Самая крупная взятка и роль ИИ: как белорусские следователи борются с коррупцией
За последние пять лет количество коррупционных преступлений в Беларуси сократилось на 42%, при этом выросла эффективность их расследования. Следователи всё чаще сталкиваются со сложными и запутанными делами, требующими глубокой аналитической работы. Одно из таких — крупное дело о взяточничестве, насчитывающее более 30 томов, которое недавно было передано в прокуратуру для дальнейшего рассмотрения.

В Следственном комитете подчёркивают: объём материалов не определяет сложность или качество расследования. Главное — собрать убедительную доказательную базу. Рост количества таких материалов говорит о глубине и серьёзности дел, с которыми работают следователи. О том, как удаётся раскрывать даже давние преступления, в интервью БЕЛТА рассказал заместитель председателя Следственного комитета Анатолий Васильев.
— Какова доля коррупционных преступлений в общей структуре преступности, и в каких отраслях фиксируются такие преступления?
— Количество коррупционных преступлений в общем числе уголовно наказуемых деяний сравнительно невелико. Проводимая государством комплексная антикоррупционная работа дает ощутимый результат. За последние годы количество коррупционных преступлений уменьшилось практически вдвое. Из более чем 24 тыс. уголовных дел, направленных в суды за январь — октябрь 2025 года, лишь 195 — по фактам взяточничества, 67 — по фактам злоупотребления и превышения служебными полномочиями, 143 — по фактам хищений, совершенных должностными лицами с использованием своих полномочий. Таким образом, доля уголовных дел коррупционной направленности составляет менее 2%.
Это свидетельствует о том, что должностные лица государственных органов и организаций в абсолютном большинстве являются квалифицированными и преданными своему делу специалистами, не вовлеченными в коррупционные схемы. Однако, к сожалению, есть отдельные личности, для которых деньги являются высшей ценностью и целью, ради которой они готовы идти на преступление. Безусловно, такие факты выявляются, виновные привлекаются к суровой уголовной ответственности (за получение взятки может быть назначено наказание до 15 лет лишения свободы).
В Беларуси можно заработать, сообщив о коррупции: что для этого нужно
Особое внимание уделяется пресечению коррупционной преступности в государственном секторе. Как неоднократно отмечал глава государства, при выявлении подобных фактов не учитываются ни занимаемые должности, ни прошлые заслуги. Например, в сентябре прошлого года вынесен обвинительный приговор в отношении бывшего заместителя министра энергетики. Расследуются уголовные дела в отношении представителей выборных органов различных уровней.
Повторю слова Президента о том, что перед законом все равны, отступлений быть не может.
На постоянной основе проводится работа по противодействию коррупции на крупных промышленных предприятиях. В этом году соответствующие факты выявлены и пресечены на таких предприятиях, как МТЗ, БелАЗ, Кузнечный завод тяжелых штамповок, ОАО «Белкард» и т.д.
Выявлялись факты коррупции и в иных сферах. Отмечу значительную работу по пресечению коррупции в ГО «Белорусская железная дорога» — в 2025 году за получение взяток осуждены два заместителя начальника этого объединения, начальник вагонного депо, в октябре окончено расследование в отношении еще четырех должностных лиц БЖД. В доход государства обращен незаконный доход обвиняемых, исчисляемый миллионами белорусских рублей.
Выявлены факты взяточничества и со стороны руководителей учреждений культуры. Казалось бы, эти люди должны иметь высокие моральные принципы, надлежащий уровень правовой культуры. Однако факт остается фактом.
Неожиданным для топ-менеджеров, но закономерным для следователей стало задержание трех генеральных директоров страховых организаций, которые принимали взятки от такого же руководителя страховой организации, который стремился за деньги обеспечить пролонгирование ряда выгодных ему договоров. Следователи установили, что преступная деятельность начата более десяти лет назад и общая сумма взяток составляет более 360 тыс. евро. Несмотря на латентный характер коррупционных преступлений, им приходит конец. Теперь фигуранты обязаны вернуть всю сумму незаконного дохода и понести наказание в соответствии с решением суда.
— Выявляются ли факты коррупции в сельском хозяйстве?
— К сожалению, уровень коррупции в сельском хозяйстве остается сравнительно высоким. За январь — сентябрь текущего года практически каждое пятое коррупционное преступление выявлено в сфере сельского хозяйства (109 из 563).
С одной стороны, это может быть обусловлено тем, что выявлению фактов коррупции в агропромышленном комплексе правоохранители уделяют повышенное внимание. И это понятно, ведь похищенные и растранжиренные в рамках этих преступлений средства должны идти на нужды хозяйства, обеспечивая, в конечном итоге, продовольственную безопасность страны и каждого ее жителя.
Президент Беларуси неоднократно обозначал, что основная причина коррупции в АПК — это бесхозяйственное отношение к имуществу и денежным средствам сельскохозяйственных организаций. Именно такое отношение порождает хищения и необоснованные траты государственных средств не в интересах организаций, а с целью удовлетворения собственных корыстных амбиций коррупционеров. Соответственно и направление работы структур, обеспечивающих соблюдение антикоррупционного законодательства — недопущение подобного.
В качестве примера могу привести уголовное дело в отношении должностных лиц сельскохозяйственной организации, которые на протяжении трех лет расхищали государственные средства. При этом преступление совершалось фактически открыто — например, брату главного бухгалтера, работавшему в хозяйстве трактористом, помимо заработной платы и иных законных выплат за неполные три года перечислено свыше Br1,3 млн. Выявив факты незаконных перечислений своевременно в ходе ведомственного контроля, безусловно, удалось бы избежать такого существенного ущерба. Да и вряд ли злоумышленники пошли бы на преступные действия, осознавая, что каждое перечисление проверяется вышестоящим руководством.
Проблема коррупции в агропромышленном секторе находится на постоянном контроле у главы государства, в Совете Министров, а также в правоохранительных органах. Реализуется комплекс мер, направленных на совершенствование работы по пресечению коррупционных преступлений в сельском хозяйстве. Также особое внимание уделено выстраиванию системной работы по выявлению и устранению условий коррупционной преступности, целью которой является лишение либо существенное усложнение возможности совершить хищение или коррупционное преступление.
— А какова самая крупная сумма взятки, зафиксированная за последнее время?
— Этот случай освещался в СМИ — первый заместитель начальника Белорусской железной дороги осужден за получение взяток на сумму свыше Br2 млн. Также установлено получение им еще около Br7 млн в качестве иных форм незаконного дохода — все эти деньги обращены в доход государства.
— Новые формы деятельности внедряются и в сферу криминала. Активно используются различные технические средства, интернет-сфера и т.д. Характерно ли это для коррупционных преступлений?
— Коррупционеры активно используют компьютеры, телефоны, дополнительные персональные устройства, другие гаджеты, пытаясь скрыть свою преступную деятельность. Также пытаются внедрять всевозможные устройства подавления средств звуко- и видеозаписи. Однако, с учетом высокого уровня технического оснащения органов, осуществляющих оперативную деятельность, такие устройства играют злую шутку с коррупционером.
В следственной практике некоторое время назад был случай, когда коррупционер в своем кабинете прямо указывал обратившемуся к нему с просьбой человеку о необходимости передачи взятки. При этом, видя беспокойство этого человека по поводу столь открытого обсуждения преступных намерений, коррупционер продемонстрировал ему так называемую «глушилку» и заявил, что в его кабинете можно открыто обсуждать любые вопросы. Этот разговор, как и все последующие, прямо изобличающие участников сговора, был зафиксирован правоохранителями с помощью средств звуко- и видеозаписи, на эффективность работы которых «глушилка» не оказала никакого влияния.
Бесконтактные формы взаимодействия, в частности, посредством интернета оставляют много цифровых следов, которые практически невозможно стереть. Преступники удаляют переписки, скрывают аккаунты, топят телефоны, кладут в микроволновку в попытке избавиться от следов. Однако забывают о возможностях следствия. Мы можем восстановить практически всю информацию. К слову из самого банального случая в практике, когда на электронной почте следователи запечатлевали такие безусловные следы преступной деятельности вплоть до фотографий, которые становились неопровержимым доказательством по делу.
Интеграция технических достижений в коррупционную преступность, хотя и не так активно, как в сферу мошенничества, безусловно, происходит. Полагаю, что количество подобных преступлений может вырасти. Мы заточены на то, чтобы с помощью различного рода программных средств и даже искусственного интеллекта, который может анализировать базы данных, вскрывать зашифрованные данные, отслеживать и документировать преступный путь. Мы идем по цифровому следу преступника, получая выстроенную цепочку доказательств.
— Общеизвестно, что мобильный телефон сегодня — это основной источник информации о человеке. Используется ли этот ресурс следователями в рамках расследования коррупционных преступлений?
