В современном мире стремительные карьерные изменения становятся нормой. Многие профессионалы, осознавая свои истинные интересы и амбиции, решаются на кардинальную смену ролей.
Myfin.by рассказывает истории трех белорусок, которые сделали смелый шаг в сторону новой профессии. Их опыт показывает, что для успешной адаптации к новым вызовам важны не только навыки и знания, но и стремление к саморазвитию и готовность учиться.
Эдита: из продакшн-менеджера – в замдиректора
Эдита начала карьеру помощником адвоката. Но довольно быстро поняла, что хочет развиваться в другой сфере и перешла в крупную digital-компанию. Здесь девушке пришлось начинать с нуля в качестве продакшн-менеджера. Ей необходимо было координировать процесс производства рекламной продукции.
– Работа в сфере юриспруденции дала мне прочную основу в плане аналитического мышления, внимания к деталям и ответственности за результат. Но уже к окончанию моего высшего образования я начала осознавать, что меня больше привлекает управление бизнесом. Я поняла, что хочу заниматься чем-то более креативным, где смогу использовать свои идеи и влиять на развитие проектов.
Работа в digital-сфере открыла для меня возможности в проектном управлении и операционном менеджменте с удаленными сотрудниками, такими как дизайнеры, журналисты, фотографы. В компании я получила первый опыт руководства командой, взаимодействия с различными отделами.
Это стало поворотным моментом: я поняла, что управление проектами и развитие бизнеса – это то, что меня вдохновляет и в чем я сильна.
Когда появилась возможность начать развивать новый проект нашей компании, я восприняла это как естественный следующий шаг в карьере. Моя роль в компании изменилась – я стала заместителем директора в новом проекте. На этой позиции я сосредоточилась на стратегическом управлении. Этот переход дал мне возможность взглянуть на бизнес с более широкой перспективы и принять на себя больше ответственности за конечный результат.
Когда я решила сменить карьерное направление, осознала, что для успеха в этой области нужны новые навыки и знания. Первым шагом стало углубленное самообразование и обучение в рамках специализированных курсов. Я выбрала несколько программ по управлению проектами и стратегическому планированию. Прошла программу Effective Manager в моей же компании. Также я прошла курсы по управлению проектами в IT-индустрии.
Я старалась брать на себя все больше ответственности. Постоянно расширяла свои профессиональные связи, чтобы учиться у других лидеров и экспертов.
В конечном счете такой комплексный подход, где теория шла рука об руку с практикой, позволил мне уверенно перейти в новую для себя сферу.
Адаптация к новым обязанностям была одновременно захватывающим и сложным процессом. Это был новый уровень ответственности, который потребовал глубокого планирования и гибкости. Я осознала, что успешное управление – это не только контроль, но и умение вдохновлять людей и мотивировать команду двигаться вперед.
Ключом к успешной адаптации для меня стала организация процессов. Я активно внедряла системы управления задачами, строила прозрачные и понятные коммуникационные схемы, особенно в условиях удаленной работы, и выстраивала систему отчетности.
Я всегда ощущаю внутреннюю потребность в саморазвитии. Постоянно учиться и развиваться стало для меня не просто необходимостью, а привычкой (3 высших образования являются тому подтверждением). Мне нравится ощущение, что каждый день я становлюсь лучше. Для меня важно сталкиваться с новыми задачами и вызовами, которые требуют выхода из зоны комфорта. Такие ситуации заставляют искать новые подходы и развивать навыки, что мотивирует двигаться вперед. Новые вызовы помогают сохранять интерес к работе и жизни в целом.
Юлия: из логиста в маркетолога
Юлия получила образование как техник по организации и управлению на городском и автомобильном транспорте. Девушка пошла работать по специальности и успешно строила карьеру как специалист по организации перевозок в крупном белорусском фешн-ретейле. Но в итоге поняла, что хочет сменить свою роль в компании, причем кардинально.
– Логистическое образование было не моим выбором. У нас был небольшой семейный бизнес по перевозкам, и мой отец решил, что я буду продолжать его дело.
За очередным ужином прозвучала фраза: «Юля, логисты хорошо зарабатывают! Решено, пойдешь учиться».
Образование я получила адекватное, и рабочую логистическую закалку на протяжении 8 лет тоже. Но где-то внутри зрела мысль о том, что я занимаюсь не тем, чем хочу. После очередного тяжелого и выстраданного рабочего дня я пришла домой и поняла, что больше вообще не хочу слышать ничего о доставке грузов. Решение о смене не просто компании, а глобально специальности пришло в этот же вечер. Я бросила себе вызов.
И выбрала маркетинг. Для меня это симбиоз творчества и сложных технических инструментов.
Подумала, что глупо терять управленческие навыки, но важно начать развивать креативную составляющую. Надо ее просто разбудить!
Первое, что я сделала, – пришла в департамент маркетинга в компании, где работала, и спросила напрямую: «Какие есть вакансии?». Честно сказала, что ничего не умею, но хочу научиться и готова много работать.
