С 12 сентября Польша полностью закрыла все пункты пропуска на границе с Беларусью — и это уже не просто новость, а реальность, которая бьёт по кошелькам и нервам. Мы уже писали, как это ударило по логистическим компаниям и туроператорам.
Но страдают не только бизнесмены — обычные путешественники, особенно те, кто возвращается из отпуска на личном автомобиле, тоже попали в сложную ситуацию.
Office Life поговорил с одним из таких белорусов — человеком, чья обратная дорога домой растянулась на часы сверх ожидаемого. Вместо привычного маршрута — объезды, перенаправление потоков, многокилометровые очереди на альтернативных КПП в Литве и Латвии, потеря времени и сил.
Напомним, с 16 августа 2024 года пункт пропуска «Брест» на польско-белорусской границе стал единственным, где между Беларусью и ЕС беспрепятственно пропускают машины с белорусскими номерами. Литва с этой даты закрыла въезд таким автомобилям за редким исключением — например, ВНЖ в этой стране. Запрет действует и со стороны Латвии.
Правда, на период закрытия границы между Беларусью и Польшей литовская сторона временно разрешила проезжать автомобилям с белорусскими номерами. Но речь идет только о возвращении в Беларусь.
Автобус, граница и терпение: как белорусы добираются из Вильнюса
Белорус Александр в начале сентября въехал в Польшу на своей машине через пункт пропуска «Брест». Новость о закрытии польской границы его застала в горах Чехии.
На тот момент я подумал, что выпустить-то должны. Границу если и закроют, то, скорее всего, на въезд. Только заселился в отель, впереди пять дней отдыха, поэтому решил не дергаться», — рассказывает наш собеседник.
Когда 12 сентября стало понятно, что границу закрыли и на въезд, и на выезд, Александр начал мониторить чаты. Там на следующий день и узнал из сообщений, что появилась возможность проехать через Литву. Сначала не было понятно, можно ли проехать именно через литовскую территорию, но потом кто-то в чате получил официальный ответ, что действительно можно ехать транзитом на границу с Беларусью для тех, кто заехал через Польшу.
У меня по плану отпуск был до 14 или 15 сентября. Решил поехать в понедельник, 15-го. Подумали, что все поедут в воскресенье назад, — говорит Александр. — И если судить по чатам, в субботу и воскресенье практически не было очередей на выезд. Утром в понедельник, когда я выезжал из Варшавы, тоже писали про семь-десять машин. Но, когда подъехал к литовской границе к часам четырем, там уже собралась очередь на выезд из 80 машин, что для „Каменного Лога“ немало.
Александр отмечает, что после того, как он подъехал к границе, туда сразу запустили около 30 машин — очередь заметно уменьшилась. Но затем пришлось постоять еще несколько часов — на литовскую границу удалось заехать в районе восьми часов вечера.
Пограничник спросил, у нас ВНЖ или визы, так как с ВНЖ можно без вопросов ехать на белорусских номерах, а вот с визами — только транзитом и если заехал через Польшу. Больше ничего не спрашивали, все понимают ситуацию. В итоге литовскую границу проехал минут через двадцать.
По словам Александра, к вечеру понедельника на выезд из Литвы очередь увеличилась: перед литовским шлагбаумом в «Мядининкае» (с белорусской стороны — «Каменный Лог») стояло больше сотни машин. Наш собеседник отмечает, что в основном автомобили на литовской границе были на белорусских номерах, а на номерах ЕС — буквально десяток машин.
Затем еще пару часов ушло на очередь и прохождение белорусской границы. И в целом, по словам Александра, сама процедура пересечения границы в итоге оказалась достаточно обыденной.