— В распоряжении Следственного комитета имеются программные и аппаратные средства получения информации, содержащейся на компьютерном оборудовании и мобильных телефонах, а также удаленной с соответствующих устройств — зачастую эта информация содержит важнейшие доказательства перечисления взяток. Она особенно важна при расследовании «бесконтактных» форм взяточничества, когда предметом взятки выступают не наличные денежные средства, а криптовалюта или безналичные платежи.
— Не секрет, что криптовалюта постепенно становится средством коррупции. Много ли таких дел выявлено в Беларуси?
— В прошлом году окончено первое дело о получении взятки криптовалютой, а на сегодня в производстве следователей уже находится несколько дел о получении взяток в особо крупном размере с использованием USDT — криптовалютного стейблкоина. Уголовные дела расследуются в отношении пары руководителей предприятий пищевой промышленности. Тиражируемое мнение о конфиденциальности и невозможности выявления коррупционного взаимодействия с использованием криптовалюты является мифом. Возможности правоохранительных органов позволяют фиксировать всю цепочку операций с криптовалютой, начиная от ее приобретения взяткодателем и заканчивая обналичиванием, в том числе за рубежом.
Следователи научились выявлять и неопровержимо доказывают каждый эпизод преступной деятельности. Расследование уголовного дела о коррупционном преступлении, где объектом преступного посягательства выступает криптовалюта, не представляет совершенно никакой сложности. Установив владельца криптовалютного кошелька, впоследствии можно отследить все дальнейшие транзакции. Проанализировать большой блок данных помогает различное программное обеспечение. Умелые действия следователей позволяют вывести закономерность, связанную с перечислением криптовалюты на определенные кошельки, обналичиванием и т. д.
И когда к нам доставляют взяткополучателей, выкладываем перед ними на стол информацию обо всех транзакциях и контактах — возражать что-либо бессмысленно, ведь мы знаем обо всех совершенных операциях буквально до копейки. В интернете остаются вечные следы — эти бесспорные доказательства позволяют выявлять преступления даже через несколько лет после их совершения.
Цифровые следы однозначно дают отличную базу для работы с архивными эпизодами коррупционных преступлений. После задержания должностного лица, впоследствии буквально под микроскопом исследуется полностью его должностной путь, в частности, каждое принятое решение. Очень часто приходим к выводу, что коррупция была системная. Для подтверждения каждого эпизода проверяется буквально все: факт передачи материальных ценностей, контакты между сторонами и др. Так формируется доказательная база в отношении конкретного преступного эпизода любой давности. Этим и обусловлена многотомность уголовных дел.

Важно отметить, что криптовалюта как объект преступного посягательства или предмет преступления интегрирована во многие противоправные действия: хищения, незаконный вывод денежных средств за рубеж. Следователи умеют работать с каждым таким фактом. В структуре Следственного комитета есть специальное подразделение, сотрудники которого максимально заточены на работу в этой сфере. Причем это наиболее активно растущее подразделение. Его штатный потенциал расширяется и в Минске, и в регионах.
Следственный комитет в целом уделяет много внимания формированию у сотрудников навыков расследования преступлений, совершенных с использованием информационно-коммуникационных технологий и криптовалюты. Именно эти навыки позволяют расследовать многие категории дел.
— Ранее вы упомянули о применении Следственным комитетом технологий искусственного интеллекта в раскрытии коррупции. В каких случаях ИИ помогает следователям?
— Работа по внедрению искусственного интеллекта в следственную работу ведется достаточно активно, причем по разным направлениям.
Мы понимаем, что соответствующие технологии позволяют оптимизировать выполнение рутинной работы. Например, зачастую следователи с применением видеозаписи проводят многочасовые допросы. В дальнейшем следователь переносит показания допрошенного в протокол, при этом важно не допустить никаких искажений его слов, каждая фраза должна быть зафиксирована добуквенно точно. Журналисты, безусловно, понимают, насколько существенное время тратится на подобную работу. А ведь в одном уголовном деле могут быть десятки следственных действий, фиксируемых с помощью видеозаписи. Для оптимизации соответствующей работы Следственным комитетом разработано специальное программное обеспечение — Многоопциональный помощник следователя, который с помощью нейросетевых моделей извлекает текст из аудио-, видеофайлов и изображений.