И мне не отказали. Через неделю после подачи заявления я уже работала специалистом отдела рекламы и продвижения. Поначалу это была простая работа с карточками для маркетплейсов. Потом я начала самостоятельно погружаться в социальные сети. Узнала, как устроен контент-план и какие есть показатели, как напрямую на них может влиять маркетинг.
Через полтора года работы я уже занималась крупными проектами и стала проджект-менеджером в маркетинге. Тогда я уже могла самостоятельно принимать решения и презентовать идеи для будущих коллабораций и даже вести международные проекты.
Смена роли в компании – это, конечно, сложно. Были моменты, когда мозг просто не выдерживал и говорил: «Отбой!».
Когда 8 лет варишься в логистических терминах, сложно сходу перейти на креативную волну и давать результат. Но внутреннее соревнование с самой собой показало, что нет ничего невозможного. Важен только настрой и цель. Плавно выстраиваешь «оптимальный маршрут» и едешь по нему в сторону креативного и творческого будущего.
Важно постоянно мотивировать себя развиваться. Если провести внутреннюю беседу, можно понять, что действительно нравится, с чем хочется работать, и на основании этого выстроить долгосрочную стратегию своего развития. Это и есть моя мотивация. Ведь это классно – постоянно изучать что-то новое, наращивать компетенции и показывать результат не только работодателю, но самому себе.
Сегодня могу с радостью поделится, что я работаю специалистом по медиа-коммуникациям в крупной IT-компании, которая занимается внедрением комплексных решений для управления бизнесом. Я работаю с IT-решением, многогранным и местами сложным техническим продуктом, и мне это нравится.
Тем, кто тоже мечтает сменить профессиональную роль, могу посоветовать: не бояться. А лучше все равно делать, даже если страшно.
Подумайте, что вам интересно, от чего загорается огонь в глазах. Учитесь, развивайте насмотренность в сфере, где хотите достичь успеха. Используйте все свои уже приобретенные навыки, скрещивайте с новыми и через время увидите, какой личный апгрейд произошел.
Многие обновляют ПО на мобильных устройствах. Попробуйте обновить себя. В результате обновления вы станете новой и лучшей версией себя, и вам эта версия понравится.
Кристина: из продавца – в бизнес-аналитика
Кристина устроилась работать продавцом в сеть магазинов косметики и парфюмерии в 2014 году. Тогда девушка занималась выкладкой товара, обслуживанием покупателей и продажами. У нее сложились хорошие отношения с коллегами, которые начали обучать ее работе с внутренним софтом компании. Это и стало толчком к смене профессиональной роли. И, как выяснилось, не в последний раз.
– В должности продавца задержалась недолго. Стала заниматься ведением документооборота в ПО (программном обеспечении). А потом по счастливому стечению обстоятельств перешла в отдел технической поддержки. К обязанностям по ведению документооборота добавилось выстраивание бизнес-процессов в торговых точках, сопровождение кассовой дисциплины.
Отдел состоял всего из трех сотрудников. За время моей работы в нем количество обслуживаемых торговых объектов выросло с 250 до 500. Но наших компетенций хватало, чтобы решать задачи офиса, оптимизировать процессы, устранять недочеты по запросам от более 700 сотрудников компании.
За период работы в отделе технической поддержки получила колоссальные знания в области анализа, обработки данных. Благодаря этому опыту я перешла на должность начальника отдела по технической поддержке программы оперативного учета магазинов сети. А с марта 2022 года я перешла на должность бизнес-аналитика.
Для смены роли в компании я прошла конкурс на вакансию наравне с другими кандидатами. Но предпочтение отдали мне. В моих планах было развитие по карьерной лестнице. И в компании это поддержали.
Я быстро поняла, что мне важно знать, как система отрабатывает «под капотом». Самостоятельно анализировала процессы программы оперативного учета компании, а все недостающие знания покрывали разработчики, руководитель и бизнес-аналитики с более большим опытом. Т.е. все обучение покрывала компания: это были и есть коллеги из смежных отделов, а также различные онлайн-курсы и вебинары, проводимые в компании.
При вступлении в должность бизнес-аналитика как-то незаметно для себя стала больше работать с отделом ценообразования, от них получила необходимые финансовые знания, чтобы разработать и оптимизировать их бизнес-процессы.
Могу сказать, что с адаптацией я справилась неплохо благодаря руководителю. В компании прошла реструктуризация отделов, и мой начальник возглавил отдел бизнес-анализа и разработки.
«Краш-тест» на профпригодность прошла с выходом постановления № 713 МАРТ о системе регулирования цен, когда в течение нескольких дней требовалось перестроить бизнес-процессы и ПО под требования законодательства. В тандеме с разработчиком нам удалось за эти дни выполнить требования бизнеса и постановления.
Чтобы стать универсальным сотрудником, необходима жажда знаний и умений не только в своей предметной области, но и в смежных должностях. А также саморазвитие, коммуникабельность, гибкость мышления, энергия, интерес к новому, ориентирование на поиск новых возможностей.