста реального ВВП Индии составил 7,1%. Ни одна страна мира, даже Китай, не может похвастаться такими темпами на данном отрезке.

Этому способствует как гигантский внутренний рынок в почти полтора миллиарда человек, так и впечатляющие прямые иностранные инвестиции, давно исчисляющиеся десятками миллиардов долларов в год.

Пока огромный и бурно растущий индийский рынок слабо освоен белорусскими компаниями, да и индийских товаров в нашей стране не сказать чтобы много. Tochka.by поинтересовалась у посла Индии в Беларуси Алока Ранджана Джа, за счет чего можно это исправить.

есть ли будущее у Беларуси и Индии?

По словам дипломата, калий – основной компонент двусторонней торговли. Однако она охватывает и другие товары: лекарства, химикаты, продукты питания едут из Индии. Льняные волокна, изделия из пластика и металла, тканые полотна – из Беларуси.

«Как и некоторые другие страны, Индия и Беларусь в своих торговых отношениях в настоящее время сталкиваются с трудностями в сфере логистики, транспорта и банковского дела. Надеюсь, это временный этап. Мы совместно ищем решения для преодоления этих препятствий, а также продолжаем изучать возможности диверсификации нашей торговли за пределы традиционных товаров и в новых областях сотрудничества», – добавил посол.

есть ли будущее у Беларуси и Индии?

Алок Ранджан Джа отметил, что есть удачные совместные проекты и в сфере производства, которые находятся на разных стадиях разработки. К примеру, «Гомсельмаш» основал компанию под названием «Гомсельмаш Индия» для производства, сборки, продаж и послепродажного обслуживания оборудования в Индии и соседних странах, а также в Африке.

«БелАЗ создал совместное предприятие с индийской компанией по ремонту и сервисному обслуживанию самосвалов. Индийские компании инвестировали в фармацевтический сектор Беларуси. Это лишь несколько примеров совместных проектов между нашими странами», – рассказал дипломат.

Посол уточнил, что, поскольку все они еще находятся в стадии становления, на данном этапе еще рано судить об их объемах.

Готова ли Индия инвестировать в Беларусь

Не секрет, что Беларусь очень нуждается в иностранных инвестициях. Из-за санкций западные компании перестали вкладывать в нашу экономику, лишь реинвестируют прибыль, которую не могут вывести, и это делает статистику кривым зеркалом.

В свете этого решили узнать, какие секторы белорусской экономики могли бы заинтересовать индийских инвесторов.

«Индийский корпоративный сектор является сформировавшимся, самодостаточным и не зависит от государственного контроля или указаний. Исторически капитал концентрировался там, где приносил прибыль. Наша работа как посольства заключается в том, чтобы информировать индийские компании и бизнесменов о коммерческих возможностях в Беларуси в различных секторах. Однако в конечном итоге решение об инвестировании принимается самими этими компаниями», – заявил Алок Ранджан Джа.

Он также добавил, что нельзя не признать, что времена сейчас непростые. И не только двусторонние связи Беларуси и Индии, но и вся международная торговля сталкивается с серьезными препятствиями.

«Возможно, сейчас самое время терпеливо планировать и ждать, пока международная ситуация станет более благоприятной для торговли и коммерции», – заявил он.

Как идут поставки белорусской техники в Индию

В индийской экономике, согласно статистике, 44% – это занятые в АПК, дающем 16% ВВП и остро нуждающемся в технике. В 2020–21 годах Беларусь поставила в Индию 136-тонные БелАЗы, сейчас завершается поставка 240-тонных, идет техника «Гомсельмаша», МТЗ.

К тому же ранее совершались визиты представителей белорусских машиностроительных предприятий, профильных министерств, подписывались меморандумы и договоры о сотрудничестве.

А еще 26 лет назад была создана белорусско-индийская межправительственная комиссия по сотрудничеству в области экономики, торговли, промышленности, науки, технологий и культуры.

«Будучи быстро растущей экономикой, Индия имеет большой и прибыльный рынок, который будет становиться еще больше. С ростом масштабов наших горнодобывающих работ поставки тяжелой техники в Индию продолжатся. Однако многое зависит от того, сможет ли БелАЗ уложиться в согласованные сроки поставок», – заявил посол Индии.

При этом он отметил, что индийская сторона понимает: у БелАЗа возникли проблемы с закупкой деталей для завершения процесса производства и доставки. Дипломат выразил уверенность, что завод решит эти вопросы и обеспечит своевременную поставку, а также подчеркнул, что с аналогичными проблемами сталкиваются и другие компании.

Что дает рейс Минск – Дели

По словам посла Индии, прямое авиасообщение между нашими странами, без сомнения, выступит важным позитивным фактором для расширения двусторонних взаимодействий в различных областях.

«Размер индийского рынка хорошо известен в Беларуси. Однако гораздо меньше известно о покупательной способности индийского среднего класса и его интересе к товарам, которыми славится Беларусь», – заявил дипломат.

Алок Ранджан Джа также заметил, что самым большим пробелом в развитии экономического и коммерческого взаимодействия является дефицит информации о потенциале Индии и Беларуси.

«Благодаря прямым рейсам возможности бизнес-сообщества путешествовать и собственными глазами видеть возможности, доступные в другой стране, многократно возрастают. Воздушное сообщение также объединит наших представителей культуры, науки, средств массовой информации, студентов и других людей, помогая заполнить этот информационный пробел и еще больше укрепить наши двусторонние связи», – резюмировал посол Индии в Беларуси.

Как Беларусь и Индия торговали до сих пор

Товарооборот между нашими странами с 2008-го по 2021-й вырос достаточно серьезно, с $430 до $566 млн. Казалось бы, рост на 31,6% – прекрасный результат. Если не заглядывать глубже и не видеть, что, к примеру, в 2009-м он составлял $603,7 млн, а инфляция доллара США с 2008 по 2021 составила… 25%.

Радует то, что экспорт в Индию постоянно заметно больше импорта в Беларусь. Но и тут есть нюанс: его львиная доля – это поставки калийных удобрений, и цифры сильно колеблются из-за движения мировых цен.

Так как Белстат засекретил данные по внешнеторговой статистике, то приходится опираться в том числе и на информацию индийских властей. Так вот, в 2020 году экспорт калийных удобрений составил $289,7 млн (по Белстату), в 2021-м – $306,97 млн, в 2022-м – $168,52 млн (данные индийской статистики). В 2020-м доля калия составила 71,7% в белорусском экспорте, в 2021-м – 81,6%.

Что же поставляет Беларусь на огромный индийский рынок, кроме калия? До того как данные скрыли, список основных статей изменялся. И если семь лет назад это были азотные удобрения, синтетические нити, кожа крупного рогатого скота и проволока из нелегированной стали, то в 2021-м – уже грузовые автомобили, древесная целлюлоза, гидразин и гидроксиламин, а также стекловолокно.

А что же поставляет Индия в Беларусь? По традиции основная статья поставок – фармацевтические препараты, ведь эта отрасль развита в Индии. Кроме того, в 2021 году, по данным посольства Беларуси в Индии, это были морепродукты, гетероциклические соединения, содержащие атомы азота, части обуви, рис, органические краски и, каким бы удивительным это ни казалось, запчасти для автомобилей и тракторов.

В 2022-м, по индийской статистике, после лекарств шли гетероциклические соединения (их применяют в медицине и химической промышленности), морепродукты, органические краски и дезинфицирующие средства.

А вот семь лет назад, кроме лекарств, основными статьями экспорта из Индии в Беларусь были рыбная продукция, кофе и чай, табачное сырье, авиационные двигатели и хлопчатобумажная пряжа.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля