Еще несколько лет назад мне пришло в голову отмечать все дороги Беларуси, по которым приходилось ездить или ходить пешком. Блогер Денис Блищ завел отдельную карту в конструкторе Яндекса и старательно наносил обкатанные участки после каждого путешествия в глубинку. Эти поездки и отметки собрались в кластер специфических наблюдений, которые можно сгруппировать в отдельный пост для блога. Настал тот час.
Далее рассказ от первого лица:
В Беларуси 14 трасс класса М (магистральные), порядка 150 класса Р (республиканские) и несколько тысяч Н (местные). Когда-то в отдельную группу выделялись еще дороги категории П (подъездные), но позже они были переведены в местные с назначением номеров в диапазоне 2хххх. Конечно, существуют внеклассные дороги – ведомственные, лесные, сельскохозяйственные, “народные”, городские улицы – их я никак никогда не отмечал.
В общем, когда меня спрашивают, где я бывал в Беларуси, я могу показывать эту карту. Везде:
В пригородной зоне Минска почти не осталось шоссе, по которым мне не приходилось ходить или ездить:
Нынешняя классификация и нумерация сформированы в независимые годы. В советское время она была общей для СССР, поэтому на нашей территории были также дороги класса А (межрегиональные), а нумерация магистральных не совпадала с нынешней (например, М10 была М13, а М8 – М20).
Дороги М
Первая трасса, главная транзитная дорога страны М1 еще и самая длинная в Беларуси. Она начинается на границе с Польшей в КПП “Козловичи” на северной объездной Бреста, проходит наискосок всю страну с объездом Минска с южной стороны и заканчивается в КПП “Редьки” на границе России – всего 611 километров. К северу от Орши М1 формирует важнейший транзитный перекресток страны с магистралью М8 (граница России – Витебск – Могилев – Гомель – граница Украины).
М1 является составной частью европейского коридора Е30 (Ирландия, Великобритания, Нидерланды, Германия, Польша, Беларусь, Россия до Омска), а М8 – частью коридора Е95 (Санкт-Петербург – Одесса – турецкий Мерзифон). Ансамбль песни и пляски “Алиса” пел про другую Е95, этот номер раньше принадлежал коридору от норвежского Киркенеса до Ялты, включавшего магистраль М10 Москва – Санкт-Петербург.
Минская кольцевая автомобильная дорога одновременно является городской улицей и шоссе, которое не покидает пределов населенного пункта – белорусской столицы. Отсчет километража на ней начинается от перекрестка с проспектом Независимости – старым выездом в сторону Москвы. Теперь это выезд на дорогу М2 до Национального аэропорта, а также Р53 на Жодино, Борисов, Крупки.
Дороги М11, М12 и часть М1 являются составной частью европейского коридора М85. В советское время они относились к категории А, в постсоветское были “эрками”, затем назначены “эмками”. При этом дороги эти относятся к “магистралям” скорее формально, так как по своей сути узкие двухполосные шоссе.
Такой же сделана самая новая дорога Беларуси М15, могилевская кольцевая:
Да, трассы М13 в стране нет. Удивительный пример, как на государственном уровне сработала магия несчастливой цифры – после М12 была построена МКАД-2 (М14).
Дороги Р
В Беларуси 152 шоссе категории Р. Возможно, больше, но карты не знают о существовании Р152, Р153 и Р154, хотя знают о Р151 и Р155.
Шоссе Р36 легально заходит на территорию Украины и целых три километра идет по территории другого государства, чтобы выскочить к агрогородку Глушковичи в Лельчицком районе – я подробно рассказывал об этом казусе в отдельном тексте (так же и с локальной дорогой Н11357 в Хотимском районе, она выскакивает в Россию).
На Р37, которая ведет от Мозыря к границе Украины через КПП “Александровка”, этот самый контрольно-пропускной пункт расположен до крайней белорусской деревни. Абсолютно уникальная ситуация, я таких больше не знаю.
Шоссе Р52 строилось практически с нуля только в связи со стройкой Белорусской атомной станции. Оно разгрузило Островец от автомобильного трафика, который вынужден был бы проходить через райцентр на пути к площадке электростанции.
Р98 должна была обслуживать туристов, направляющихся в Беловежскую пущу от КПП “Песчатка” на польской границе, но и без конфликтов последних двух лет туристы не появились…
Дороги Р129 (от Советской улицы до аэропорта “Гомель”) и Р133 (от МКАД Минска до Республиканского интерната ветеранов войны и труда) являются самыми короткими в своей категории: 6,2 и 2,2 километра соответственно.
Еще более уникальная Р150: она всего 8,4 километра длиной и полностью находится в границах Гомеля.
Дороги Р151 и Р155 появились на картах совсем недавно. Это “переназначенные” шоссе категории Н: одно под Витебском, другое под Чечерском.
В Беларуси есть несколько участков на дорогах категории Р с грунтовым покрытием. Я знаю такие на Р86, Р98 и Р132.
Дороги Н
Их в буквальном смысле тысячи… Каждой области выделены сектора в нумерации – по две тысячи на регион. Первый сектор от 1 до 1999 отдан Бресткой области, а вообще-вообще первые “энки” почему-то у Ганцевичского района. Дорога Н1 связывает агрогородок Огаревичи с несколькими деревнями – о ней тоже был отдельный пост как о начале всех шоссе страны.
Крайние номера закреплены за Шкловским районом, а последняя дорога страны Н11623 связывает садоводческое товарищество “Дружба” с садоводческим товариществом “Лотва Диагностический центр” (на карту Яндекса не нанесена, увы).
Особое положение у дороги Н9531, которая проходит по территориям Смолевичского, Минского и Дзержинского районов и разрывается в нескольких частях. Дорога является рудиментом довоенной эпохи.
Минскому району выделен диапазон номеров Н8931 – Н9086, причем номера Н9008 – Н9030 пропущены. Подозреваю, город их просто “съел” по мере роста территории, растворил локальные шоссе в сетке улиц.