В ближайшей перспективе планируется внедрение ИИ-моделей в Единую автоматизированную информационную систему Следственного комитета. Это позволит проводить постоянный анализ всей совокупности находящейся в системе информации, устанавливать взаимосвязи между отдельными преступлениями и лицами, их совершившими.
— Несколько лет назад Президент Беларуси указывал на необходимость получения неопровержимых доказательств совершения каждого коррупционного преступления, акцентируя внимание на важности видео- и аудиофиксации противоправных деяний. Совершенствуется ли работа по получению соответствующих доказательств?
— Да, конечно. Появляются все более совершенные средства видео- и звукофиксации, с помощью которых устанавливаются обстоятельства совершения преступлений.
Отвечая на этот вопрос нельзя не упомянуть Республиканскую систему мониторинга общественной безопасности (РСМОБ) — она не просто объединяет большое количество видеокамер на улицах и в зданиях общественного назначения по всей Беларуси, но и позволяет эффективно анализировать эти записи, то есть в автоматическом режиме идентифицировать запечатленных на видео граждан, устанавливать путь следования интересующего человека и т.д. Безусловно, эта система внедрена, в первую очередь, для противодействия кражам, хулиганствам и иным преступлениям против общественного порядка. Но ведь коррупционная преступность предполагает личные встречи между, например, взяткодателем и взяткополучателем, передачу денег и т.д. РСМОБ позволяет получать эту информацию.
С помощью РСМОБ мы также контролируем, как не содержащиеся под стражей обвиняемые соблюдают возложенные на них правоограничения. Например, по одному из уголовных дел с помощью этой системы было установлено, что находящийся под домашним арестом обвиняемый во время прогулки общался с человеком, с которым контактировать ему было запрещено. Естественно, в тот же день мера пресечения в отношении него была изменена на заключение под стражу.
— По-прежнему бытует мнение, что взятка может быть раскрыта только «по горячим следам», а взяткополучатель должен быть задержан буквально с незаконным вознаграждением в руках. Так ли это?
— Это не всегда так. Безусловно, классическим примером работы по изобличению взяточника является его задержание с полученными деньгами. Но это понимают и преступники, поэтому принимают меры, направленные на исключение фактов передачи наличных денежных средств. Коррупционеры все больше используют безналичные переводы, эти факты уже системные.
Например, в 2024-2025 годах Следственным комитетом успешно завершено расследование ряда преступлений, сопряженных со взяточничеством, при совершении которых незаконное вознаграждение зачислялось на зарубежные банковские счета, а взяткополучатели с помощью банковской карты расходовали полученные взятки. Очевидно, классическое задержание с поличным в данном случае невозможно. Однако это не является препятствием для обеспечения эффективной следственной работы — за последние два года только в сфере промышленности предъявлены обвинения 17 должностным лицам, получавшим взятки таким способом.
Кстати, некоторые могут ошибочно полагать, что мы живем в вакууме и коллеги из отдельных зарубежных стран перестали с нами сотрудничать. Коррупционер может считать, что никто не узнает об открытом на Binance или какой-либо иной криптобирже криптокошельке. Хочу заверить, что взаимодействие с правоохранительными органами западных государств продолжается. Пусть точечно, в несколько усеченном варианте, однако мы сотрудничаем даже с прибалтийскими странами, получая необходимую информацию с привязкой к конкретному лицу. Поэтому коррупционерам не следует рассчитывать, что их действия останутся безличностными. Скрыть коррупцию не получится.
Нет такого коррупционного преступления, которое не было бы раскрыто. Нет такого коррупционера, который бы оказался не пойманным. Даже если это будет через год, два, десять лет.
Кстати, что касается указанных выше 17 должностных лиц, преступления были раскрыты благодаря эффективному взаимодействию с Латвией, куда было направлено международное поручение. Банковские карточки, на которые перечислялись денежные средства, были оформлены в одном из банков Риги. Коррупционеры рассчитывали на то, что прибалтийские страны не работают с Беларусью. Тратили средства только за границей. Для них стало в некоторой степени удивлением то, что правоохранительные органы Латвии предоставили нам полную информацию, вплоть до цента, с привязкой к каждому должностному лицу. Теперь мы знаем конкретные суммы, расходы и др. Кто-то занимался взяточничеством 10 лет, кто-то — пять. И суммы разные — от $500 до сотен тысяч долларов. Части фигурантов уже вынесены обвинительные приговоры.
