На днях информационные агентства сообщили: Беларусь и Россия разрабатывают проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Минск. Этот состав сможет развивать скорость до 400 километров в час.
Blizko.by припомнил, как давно нам обещают такие сказочные скорости и что в целом не так с этим проектом.
Что придумали?
ТАСС сообщил, что Беларусь и Россия разрабатывают проект строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва — Минск. Поезд для высокоскоростных ж/д магистралей будет оборудован цифровой системой управления на базе искусственного интеллекта.
Этот состав сможет развивать скорость до 400 километров в час. На них также смогут перевозить высокодоходные и специальные грузы. В один такой электропоезд может поместиться около 460 человек. Начать сборку поездов планируют уже в 2026 году.
Такие данные содержатся в презентации замгендиректора РЖД Олега Тони, представленной на заседании в Совете Федерации по развитию транспортного комплекса в субъектах Российской Федерации.
— Российская часть трассы внесена в схему территориального планирования, сейчас мы ведем работу с нашими белорусскими коллегами по определению порядка дальнейших совместных действий по разработке данного проекта, — заявил Тони.
Сроки начала строительства магистрали не называются.
Это что-то новенькое?
Нет, идее высокоскоростной дороги между Минском и Москвой уже более десяти лет.
Летом 2010 года тогдашний начальник БЖД, а впоследствии — Министр транспорта Беларуси Анатолий Сивак рассказывал:
— Мы начали предварительную работу по строительству высокоскоростной магистрали между Минском и Москвой. В настоящее время проект находится на первой стадии. Вторым этапом будет подготовка технико-экономического обоснования. […] Мы работаем с партнерами — с Российскими железными дорогами и Китаем.
При этом собирались построить абсолютно новую дорогу, а не использовать существующие пути. На этой дороге собирались достигать скоростей до 300 км/ч.
Незадолго до этого БЖД и РЖД подписали соглашение о совместных действиях по развитию скоростного железнодорожного сообщения от Москвы до Бреста — со скоростью до 200 км/ч.
В апреле 2012-го Сивак рассказывал:
— Чтобы развивать у себя скорость в 200 км/ч, необходим соответствующий подвижной состав. Сейчас мы изучаем рынок. […] Достижение такой скорости требует решения целого ряда вопросов. Одним из них является обеспечение комфортного для пассажиров проезда при движении поездов на кривых участках пути, которое может быть достигнуто за счет ввода в эксплуатацию подвижного состава с системой наклона кузова. В настоящее время ОАО «Российские железные дороги» закупает такой подвижной состав производства компании Talgo для формирования поездов, следующих в сообщении с Западной Европой по Белорусской железной дороге.
С тех пор чиновники разных уровней неоднократно заявляли, что вот-вот начнется проектирование и/или строительство скоростной железной дороги.
В октябре 2018-го тот же Сивак говорил, что строительство высокоскоростной магистрали «Евразия» из Китая в Европу через Беларусь может начаться не раньше, чем через пять лет. По проекту этой линии, которая должна связать Европу и Китай, был лишь презентационный материал, в котором содержатся своего рода технико-экономическое обоснование, расчеты, которые говорят о цене, окупаемости, предварительных цифрах, возможном участии государства.
— Этот проект у бизнеса может получиться и быть прибыльным, но если на все это смотреть, то, будем откровенны, в ближайшие пять лет сложно говорить, что он у нас будет реализован. Хотя министерство заинтересовано в том, чтобы этот процесс ускорять, — сказал министр.
Общая стоимость проекта тогда оценивалась в 118 миллиардов долларов, а цена участка на территории Беларуси (Красное – Брест) — 14,2 миллиарда долларов.
В октябре 2019–го премьер-министр Беларуси Сергей Румас выступил с предложением строительства скоростной магистрали, которая свяжет столицы России, Беларуси и Германии.
В начале 2022-го в послании белорусскому народу Александр Лукашенко говорил:
— Из Минска в Москву можно будет доехать за 3–4 часа, когда мы закончим строительство и запустим суперскоростную железнодорожную магистраль.
И так далее.
А как сейчас в Беларуси дела со скоростными поездами?
С 30 апреля 2021 года из Минска в Москву ходят российские составы «Ласточка»: поезда №№ 717/722 и 721/718 проезжают путь за 6 часов 50 минут в одну сторону и 6 часов 55 минут в другую, выполняя 3 промежуточные остановки.
Расстояние между городами по железной дороге — 750 километров, значит, поезда держат среднюю скорость в районе 110 км/ч. При этом по территории Беларуси поезд идет с максимальной скоростью 140 км/ч, по российской разгоняется до 160 км/ч.
Также до 140 км/ч разгоняются скоростные поезда Минск – Гомель и Минск – Брест. Вообще сами белорусские составы могут разгоняться и до 160 км/ч, и даже до 200 км/ч, но пока что им не дают. Анатолий Сивак объяснял, почему:
— Любое увеличение скорости пассажирских поездов снижает количество грузовых поездов. То есть, пассажирский поезд элементарно догоняет грузовой состав, который нужно снимать с графика, что экономически невыгодно.
А в 2016-м году через Беларусь запустили настоящий скоростной поезд. В декабре начал ходить скоростной состав №13/14 Москва – Берлин. Он выпущен уже упомянутой компанией Talgo и получил название «Стриж» (Swift). Состав умеет самостоятельно изменять ширину колеи с советской (1.520 мм) на европейскую (1.435 мм), благодаря чему этот процесс теперь стал занимать лишь 28 минут вместо прежних двух часов. За счет этого, а также за счет своих скоростных качеств поезд ехал от Москвы до Берлина не 25-26 часов, как ранее, а лишь чуть больше 20 часов. Правда, по Беларуси поезд ехал не очень быстро (по вышеописанным причинам), а от Москвы до Минска — 8 часов. Впрочем, тогда, 7 лет назад, и это было прорывом.
