С велосипедами мужчина дружил с детства, но и подумать не мог, что когда-нибудь решится на велобросок протяженностью 10 280 километров.
Любитель приключений и дорожной романтики рассказал журналисту «Гомельскай праўды», почему пошел на рискованную авантюру и поделился самыми яркими впечатлениями от путешествия. Получилась история про пределы человеческих возможностей, а точнее, про их безграничность.
Непростой механик
Андрей пять лет работает ведущим механиком в КЖЭУП «Рогачев», ведет здоровый образ жизни, увлекается спортом. Он не только отчаянный веломан, но и страстный марафонец.
– В юности бег не особо любил. Вот велосипед – другое дело.
Начал плотно бегать лет с тридцати чисто для себя и увлекся. В прошлом году взял третье место по Беларуси на Минском ультрамарафоне на дистанции 100 миль (161 километр) в возрастной группе 40 лет и младше. В апреле нынешнего года принял участие в 72-часовом «Забеге счастья» в российском Череповце, но вынужден был сойти с дистанции на 91-м километре: у меня «выстрелила» пяточная шпора. Поэтому по возвращении домой планирую вплотную заняться здоровьем, чтобы в апреле 2025-го все же финишировать в Череповце, – рассказал Андрей.
От западных до восточных границ бывшего СССР
Первую велопоездку он совершил в 2021 году, объехав по контуру всю Беларусь за 17 дней. И вот три года спустя, накануне своего сорокалетия, а если быть точными, то за три дня, Андрей отправился на Дальний Восток. Осознавая, что не уложится в отпуск – путешествие займет не один месяц, предупредил руководство КЖЭУП: может задержаться. Директор отнесся с пониманием, не стал чинить препятствий, подписав заявление за свой счет. Семья тоже не отговаривала.
– Изначально в планах было доехать до Байкала, но Владивосток уже прочно засел в голове, – вспоминает Андрей. – Дело в том, что в России есть три популярных веломаршрута, которые различаются по степени сложности. Первый – Карелия, если хочется чего-то большего – Байкал, а завершает тройку лидеров Москва – Владивосток. Доехав на 54-й день велопохода до Байкала, почувствовал в себе силы двигаться дальше. Мама, мой главный болельщик, поддержала меня. «Если ты сейчас вернешься с Байкала обратно, будешь сожалеть потом, – сказала она мне. – Все равно ведь рано или поздно поедешь опять. Делай до конца». Большое путешествие, которое началось у западных и закончилось у восточных границ бывшего СССР, я посвятил 80-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистких захватчиков.
Километраж не самоцель
Конкретных сроков Андрей не ставил, ведь в велопоходе главное не скорость. Цель путешествия – раздвигать горизонты и границы своих возможностей, не упустив ничего. Но порой входил в кураж и гнал до 260 километров в день. Старался делать это нечасто, потому что такие лютые километражи с обвесом в 60 килограммов могли закончиться поломкой велосипеда.
Большое путешествие, которое он приурочил к важной для каждого белоруса дате, началось 22 мая в Рогачеве и завершилось 17 августа, спустя почти три месяца, во Владивостоке. За 87 дней Андрей Лучков проехал 10 280 километров. На протяжении всего пути он вел онлайн-дневник в «Инстаграме» и «ВКонтакте», получая мотивационную поддержку от семьи, друзей и подписчиков, среди которых есть и знаменитые велокругосветчики Егор Ковальчук из Томска, брат всемирно известного путешественника Федора Конюхова Павел и многие другие.
– Не все дни были ходовыми, – уточняет Андрей. – Разве можно проехать мимо Байкала или места падения Челябинского метеорита на озере Чебаркуль? А как в Бурятии не заглянуть в Иволгинский дацан, где находится тело Хамбо Ламы Даши-Доржо Итигэлова, который умер в 1927 году в возрасте 75 лет и остается нетленным почти век?