В частности, совершение преступления инженером одного из филиалов завода «Гомсельмаш» выявлено спустя почти 10 лет — он взял в качестве взятки буквально $300-400. Но даже спустя столько лет цифровой след от операции остался. Мы получили эту информацию, и фигурант идет под суд, лишается карьеры, нормальной жизни. Стоит ли оно того?
Вот еще показательный пример. Один из участников экстремистских формирований, находясь в то время в Беларуси, длительное время брал взятки. Впоследствии, когда было возбуждено уголовное дело о взяточничестве, та западная страна, где он находился якобы под защитой, все равно предоставила нам информацию. Это лишний раз подтверждает, что все государства борются с коррупцией. И понимают, что, оказав содействие нам, в таком же случае могут рассчитывать на предоставление запрашиваемой информации со стороны Беларуси.
У Следственного комитета принципиальная позиция: мы исполняем все поручения, которые к нам поступают. Работаем, четко соблюдая международные договоры и обязательства, и это ценится за рубежом. Нам также стараются не отказывать. Борьба с коррупцией дело общемировое.
Что касается невозможности выявления взяточничества спустя значительный период времени — это предположение можно опровергнуть и следующими конкретными примерами: должностные лица ОАО «Кузнечный завод тяжелых штамповок» привлечены к уголовной ответственности спустя 5 лет после получения взяток, представитель руководства ЗАО «Атлант» — спустя 7 лет, должностные лица ОАО «БелАЗ» — спустя 8 лет после окончания совершения преступления. Все эти уголовные дела направлены в суд в текущем году.
— Иногда можно услышать мнение — «ну взяли взятку и взяли, ущерб же никакой не причинен». Что вы ответили бы на это?
— Взяточничество влияет на любую сферу, в которой появляется. Коррупция разрушает эту сферу, как ржавчина разрушает металл. Не просто так именно это сравнение использовал глава государства Александр Лукашенко — оно очень точно отражает общественную опасность взяточничества.
Да и если мы будем говорить про прямой материальный ущерб — он тоже очевиден. В последние годы сохраняется тенденция по выявлению значительного количества взяточничества в сфере государственных закупок, а также при последующем заключении и исполнении договоров (около 70% от общего числа взяток). Эти взятки, как правило, даются для того, чтобы взяткополучатель исключил конкуренцию при проведении закупки, и организация, представляемая взяткодателем, могла установить не наименьшую, а наибольшую цену на предлагаемый товар или услугу. Анализ уголовных дел свидетельствует о том, что цены порой завышаются в несколько раз, на миллионы белорусских рублей. А оплата по таким договорам происходит за счет государственных средств, которые могли бы пойти на выплату зарплат, пособий, социальное обслуживание и т.д.
Таким образом, взяточничество влечет целый комплекс выраженных негативных последствий для общества и государства. В связи с этим законодатель абсолютно обоснованно определил, что из всего сонма коррупционных преступлений именно взяточничество является наиболее опасным — это единственное особо тяжкое коррупционное преступление.
— Скажите, уделяет ли Следственный комитет внимание коррупции не в государственном, а в частном секторе?
— Да, конечно. Уголовное законодательство едино и для должностных лиц государственных организаций, и для руководителей коммерческих субъектов хозяйствования. Недаром Закон «О борьбе с коррупцией» приравнивает лиц, занимающих в негосударственных организациях должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей, к государственным должностным лицам.
Коррупционная преступность в частном секторе имеет множество разновидностей. В числе наиболее опасных — получение коммерческой организацией государственных денежных средств с последующим их нецелевым использованием. В настоящее время Следственным комитетом проводится расследование в отношении директора общества с ограниченной ответственностью, получившего бюджетные целевые авансы на сумму свыше Br1 млн для возведения социально-значимых объектов, однако израсходовал эти средства в личных целях.
В этом ряду и совершение противоправных действий, направленных на личное обогащение коррупционера за счет возглавляемой организации и ее работников. Например, Следственным комитетом расследуется уголовное дело, возбужденное по факту злоупотребления служебными полномочиями в отношении двух руководителей частного предприятия, в котором более 50% работников являются инвалидами. Коррупционеры приняли решение закупать необходимые для работы предприятия комплектующие не у поставщиков, а у организации-посредника, которое эти же коррупционеры учредили. В результате субъект хозяйствования, являющийся необоснованным посредником, фактически ничего не делая, получал сверхприбыль за счет средств добросовестно работающего предприятия. Буквально на днях обвиняемыми по этому делу в качестве возмещения ущерба выплачено Br500 тыс.
