О ювелирах существует много стереотипов. Часто думают, что это пожилые люди, которые передают ремесло из поколения в поколение.
Но времена меняются – появляется много молодых мастеров, преобразуются и технологии этого искусства.
Герой нашего материала Павел Ярмолинский сначала искал свое призвание в танцах, но позже изменил вектор и подался в ювелиры.
Журналист Tochka.by поговорила с молодым человеком о том, почему кардинально сменить сферу деятельности нестрашно. Обсудили и нюансы работы, и реализацию творческого потенциала.
Из танцев – к созданию украшений
Дед Павла привил ему с детства любовь к ручному труду. Вместе они строили дачу и немного слесарили.
А в 16 лет парень начал танцевать и с головой ушел в творчество.
«На тот момент я не задумывался о своем икигаи [смысле жизни. – Tochka.by]. У нас формировалась команда по уличным танцам, и у каждого в ней была своя роль. Я взял на себя обязанность шить костюмы, делал интересные маски», – рассказывает собеседник.
Постепенно команда начала выступать в клубах Минска, а потом долгое время ездила по разным контрактам за рубеж.
Спустя 10 лет танцевальной карьеры Павел приехал в столицу и понял, что у него пропало ощущение удовлетворенности.
«Я выходил на сцену, отдавал энергию и получал ее обратно от людей. Зарабатывал деньги, но «чувства творца» у меня не было. И на вопрос «что я сделал?» отвечал себе: ничего. Ведь осязаемого продукта у меня не было», – отмечает парень.
Тогда Павел и начал искать работу, связанную с ручным трудом.
Сначала по знакомству пытался устроиться краснодеревщиком, но не сложилось. В тот момент дядя Павла рассказал ему, что в Минске расширяется ювелирная мастерская и им нужны ученики. Без вредных привычек.
«Раньше все ювелиры были в основном возрастные, и многие из них прикладывались к бутылке. В то время я параллельно работал и в клубах, и с «ювелиркой»», – вспоминает собеседник.
Последняя для молодого человека была больше как хобби, а танцы все еще приносили основной доход.
Постепенно интересы менялись, и в итоге Павел полностью посвятил себя созданию украшений.
«Понял, что один из моих смыслов жизни в том, чтобы обучать и делиться информацией. В «ювелирке» этим можно заниматься», – добавляет наш герой.
Сейчас Павел берет учеников, делится знаниями в Instagram, а также проводит мастер-классы по изготовлению обручальных колец.
Поиск «ювелирного икигаи»
Изначально Павел не делал акцент на развитии личного бренда. Но внезапно пришел коронавирус.
Молодой человек даже думал уйти в IT, однако вписался в бизнес-курсы.
«Когда искал, в каком направлении «ювелирки» развиваться, спросил совета у одного мастера. На тот момент я чувствовал нехватку мужских украшений, но в ходе разговора он сказал мне: «Свадьбы всегда были и всегда будут». Так я и начал заниматься обручальными кольцами», – делится собеседник.
Во времена коронавируса поехать куда-то в свадебное путешествие не было возможности, поэтому люди покупали более дорогие кольца.
Это стало толчком для Павла, после чего он начал расширять модельный ряд «обручалок» и с головой погрузился в дело.
Почему делать кольца на заказ дешевле?
При покупке ювелирного изделия в магазине важно узнавать стоимость за грамм. Цену можно сравнить с прайсом на золото в банках.
«Например, 1 г золота 583-й пробы стоит Br200. Не так давно видел в ЦУМе реплики «гвоздей» Cartier. Так, браслет весом 7 г со скидкой 80% стоил Br11 тыс. И цена за 1 г получалась около Br1,6 тыс.», – обращает внимание ювелир.
По его словам, зачастую дешевле прийти в ювелирную мастерскую и сделать украшение с нуля – даже с учетом покупки золота в банке получится выгоднее.