И вообще, Бурятия мегакрасивая, остался бы там жить. К тому же я не упускал возможности погостить у друзей в разных местах два-три дня. Отдохнуть душевно с единомышленниками, пообщаться, посмотреть город, а заодно поесть домашней еды, по-человечески помыться, постираться, подшаманить велосипед. В Омске побывал в гостях у путешественника и ультрамарафонца Ивана Давыдова, в Томске состоялась долгожданная встреча с Егором Ковальчуком. С появлением новых увлечений неизбежно расширяется круг общения, открываются новые двери, приходят в жизнь новые люди, новые темы для разговора. Это бесценно. Никогда не променяю романтику дороги на пассивный отдых. Для меня загадка, как можно тушиться на пляжах, диванах…
На велосипеде все равны
Андрей убежден: велосипед – универсальный инструмент познания мира и себя. Ветер в лицо, солнце на спицах, синева над головой, приятная усталость, проливные дожди и мошкара, дальнобойщики и байкеры приветственно сигналят и машут рукой. Весело!
Это ли не счастье?
– Встречал велотуриста из Башкирии, который ехал на Алтай, второй из Питера – держал путь во Владивосток. Приятно видеть заряженных людей! Поговорили, и я покрутил дальше: ввиду разного темпа мне проще ездить одному. Был парень из Улан-Удэ, следовал в Крым. На заправке разговорился с двумя веселыми байкерами – катили из Калининграда в Омск с палатками. А на 61-й день в Забайкалье искренне удивил и порадовал дед на мотоцикле «Днепр». Ехал во Владивосток из Донецка. Говорит: «Мечта!» В Томске познакомился с Мустафой, он студент, тоже решился первый раз ехать на велосипеде домой в Турцию, – делится Андрей.
Узнать свои пределы
В день путешественник преодолевал минимум 100 километров – в дождь, ветер и под палящим солнцем. За весь путь четыре раза ремонтировал велосипед, сменил три цепи, а с ними, соответственно, и задние кассеты, две пары колесных ободов и столько же пар шин. Чаще всего разбивал бивак у дороги, в лесу, поле или у водоема. Смазывал первым делом цепь, готовил еду на газовой горелке, ужинал, но мог поесть и на заправках. Потом обязательный отчет в «ВКонтакте», книга на сон грядущий, музыка или аудиолекция – и спать. Случалось ночевать в хостелах, у друзей, а иногда и просто на остановках. Гаджеты заряжал от солнечных панелей.
Участок дороги Чита – Свободный, который входит в ультрамарафонскую шоссейную велогонку Red Bull Trans-Siberian Extreme, по словам путешественника, был самым сложным. Дело в том, что на отрезке есть абсолютно безлюдные места по 300 километров. Нет ни заправок, ни магазинов. Плюс в этом году Забайкальский край накрыла засуха, многие ручьи высохли, а в тех, которые удавалось найти, вода начинала цвести. Приходилось останавливаться, под палящим солнцем кипятить на горелке воду, охлаждать и только потом заливать в пятилитровую бутылку. Ко всему прочему там еще и горки. Но самой гористой была дорога вдоль Байкала, особенно Култукский перевал после Иркутска: десятки километров крутых изгибов, подъемов и спусков. Этот участок один из самых сложных и живописных одновременно.
– К концу пути я стал за собой замечать, что, просыпаясь по ночам, долго пытался вспомнить, где нахожусь, – признается Андрей. – Населенных пунктов и мест отдыха уже было столько, что, пока поймешь, где ты, переберешь в голове не одну тройку вариантов. Но повернуть назад никогда не хотелось. Только вперед. Провел в пути три удивительных месяца жизни и понял, что люди гораздо сильнее, чем думают. Всегда был требователен к себе и знал, что способен на многое. Но в этом путешествии осознал, что могу больше. Такие поездки мотивируют на дальнейший рост и продвижение. Благодарен всем, кто помог мне на время вырваться из повседневной рутины. Всем, кто писал о готовности помочь в случае непредвиденных обстоятельств. Мир не без добрых людей. 25 августа я отправлюсь в обратный путь домой, но уже на поезде и совершенно другим человеком.