Среди наиболее опасных преступлений в данном разрезе — также взяточничество в частном секторе экономики. Только в этом году к уголовной ответственности за получение взяток привлечены должностные лица коммерческих организаций «Запад-Транснефтепродукт», «Диполь» и др.
— Выявлялись ли правоохранительными органами факты транснациональных коррупционных преступлений, когда, например, взяткодатели представляли иностранные организации?
— Такие факты выявляются достаточно регулярно. Пример эффективной работы в данном направлении — уголовное дело в отношении начальника одного из управлений Министерства здравоохранения Беларуси. Должностное лицо обвиняется в получении незаконного денежного вознаграждения в крупном размере от представителей фармацевтической компании, зарегистрированной в Объединенных Арабских Эмиратах.
География происхождения коммерческих структур, представители которых вовлечены в коррупционные схемы, не является препятствием для эффективной работы следственных органов. Факты противоправного влияния на решения должностных лиц в интересах иностранных субъектов хозяйствования тщательно фиксируются, им дается правовая оценка.
— Вы упомянули работу по предупреждению коррупционной преступности. Не могли бы остановиться на ней подробнее?
— Это многоуровневая работа, в которой задействован весь государственный аппарат. Фундаментом этой работы является законодательная база, ядро которой — не только Уголовный кодекс, но и Закон «О борьбе с коррупцией», содержащий перечень коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции. Своевременное их выявление и пресечение позволяет не допустить развития коррупционных проявлений и их перерастания в уголовно наказуемые деяния.
Также важным является должный научно-методический фундамент для эффективной работы по предупреждению преступлений. В Следственном комитете он сформирован. В частности, в 2024 году издана обстоятельная монография «Теория и практика следственной профилактики», в которой рассмотрены, в том числе, значимые вопросы предупреждения коррупционной преступности.
Следующий уровень профилактической работы — это мероприятия, направленные на определение и реализацию стратегических направлений по борьбе с коррупцией в среднесрочной и долгосрочной перспективе. К числу таковых относятся, в частности, работа республиканского координационного совещания по борьбе с преступностью и коррупцией.
Значимым направлением является наша деятельность по повышению уровня осведомленности руководителей организаций о способах профилактики и противодействия коррупции. В 2024-2025 годах реализован целый комплекс мероприятий по этому направлению деятельности. В первую очередь, отмечу значимость состоявшегося 13 ноября 2024 года на базе Следственного комитета семинара по вопросам противодействия коррупции в государственных органах и организациях, организаторами которого, наряду с нашим ведомством, выступили Администрация Президента Республики Беларусь и Генеральная прокуратура. На семинаре перед руководителями важнейших государственных органов и организаций выступили квалифицированные специалисты, акцентировавшие внимание на практических способах снижения коррупционных рисков и угроз, наиболее опасных пробелах локальных нормативных актов и т.д. Этот семинар имел значимый отклик — в его развитие руководители многих государственных органов и организаций (в их числе Аппарат Совета Министров, Минский облисполком, Министерство энергетики) провели ведомственные мероприятия, направленные на совершенствование работы по профилактике и противодействие коррупции на локальном уровне. Сотрудники Следственного комитета в этом году провели тысячи встреч и выступлений по теме предупреждения преступлений в этой сфере.
Заключительный этап работы по профилактике коррупции — это реакция на причины и условия, способствующие совершению конкретных преступлений. В 2025 году следователями внесено более 400 соответствующих представлений. Руководством Следственного комитета обращается особое внимание на качество соответствующей работы следователей. Например, в текущем году я лично принял участие в рассмотрении соответствующих представлений, внесенных следователями в адрес Министерства промышленности, концерна «Белгоспищепром», Мингорисполкома и др.
Таким образом, научно обоснованная, системная (а не ситуативная), многослойная, тщательно выверенная структура профилактики, включающая наличие нормативных правовых актов, противодействие, обусловленное кадровым потенциалом и технической оснащенностью, дает свой результат на всех уровнях. На уровне нормативных актов ликвидируем пробелы, на этапе профилактики — предупреждаем, на этапе пресечения — выжигаем что называется каленым железом.
— Какова роль должностного лица в предотвращении коррупционных преступлений?
— Во-первых, должностное лицо должно ограждать себя от попыток втянуть себя во взяточничество. При поступлении подобных предложений необходимо сообщить в правоохранительные органы. Сделав это, должностное лицо избежит ответственности и проявит свою принципиальность, в том числе в исполнении своих должностных обязанностей.