«Всегда советую молодоженам поискать золото у своих родственников, потому что бывали случаи, когда оно помогало сэкономить до Br3 тыс. Многие, наоборот, хотят сделать украшения именно из своего золота и так сохранить память», – рассказывает мастер.
Не у всех людей есть культура ношения украшений, потому принести грязную «ювелирку» в ремонт для некоторых – пока норма.
Однако почистить изделия можно и в домашних условиях. В полстакана кипятка нужно добавить две ампулы нашатырного спирта, пару капель моющего средства и оставить золото в растворе на ночь.
Единственное, способ не подойдет для украшений с драгоценными камнями органического происхождения.
«Ювелиров не видно, но мы хотим это исправить»
В прошлом году по инициативе Павла была создана группа «Ювелиры Беларуси», где мастера со всей страны объединяются и делятся информацией.
Группа закрытая, но вступить в нее можно, написав молодому человеку.
«Наша профессия очень скрытная. Обычно все живут по принципу «меня не слышно, не видно – и хорошо». Но в какой-то момент это может сыграть злую шутку – и без нас будут приниматься важные решения на государственном уровне», – считает Павел.
Например, по его словам, многие ювелиры и ремесленники хотели бы работать с серебром, потому что это недорогой металл (1 г стоит $1), который хорошо ведет себя на теле.
«Минфин относит серебро к драгметаллам, а если ты используешь его в работе, то сразу же нужно установить круглосуточную охрану за $1 тыс. и сейф пятой категории за $5 тыс.», – поясняет собеседник.
По закону, без лицензии купленный драгметалл нельзя продавать и делать из него украшения. Кроме того, без специального разрешения люди не могут принести ювелирам изделия для нанесения пробы.
«Даже по таким законам многие мастера продолжают работать с серебром. Изделия продают за те же деньги, но часть их не поступает государству. Так, наоборот, растет градус мошенничества», –заявляет ювелир.
Павел же в основном работает с серебром и золотом, а еще использует для изделий стабилизированную древесину, кожу, каучук и другие материалы.
А что с рынком драгоценных камней?
Камни, с которыми можно работать в Беларуси, тоже регламентированы.
Есть драгоценные, полудрагоценные и поделочные. С последними двумя можно делать что хочешь.
А вот драгоценные камни первой категории – бриллиант, изумруд, сапфир и рубин – нельзя обрабатывать, покупать и продавать никому, кроме банков и ювелирных магазинов.
«Если человек хочет, чтобы у него было кольцо с натуральным бриллиантом, я могу только подсказать, где его найти. Что касается остальных камней, то мы сотрудничаем с огранщиками, которые без проблем могут обработать любой камень», – рассказывает Павел.
Есть целая серия украшений с «бабушкиными рубинами». Как правило, это кольца, изготовленные в советское время, с ярко-бордовыми камнями.
«Это корунд – синтетический камень, который был популярен во времена СССР. Камень хороший и прочный, но никакой ценности он не несет. Я объясняю это ребятам и делаю из таких камней разные кулончики и амулеты», – подчеркивает собеседник.
Павел уверяет: у каждого природного камня есть свои особенности, и они могут влиять на закрепку.
Так, есть мировой стандарт, согласно которому ювелир берет 10% стоимости камня и таким образом несет за него ответственность. Этот процент закладывается в гарантию: если камень вдруг потеряется, то мастер купит заказчику новый.
«Больше 10 лет в профессии, но еще учусь»
Отдушину Павел находит в техническом процессе – парня очень захватили закрепка камней и ручная гравировка.
Кроме того, в будущем он хочет проводить ювелирные мастер-классы на постоянной основе.
На вопрос, сколько требуется времени, чтобы стать ювелиром, Павел отвечает, что все еще учится. Хотя трудится он уже больше 10 лет.
«Все зависит от целеустремленности человека, потому что «ювелирка» – очень обширное направление», – говорит он.
И все же, чтобы «схватить базу», достаточно одного года. Например, можно посадить мастера на ремонт, где он столкнется с огромным количеством различных задач.
Ведь сначала нужно научиться чувствовать металл.