И что не так с идеей разгонять поезда до 400 км/ч?
Очень любопытно заявление, что поезда под скоростную железку могут начать собирать уже в 2026 году (то есть, не далее как через три года), а вот когда начнут строить саму железку, — данных никаких нет.
Посмотрим старые расписания. Когда в 2011–м говорили про будущую скоростную дорогу, между Минском и Москвой ходило 24 поезда разных маршрутов, а самый быстрый — скорый фирменный №4 «Минск» — проезжал 750 километров от Минска до Москвы за 7 часов 47 минут со средней скоростью 96,3 км/ч. Сейчас, как мы отмечали, «Ласточка» держит среднюю скорость 110 км/ч, но при этом число поездов сократилось втрое-вчетверо: лишь 6–7 поездов в сутки между двумя столицами.
Уже по крайней 20 лет назад БЖД обещала в некоей отдаленной перспективе повысить скорость движения поездов до 160 км/ч. Вот новость из 2003-го:
«Одним из результатов встреч на высшем уровне стало подписание соглашения между Россией, Польшей, Беларусью и Германией об увеличении скорости прохождения поездов по территории наших стран до 160 километров в час».
В апреле 2010 года БЖД вместе с российскими коллегами и специалистами испанской компании Talgo организовала поездку поезда-лаборатории этой компании на участке Москва – Брест, которая показала возможность реализации скорости до 200 км/ч на отдельных перегонах.
В мае того же года Анатолий Сивак говорил:
— Говорю об этом впервые: в 2012 году поедем со скоростью 200 километров в час. Сначала — в сторону Бреста, по этим же путям. […] Развить 200 км/час технически несложно. Это можно и сейчас: качество пути позволяет. Для организации регулярного движения надо лишь поменять контактную сеть. А чтобы пассажирам было комфортно на кривых малого радиуса (такие есть и на российских участках), имеется подвижной состав с системой наклона кузова. […] Тем не менее, повторю, в 2012 году на участке Москва — Брест поезда пойдут со скоростью 200 км/час. Нужно обновить контактную сеть, оградить некоторые участки пути, избавиться от переездов, решить проблему населенных пунктов, расположенных по обе стороны от рельсов.
Прошло почти 13 лет — но и сейчас еще по Беларуси поезда разгоняются лишь до 140 км/ч.
А о перспективе новых скоростных магистралей Сивак говорил так:
— Под один поезд в сутки это не будет строиться, речь идет о больших капитальных вложениях, нужно как минимум 10 поездов. Если бы в Минске население достигало 8 миллионов человек, то мы бы говорили, что экономика проекта получится.
По данным Международного союза железных дорог, строительство высокоскоростных магистралей эффективно при пассажиропотоке свыше 5 миллионов человек в год.
А вот и статистика.
Например, в допандемийном 2018 году в направлении Минск — Москва было перевезено 519,5 тысячи пассажиров, по маршруту Минск — Санкт-Петербург — 137,2 тысячи.
За весь 2022 год БЖД перевезла 2,7 миллиона пассажиров в российском направлении — тут учитываются все поезда в Россию, которых ходит 24 пары (Москва, Питер, Адлер, Мурманск и т.п.). Сколько из них приходится на Москву?
Как видно, статистика и близко не дотягивает до заявленных пяти миллионов. Начальник БЖД резюмировал:
— Нужных для окупаемости [скоростной железной дороги] 5 миллионов пассажиров в Москве и Берлине не наберется. А согласовать придется интересы дорог четырех стран: это сложно.
Причем это говорилось еще в те времена, когда из Минска поезда ходили в Варшаву, Прагу, Берлин, Вену, Ниццу, Париж и другие европейские города. Но вот уже три с лишним года поезда на запад от Беларуси не ходят (крошечное исключение — Калининград). И Польские железные дороги четко дали понять, что в 2024-м никаких поездов из Беларуси в Польшу не будет. Где же тогда набрать необходимые 5 миллионов пассажиров из Беларуси в Москву, чтобы было выгодно строить скоростную железнодорожную магистраль?
Кстати, а что там у соседей?
В России ходят скоростные поезда ЭВС1/ЭВС2 «Сапсан» со скоростями до 250 км/ч. До 2022 года также ходили поезда Allegro из Санкт-Петербурга в Хельсинки с максимальной скоростью до 220 км/ч. Поезда Talgo «Стриж» с максималкой до 200 км/ч все были выведены из обращения и законсервированы. Проект скоростной дороги из Москвы в Казань законсервирован. Проектируется новая скоростная дорога Москва – Санкт-Петербург.
В Польше есть несколько участков, рассчитанных на скорости до 250 км/ч. Пока что поезда на них разгоняются до 200 км/ч, — это составы Alstom ED250 Pendolino. К постройке планируются несколько линий со скоростями до 350 км/ч. Польский рекорд на железной дороге — 293 км/ч.
В Украине более десяти лет назад были закуплены скоростные поезда Hyundaai HRCS2 и EJ675 и построены собственные составы ЭКр1. Они имеют конструкционную скорость в 176–200 км/ч, но все три типа эксплуатируются на скоростях не более 160 км/ч.
В Литве и Латвии (а также Финляндии, Эстонии и Польше) пока только проектируется скоростная магистраль Rail Baltica со скоростями до 250 км/ч.