Когда-то давно Андрей Бегун подумал, что с путешествий нужно привозить не магнитики на холодильник, а елочные игрушки — они полезнее в быту. Со временем их стало так много, что мужчина решил открыть в Минске музей по европейским стандартам — такой, где в конце экскурсии можно что-то купить. Люди просили продать им белорусские игрушки, но где ж их взять, если последняя фабрика закрылась еще в 90-х? Так Андрей и пришел к мысли, что можно открыть свое производство.
Фабрика «Грай» находится через дорогу от столичной Комаровки. С директором Onliner встретился именно там.
Конкурировать с Китаем? А у них сейчас все не очень хорошо
— По многим технологиям нашу фабрику не могут догнать даже в России, многие ведь до сих пор дуют стеклянные формы. У нас около 500—600 видов игрушек, — Андрей ведет к первому производственному помещению. На пятом или шестом мы уже собьемся со счета и забудем, сколько кабинетов удалось обойти. — Больше всего спросом пользуется снегирь, у нас засилье птиц на производстве. Снегирь был одним из первых и уже пережил несколько… реинкарнаций? Не то слово.
В этот момент вдруг звучит мелодия из передачи «В мире животных» — звонит мобильный телефон Андрея. За примерно полтора часа нашего разговора он ответит на звонки около десяти раз, то есть звонят примерно каждые десять минут.
— Снегирь прошел несколько стадий усовершенствования, мы ведь растем технологически. Делаем его из поликерамики на основе гипсовых вяжущих с разными нашими добавочками, этому нет аналогов в мире. Игрушки не стеклянные. Вот возьмите в руки — не отличите от стеклянных, — Андрей стучит по спинке снегиря ногтем, и слышится звук, похожий на стук о стекло. — Фактура материала смотрится лучше, потому что из стекла нельзя сделать такие фактурные крылышки.
А вот снегирь в полете, он из новой серии. Когда на фабрике только начали их делать, оказалось, что крылья очень хрупкие. И тогда элементы стали печатать на 3D-принтерах. Формы для птичек тоже изготавливаем сами — инженер в 3D-программе делает модель. Сами произвели и станки по отливке.
Птички, конечно, симпатичные, но как конкурировать с Китаем? В дискаунтерах за 15-17 рублей можно купить упаковку игрушек, а у «Грай» столько стоит одна.
— А нам и не нужно конкурировать с Китаем. Китайцы последние 15 лет уходят от ручного труда к сложнотехнологическому машинному, у них работник уже получает в среднем $1000.
Есть еще момент — из-за ковидного сбоя сейчас в мире не хватает контейнеров: многие покупатели страдают, что китайцы не могут им поставить товар. У них локдауны идут, глобальная революция в экономике, рушится их привычная схема работы. Наша продукция красивая, правда? В Китае такого нет. Игрушки — это то, с чем мы можем выйти на мировой рынок. Нашей фабрике удалось попасть на Amazon, а это, считайте, уже и есть весь мир.
Мы «Теслу» не изобретем, как бы ни старались. Мы должны искать ниши, где можем быть лучшими. Пускай это будут не полеты в космос, а какие-то узконаправленные вещи.
— Четыре года назад вы говорили, что хотите выиграть тендер «Ашана». Получилось?
— О-о-о, офлайновые магазины — это вчерашний день. Сейчас нам больше интересны маркетплейсы — Wildberries, Ozon, Amazon. И мы попали на все эти три площадки. Офлайновая торговля умирает, за цифровыми технологиями будущее. Чтобы купить кроссовки, я иду в магазин, выбираю, примеряю. А молодежь уже заказывает в интернете две пары, 42-го и 43-го размера, и покупает одну. Мир уже не будет прежним. Раньше мы продавали игрушки в основном в универмагах, супермаркетах. Я должен был ходить около магазина, танцевать с бубном — просил, чтоб взяли мои игрушки. Теперь мне это не надо, я хорошо продаю через интернет. Подход к бизнесу трансформируется, и к жизни тоже.
«У меня была идея, которая оказалась не совсем правильной»
По словам Андрея, сейчас у него самая передовая фабрика елочных игрушек на территории всего бывшего Союза и единственная в Беларуси, около десятка производственных помещений общей площадью в 1000 «квадратов» (и этого мало), несколько десятков сотрудников, которые за этот год сделают 300 тысяч игрушек. Но это сейчас так. Когда все начиналось, в 2015-м, было всего два кабинета, сотрудников — в десять раз меньше, и производили они всего пару тысяч изделий.