Эти белорусы каждый год проходят больше 100 километров в Будслав. Узнали, для чего они это делают

В странеОбщество
Поделись с друзьями

Пройти больше 100 километров пешком. Под ливнем и в жару. C мозолями на ногах и пантенолом на подгоревшем лице. У некоторых такая перспектива вызовет удивление, у других — непонимание. Но хватает и тех, для кого такой непростой путь — норма жизни. Каждый год летом несколько тысяч белорусов из разных регионов страны отправляются в пешее паломничество на северо-запад Минской области, в Будслав — к почитаемой иконе Матери Божией.

Эти белорусы каждый год

Журналисты Onlíner провели с пилигримами несколько дней, побывали на Будславском фесте и спешат рассказать об увиденном.

В Будслав пилигримы начали ходить еще в XVII веке

Утро буднего Минска. Две сотни человек, выстроившись в колонну возле архикафедрального костела, удивляют прохожих. Одни фотографируют их на телефон, другие просто машут рукой с остановки и желают хорошей дороги. Кто эти ребята и куда они идут, многие даже не догадываются, но масштабы процессии создают впечатление значимости и важности. «В Будслав, что ли? О! Ну так и я о нем знаю, знаю. Но сам не пойду: с работы не отпустят. Пора мне», — говорит улыбчивый мужичок в спецовке ЖКХ и убегает куда-то по делам.

Эти белорусы каждый год

Эти белорусы каждый год

Эти белорусы каждый год

Эти белорусы каждый год

Минут через десять стартуют и пилигримы. За ближайшие пять дней им придется пройти больше 120 километров — ночевать в палатках, школах, идти полями и асфальтом, под дождем и солнцепеком. А пока — переход по Минску.

Эти белорусы каждый год

Эти белорусы каждый год

Когда в Будслав пришли первые паломники, точно не скажет никто. Но отправной точкой в этой истории часто называют 1589 год — тогда местному костелу подарили икону Богородицы. По утверждению настоятеля Элефтерия Зеелевича, икона практически сразу прославилась ласками и чудесами. Шли годы, а паломников становилось все больше, и происходящее превратилось в настоящий праздник. Фест признали значимым и в 2018 году включили в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Он традиционно проходит в первых числах июля.

Ближе к вечеру паломники пришли в деревню Вишневка и разбивают лагерь у местной школы. Здесь их уже ожидала фура, которая на протяжении всего пути везет за пилигримами тяжелые вещи.

Одни раскладывают спальные мешки в школе, другие ставят палатки прямо на лужайке и постепенно готовятся к ужину.

«В пилигримке есть свои правила, но за нарушение мы еще никого домой не отправляли»

За пилигримку из Минска уже не первый год отвечает приход святых Иоанна Евангелиста и Максимилиана Кольбе, что в Каменной Горке. Как рассказал нам ксендз Олег Шпеть, организовывать пилигримку — это не задание от вышестоящего костельного руководства, а инициатива самого прихода.

— Пилигримка — это в первую очередь духовное упражнение, акт проявления веры, — говорит ксендз. — Понятно, что это время, когда люди ищут определенные ответы на жизненные вопросы, но религиозный акцент — самый важный. Пилигримка — это и один из способов молитвы, когда мы молимся не только словами, но и ногами, через усталость и определенные испытания. Ну и для меня это классный повод научить детей и молодежь замечать тех, кто рядом. Научить простой любви и доброте. Обычной, не напоказ.

Я с каждым годом все шире открываю для себя Будслав, и с каждым годом он нравится мне все больше. И сама икона становится более близкой. Она, кстати, очень красивая. Когда будете рядом, присмотритесь.

Священник говорит, что паломники во время пути соблюдают определенные правила. Например, нежелательно носить чересчур короткие юбки и шорты, топики, курить, пить алкоголь и купаться в водоемах.

— Тем, кто идет в первый раз, мы все объясняем. Это все-таки не просто поход, а поход религиозный, который требует определенной скромности. Я понимаю, что в жару хочется снять с себя хоть всю эту одежду. Но ведь мы, ксендзы, все равно часто идем в сутане — в том числе чтобы показать: пилигримка — это жертва. И не все должно быть легко и просто. При этом мы стараемся создавать условия, чтобы человек каждый день мог сытно поесть, помыться, лечь спать и не мучился.

