Приходила ли вам когда-нибудь в голову идея все бросить, уйти из офиса и открыть свое дело? Да еще и такое, чтобы не было конкурентов. Что ж, оставим вас размышлять над этим вопросом, а пока расскажем историю парня, который смог это сделать.
Артур Дубовик в 22 года создал бренд изделий из вторсырья и уже успел посотрудничать с несколькими десятками компаний.
Журналист Tochka.by поговорила с парнем и узнала, как это – создавать вещи, не только формируя у людей вкус, но и приобщая их к экологии.
Поиск нерутинной работы
У Артура высшее образование по специальности «Промышленный маркетинг». До того как заняться аксессуарами из вторсырья, парень попробовал себя в разных сферах. Но со временем понял, что хочет создавать что-то свое.
«Я однозначно нерутинный человек. Когда-то работал в офисе по четыре часа в день, и меня хватило только на один месяц. Больше я не выдержал», – рассказывает собеседник.
Молодому человеку нравилось заниматься музыкой, танцами и диджеингом – все это у него получалось монетизировать. В попытках трудоустроиться он осознал, что не может работать на кого-то, хотя ему и нравилось быть в команде.
От одежды из секондов до своего бренда
Как уверяет Артур, создание собственного бренда началось с любви к одежде, разных находок в секонд-хендах, интересных материалов и архивных вещей.
«Я занимался перепродажей одежды и однажды понял, что у меня сформировался вкус. Мне нравились определенные материалы, и все это вылилось в то, что я захотел попробовать сделать свой бренд», – отметил парень.
Сначала для изделий молодой человек брал в основном вещи из секондов и раскраивал одежду из необходимой ткани. Такой подход Артур объясняет тем, что в Беларуси не всегда есть возможность найти материалы нужного качества. А если они и есть, то стоят очень дорого. То же самое касается и молний.
«Например, сложно найти кордуру. Это плотный, водоотталкивающий и износостойкий материал, из которого шьют военную форму. Также меня интересовал полартек, из которого я хотел делать комбинезоны. Однако в белорусских магазинах мне предлагали только менее функциональный флис», – пояснил собеседник.
Как-то раз случился мозговой штурм: новые знакомства и общение с правильными людьми вдохновили молодого человека на пошив изделий из баннеров – и вот тут понеслось. Парень взял постеры у сети магазинов «МодаМакс» и сделал из них сумку. Компании идея понравилась, и там захотели заказать для себя такие же шоперы
Тогда Артур понял, что может сотрудничать с брендами и начал расширять модельный ряд. После этого вместе с другом-сноубордистом парень придумал создавать чехлы из автомобильного тента и многое другое.
Как создаются материалы
Для создания вещей из вторсырья молодой человек использует специальный термопресс. Недавно он приобрел еще один, но поменьше: его удобно перевозить и использовать на мастер-классах.
«Оба устройства купил на Kufar и, так сказать, «урвал» их по хорошей цене. Изначально термопрессы предназначены для переноса изображений на футболки посредством нагрева. Но мне гаджет нужен конкретно для создания материала. Остальное дошивается с помощью швейной машинки», – обратил внимание собеседник.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
По словам парня, у его бренда нет прямых конкурентов в Беларуси. Прежде чем начать свое дело, он изучил истории всех экоинициатив в стране, чтобы посмотреть, с чего они стартовали и к чему пришли.
Сотрудничество с компаниями
Артур признается, что многие компании проявляют активный интерес к его работам. Сотрудничество налажено таким образом: бренды отдают парню баннеры, а он делает из них мерч. Всего же молодой человек успел посотрудничать с более 20 организациями.
«Был период спада, когда компании мне практически не писали. Пришлось самому инициировать сотрудничество. Сейчас стало лучше, бренды в большинстве уже сами проявляют активность», – сказал парень.
По его словам, большие заказы занимают до месяца работы, но все зависит от позиции. Так, сшить рюкзак гораздо трудозатратнее, чем картхолдер, на который уходит 15 минут.
При этом Артур подчеркивает, что компании чаще всего заказывают шоперы. А среди обычных людей популярностью пользуются сумки, барсетки и рюкзаки.