Кстати, государство материально стимулирует борьбу с коррупцией. На основании отдельных нормативных правовых актов физическим лицам, способствующим выявлению коррупции, могут выплатить вознаграждение, размер которого зависит от тяжести преступления. Решение о выплате вознаграждения принимает руководитель органа прокуратуры или его заместитель на основании ходатайства органа уголовного преследования.
— Исправляются ли осужденные за коррупционные преступления после отбытия наказания?
— К сожалению, не каждый коррупционер исправляется, понимая неизбежность наказания. Приведу конкретные примеры. Так, некоторое время назад к уголовной ответственности по фактам взяточничества был привлечен ряд должностных лиц ОАО «Кузнечный завод тяжелых штамповок». Первый заместитель директора, три заместителя директора по коммерческим вопросам и один по идеологической работе и социальным вопросам один за другим, занимая указанные должности с 2016 года, лоббировали интересы различных коммерческих организаций за взятки на системной основе. Взамен содействовали решению вопросов приобретения и реализации товарно-материальных ценностей, формирования ассортимента закупаемой продукции, оперативной оплаты за ее поставку.
Есть еще случай, когда должностное лицо после отбытия наказания и снятия судимости, как говорится полностью искупив вину, спустя почти 10 лет, назначалось вновь на руководящую должность этого же предприятия, но вновь алчность брала вверх и закономерно человек снова становился фигурантом уголовного дела. К слову оно уже нами закончено в этом году и скоро будет определено соответствующее наказание в суде за взятку.
— Как в будущем будет меняться коррупционная преступность?
— Будущее мы можем прогнозировать через тенденции, выявляемые уже сейчас. Исходя из активной и результативной работы государственных органов можно со значительной долей уверенности предположить, что в будущем сохранится сравнительно низкий уровень коррупции, а катализаторы его роста будут вовремя купироваться в рамках ведомственной и правоохранительной профилактики. Соответственно, работа по предупреждению коррупционных преступлений, имея существенную важность уже сейчас, приобретет даже большее значение, чем расследование уже совершенных преступлений. Важно не пресечь коррупционное преступление, а исключить саму возможность его совершения.
Оборотной стороной результативной работы по противодействию коррупции станет дальнейшее «укрупнение» и усложнение коррупционных преступлений. Осознавая степень ответственности, а также высокую вероятность изобличения, должностные лица могут быть вовлечены в коррупционные преступления исключительно через увеличение размера их криминального дохода (а следовательно — увеличение ущерба, причиняемого преступлениями), а также тщательную проработку механизма совершения преступления. Это требует максимально принципиального подхода правоохранителей к любому факту коррупции, тщательному его расследованию для установления всех обстоятельств и негативных последствий содеянного, а также обеспечения полного возмещения причиненного ущерба. Могу заверить, что подобный подход в Следственном комитете сформирован уже сейчас.
Неизбежной видится дальнейшая интеграция технических достижений в коррупционную преступность, развитие бесконтактных форм передачи незаконных вознаграждений (с помощью криптовалюты и иных электронных средств платежа). Правоохранительный блок готов к этому как с точки зрения технического обеспечения, так и с точки зрения компетентности личного состава. В подразделениях по противодействию коррупции служат высокопрофессиональные сотрудники, которые постоянно повышают свой профессиональный уровень. Среди прочего, следователи соответствующего профиля ежегодно направляются за рубеж на обучение методикам выявления и расследования преступлений, совершенных с использованием криптовалюты.
Негативной тенденцией является дальнейшая интернационализация коррупционных преступлений. Уже сегодня мы видим все более активное участие в коррупционном взаимодействии иностранных субъектов как в качестве активного участника преступления, так и в качестве источника средств подкупа, хранителя полученной взятки. Это требует постоянного поддержания эффективного взаимодействия правоохранительных органов на международном уровне. Беларусь полностью открыта к такому взаимодействию и готова оказывать всю возможную помощь зарубежным коллегам. Совместная работа по противодействию коррупционной преступности проводится в рамках СНГ и в настоящее время расширяется за счет членства Беларуси в ШОС. Наша страна занимает активную позицию в работе Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов. В последние годы подписаны меморандумы и соглашения по борьбе с коррупцией с правоохранительными органами Китая, Казахстана и Таджикистана.