Приходилось ли отправлять кого-то домой? За время, которое я руковожу пилигримкой, к счастью, подобного не происходило. Да, были люди, которые уезжали, но это случалось в первую очередь из-за состояния здоровья.

«Пилигримы любят супы и макароны с тушенкой»

Пилигримка не хаос. У многих паломников есть свои обязанности, которые между собой называют «служением». Кто-то отвечает за музыкальное сопровождение (во время пилигримки часто поют и молятся), следит за безопасностью на дороге и наличием питьевой воды. А вот Елена и Татьяна на протяжении всей пилигримки готовят для паломников еду.

— Стараемся, чтобы еда была сытной и вкусной, — говорят женщины. — Поскольку мы не профессиональные повара, остановились на тех блюдах, которые умеем готовить. На утро в основном готовим кашу, дополняем ее сладким. В обед — сытное, наваристое. Как правило, это суп, борщ, мясо. Вечером предлагаем тоже что-то мясное: котлета либо тушенка с гарниром. В общем, все то, что помогает восстановить силы.

— А что больше всего любят пилигримы?

— В основном хорошо заходят мясные блюда: макароны с тушенкой, рагу с кашей, супы. А вот каши среди детей не очень пользуются спросом. Но на этот случай есть хлеб и булочки. Будут у нас и сладкие угощения.

В пилигримке есть своя медслужба. Ее костяк составляют люди со специализированным образованием.

— Самые частые травмы — мозоли и натоптыши — чаще всего из-за неудобной обуви, — говорит сестра Юлия Новикова. — Поэтому, если идешь в пилигримку, нужно надевать максимально удобную обувь — к примеру, сандалии. И желательно, чтобы такая обувь уже была разношенная. Другие проблемы — травмы костей, аллергическая реакция на комаров и мошек. К счастью, с чем-то серьезным не сталкивались и решаем все вопросы с помощью медпрепаратов.

«Для нас это путь единения семьи»

Пилигримка объединяет совершенно разных людей. Рядом с оперной певицей идут воспитательница из детского сада, рекордсменка по легкой атлетике и репетитор по математике. Пенсионеры, которые помнят первые трипы из 1990-х, и школьники. Православные и протестанты. Но в этом ничего удивительного для нашей страны нет. Как рассказал ксендз Олег, участвовать может каждый, независимо от своего вероисповедания.

Идти могут даже неверующие. Главное — соблюдать те правила, которыми живут остальные пилигримы.

Вместе с четырьмя детьми (три дочки и сын) в пилигримку отправилась уроженка Барановичей Марина Слесарчук. Впервые она ходила пешком в Будслав еще в начале 2000-х. Тогда она училась в школе, а несколько лет назад решила, что пройдет путь вместе с семьей.

— Идея пришла сама собой: наши ксендзы являются организаторами, — объясняет Марина. — Хочется углубиться и пройти духовный путь вместе с родными. Для нас это своеобразное духовное путешествие. Мы прекрасно понимали, что впереди могут ожидать дождь и жара, но все это не останавливает. Хочется освободиться от каких-то хлопот, мыслей. И чтобы дети были рядом.

Для нас это путь прощения и единения семьи. Как я считаю, в такие моменты семья становится ближе.

На протяжении пути семью на авто терпеливо сопровождал супруг Марины Максим. Если кто-то устал, он подвозил на машине. Помогал в дороге и другим пилигримам, но сам скромничает и предпочитает об этом не говорить.

В пилигримки нередко идут целыми семьями

Чем ближе Будслав, тем чаще паломников встречают жители деревень, которые готовы накормить и напоить. Раньше пилигримов даже «разбирали» по домам, но, как нам объяснили, после пандемии коронавируса паломники стараются жить компактно, в лагере.

На наших глазах пилигримов гостеприимно встретили жители деревни Стайки — столами со сладостями. Местные бабушки признались, что для них эта встреча — радость и старая традиция, которую они, пока живы, готовы поддерживать.