Каждый год парень подсчитывает, сколько вторсырья переработал. Однако кается, что окончательные цифры за все 4,5 года существования бренда пока еще не подбил.
«Когда доделаю текущие заказы, то моя копилка переработанных баннеров пополнится примерно 600 кг. Тента израсходовал примерно 150 кг», – говорит молодой человек.
При том пакетов на изделия за это время ушло всего 3–4 кг, поскольку они легкие.
Проект без бизнес-плана
Артур заявляет, что у него нет никакого бизнес-плана и все, что он делает – работает чисто на идее.
«Я не знаю, зачем мне деньги на развитие бренда. Сейчас будто бы на все хватает. Наверное, я бы вкладывал их в рекламу», – добавляет собеседник.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
С фотографиями, видеосъемками и монтажем молодому человеку помогают хорошие знакомые. Кто-то передает материалы для изделий, дает советы. В то же время маркетинг и техническая часть полностью лежат на парне.
«Иногда прохожу по улице и вижу классное место, где открыл бы свой магазин. При этом продавать свои изделия на Wildberries и Ozon у меня не выходит по документам, поскольку я ремесленник», – пояснил Артур.
Он рассказал, что оставляет свои работы в некоторых тематических магазинах и даже в лавке Дворца искусств на втором этаже.
Перерабатывать может каждый
Проводить мастер-классы молодой человек начал примерно полгода назад. Первый был по созданию картин.
«Этот воркшоп был экспериментальным – я решил посмотреть на сам процесс. Решить, что нравится, что нет, а что можно улучшить. Тогда ко мне пришло человек 10. Все было здорово и довольно интересно», – подчеркнул собеседник.
Парень провел уже девять мастер-классов, из них четыре – для компаний. Артура часто зовут вести воркшопы на фестивали и мероприятия. Недавно он даже сотрудничал с ООН и делал мастер-класс для студентов.
Молодой человек признался, что проводить такие мероприятия ему хотелось бы на постоянной основе – хотя бы раз в месяц.
Сам воркшоп стоит Br50, из которых Br10 обычно входят в чек-бар. За эти деньги в заведении можно взять что-то поесть или выпить. Мастер-класс длится где-то два часа, после которого каждый забирает с собой готовую картину или другое изделие.
Экоактивизм
Как нас заверил Артур, его экоактивизм – это не бизнес-история, а образ жизни. Парень всегда уважительно относился к природе и становился более экологичным вместе со своим брендом.
«Моя история в том, что я не экоактивист, который решил что-то создать. Я обычный человек и не особо углублялся во всю эту тему. Просто всегда придерживался экологичного образа жизни, даже не осознавая этого», – акцентировал Артур.
По его словам, важно интересоваться темой и поддерживать местные инициативы. Не отчаиваться, если разделяешь мусор, но приезжает машина и грузит все баки в один кузов.
«По городу можно найти автоматы для сдачи бутылок, которые принимают пластиковую и жестяную тару. Взамен начисляются экобонусы, которые можно потратить на покупки. Сделано очень по-европейски», – заявляет парень.
Сейчас Артур старается заниматься полезными вещами, которые влияют на людей рядом. Например, он частенько оставляет пакеты с пакетами возле магазинов, чтобы люди брали их и не покупали новые.
«Для меня все начиналось со слов «А что если?». Так, я уже пять лет работаю над своим бизнесом и делаю это на одном дыхании – не выгораю и всегда заряжен», – говорит собеседник.
Парень добавил, что пока им руководят креатив и любопытство, он продолжает быть продуктивным и заинтересованным в своем деле.
Планы на будущее
Молодой человек рассказал, что пока заказы от компаний занимают большую часть времени.
«Когда освобожусь, буду заниматься расширением ассортимента и продвижением своих товаров в Европу», – поделился планами Артур.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Параллельно молодой человек работает над созданием карабинов на 3D-принтере в разных расцветках.
Он уверяет, что сейчас с объемом работы справляется в одиночку, но со временем хотел бы взять себе кого-то в помощники. Так у него появится больше времени на креативные задачи и расширение ассортимента.