— Нас обычно угощают чем-то вкусным: печенье, конфеты, компот, самодельный квас, сок или газировка, — рассказывает Катерина. — Но самое вкусное — это то, что готовят сами жители. Простая еда, которую люди привыкли есть сами. В Стайках, к примеру, нас угощали хрущами, а завтра, в деревне Камено, будет полноценный обед.

— А тебя не удивляет, что местные жители по-особенному встречают людей, которых видят в первый раз?

— Да, и я сегодня даже немного всплакнула. Минской пилигримке в Будслав уже больше 30 лет, и люди до сих пор встречают. Это показывает, насколько они открыты и готовы нас принимать. На мой взгляд, эта открытость — черта нашего характера. Это классно.

Во время пилигримки сделал предложение руки и сердца

Во время пилигримки нередко случаются истории, которые могут до слез растрогать даже не совсем сентиментального человека. На этот раз удивил минчанин Максим. Он работает фрезеровщиком, участвует в фаер-шоу, а еще, как оказалось, настоящий романтик. Буквально за несколько километров до Будслава парень решил сделать предложение своей девушке Алине. На глазах у 320 пилигримов она ответила: «Согласна». Причем девушка до последнего не понимала, что происходит.

— Это было неожиданно. Во время пилигримки я была занята другими делами, но понимала: что-то, наверное, произойдет. Но все было скрытно, и тайны никто не раскрывал. Когда меня стали звать, подумала, что речь про другую Алину, может, кто-то потерялся. Но звали меня, — говорит девушка. — Что я ощущаю? Счастье. Любовь. На душе очень приятно. Здорово, что все произошло в таком знаковом для нас месте.

— Провезти цветы, чтобы никто не видел, была та еще задача, — раскрывает детали плана Максим. — Пришлось просить других пилигримов, чтобы кто-то из Минска аккуратно и незаметно привез букет. И такие люди нашлись. Это было очень необычно и волнительно.

Самая маленькая пилигримка — всего два человека

Витебск, Лида, Раков, Поставы, Гродно, Барановичи, Вилейка, Глубокое… В Будслав в этом году пешком и на велосипедах прибыли порядка 2 тыс. паломников практически из всех регионов страны.

В Будславе пилигримы селятся в палаточном лагере на территории старого аэродрома

Самая маленькая пилигримка — всего два человека — прибыла из Гродно. Трое пришли из Барановичей. Ими оказались ксендз Павел Рудьман, монахиня Эльжбета Васькова, приехавшая из Новосибирска, и монах-капуцин Валерий Кунгер. За 9 дней они преодолели 293 километра.

— Идти было несложно. Впервые в таком формате мы шли в 2021 году, — говорит ксендз Павел. — Позже родилась идея пройти пилигримку в стиле Сантьяго (Сантьяго-де-Компостела — город в Испании, популярная точка притяжения среди пилигримов; существует множество маршрутов, которые ведут в Сантьяго из различных стран Европы. — Прим. Onlíner). Это когда идешь один или в составе небольшой группой и все необходимое несешь с собой в одном рюкзаке — от медикаментов до еды. В нашем случае мы несли предметы, необходимые для проведения богослужения, личные вещи, палатки и коврик.

Мы хотели показать, что пилигримка начинается в нашем сердце, в нашей голове и за дверями квартиры. Считаю, что у нас получилось. Больше я расскажу в фильме, который опубликую на своей странице в YouTube.

— Так а как это у вас получилось? Нужно ведь было составить план, знать, где будете ночевать.

— У нас был план пожить без плана. Организовать такую пилигримку было намного проще, чем под огромное количество людей. Мы слушали друг друга и, если кто-то уставал, задерживались. Даже дважды не дошли до места ночевки: просто физически не хватало сил.

Из-за наплыва верующих исповедовать священникам приходится в полевых условиях. Традиционные деревянные исповедальни им заменяют палатки

Вечером Будслав стали заполнять паломники, приехавшие на машинах и автобусах. Ближе к полуночи на площади у костела было не пробиться. Перед ночным богослужением сотни людей зажгли свечи и прошлись традиционной процессией по центру местечка.

Еще до этой красивой службы первые пилигримы начали возвращаться домой. Каждого ждут свои заботы, но многие уверены: пилигримка в их жизни обязательно повторится.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.