«Пострадавших более 49 тыс. человек» — на прошлой неделе в новостях всплыл пинский кол-центр, рассылавший как бы подарки (но на самом деле макулатуру). В скромном офисе около сотни людей обзванивали пенсионеров и не только, чтобы пообещать «айфон» или что-то приличное, и паковали посылки. Арина — одна из бывших работниц компании, если говорить словами из вакансии, «менеджер по продажам».
Экс-сотрудница рассказывает Onliner про офис, откуда могли звонить вам или вашим родственникам.
Напомним, как это работает. Схема простая и описана уже много раз: вам звонят по телефону и рассказывают про акцию или выигрыш в ней. Подарок отправят по почте, нужно будет только оплатить «услуги по доставке и упаковке ценной посылки». Это 40—50 рублей — вроде как и деньги, но рассчитывают, что получатель заплатит, потому что внутри ему пообещали что-то более ценное. Чудес не бывает: обычно там просто горы бумаги и хитрые сертификаты.
Недавно появилась новость, что в кол-центр в Пинске, собравший с людей 2 млн рублей, пришли.
Четыре женщины зарегистрировали юрлицо, которое якобы специализировалось на продаже товаров через интернет-магазин (тот самый известный среди пинских бизнесменов вид деятельности 47910 — «Розничная торговля путем заказа товаров по почте и через сеть интернет»). На деле кол-менеджеры звонили людям от имени интернет-магазина «Товары для дома» и сообщали о выигрыше техники.
Жительниц Пинска, организовавших бизнес, подозревают в мошенничестве.
Обзванивали всю страну. Кроме Пинска
Арина на самом деле не Арина, но такую работу никто не афиширует. Хотя и скрывать особо нечего, девушка говорит, что про эту компанию в Пинске знали многие. «Знакомый прислал ссылку на материал на Onlíner — так я и узнала последние новости. На фото тот самый кол-центр на улице Ленина», — утверждает девушка.
По ее словам, она работала там в 2020 или 2021 году — точно не помнит, но это было зимой. Говорит, трудоустраивали официально, но договор подряда не сохранился.
— Многие в городе были в курсе такого заработка. Когда я потом работала в других местах, не связанных с подобным бизнесом, например в общепите или консультантом, в коллективе все знали про этот кол-центр на Ленина.
Арина вспоминает, как сама устраивалась туда. Говорит, это выглядело простым вариантом подработки.
— Я была несовершеннолетней, но хотелось заработать на швейную машинку. Как именно нашла вакансию, точно не помню — наверное, через знакомых, потому что были те, кто уже работал там раньше. Собеседование? Приходишь и заполняешь анкету: сколько лет, чем занимаешься — стандартные вещи. Потом, насколько я помню, три стажировочных дня — за них не платят, просто учат общаться с людьми, оформлять заказы. И потом уже выходишь на работу.
В архивах некоторых сайтов еще можно найти описание этой вакансии. Должность называлась «менеджер по продажам», суть работы — в консультациях по телефону и оформлении карточки звонка. Каких-то специфических требований не указывали, акцент в вакансии был на «умении находить общий язык с разными людьми» и «не бояться разговаривать по телефону».
По сути, так и было, подтверждает Арина, это работа по однообразным сценариям в духе «У нас акция, вы выиграли подарок. Не участвовали? Все равно заберите посылку на почте». Из негласных правил было то, что обзванивали людей по всей стране, кроме Пинска — в своем городе посылки не рассылали.
— У нас были скрипты, как общаться с людьми, по разным «акциям». Скрипты периодически менялись, потому что люди уже переставали вестись. В скриптах были ответы на все вопросы, которые только могли задать люди, — работникам кол-центра не нужно было ничего придумывать. Все в бумажном виде, никаких чатов с инструкциями у нас не было.
В нашем зале сидела женщина и следила, чтобы мы звонили, но какого-то суперконтроля не было. Были перерывы, когда можно было выйти, поесть. Я активно обзванивала первые две недели, потом еще две недели играла в игры на телефоне, но на это никто не обратил внимания.
— Работники кол-центра — это в основном кто?
— Люди, которые туда приходили, понимали, чем надо заниматься.
Были женщины, которые работали там уже лет пять, но их было немного — пять-семь. По большей части это были обычные люди, которые зарабатывали на какие-то свои «хотелки».
У меня была знакомая, у которой была «условка», и для нее было проблематично найти работу в городе — она тоже какое-то время работала в кол-центре. Попасть туда было несложно.
Как работала фабрика звонков
Рабочий день сотрудника кол-центра выглядел всегда одинаково, начинался и заканчивался звонками.
— Люди вели себя по-разному: отказывались и вешали трубку, посылали на три буквы либо соглашались. Тех, кто соглашался принять посылку, было немало. Это зависело от дня и даже больше от базы, которую надо было обзванивать.
Были базы в основном только с минскими номерами, по голосу там были молодые люди. Эти базы я любила больше всего, потому что люди соглашались на посылку, но я уверена, что они не приходили на почту и посылку не забирали. Они все прекрасно понимали насчет схемы, но по телефону на все соглашались.
Базы давал работодатель — конечно, не поясняя, откуда эти номера, говорит собеседница.
— Иногда в базах были действительно указаны покупки людей из телемагазинов за 2012—2014 годы. Мы озвучивали им эту информацию и говорили, что для поддержания клиентской базы отправляем подарок. Люди реально вспоминали такие покупки и говорили: «Да, вещь была супер, отправляйте подарок, отлично».
Посылки собирали уже другие люди, не те, кто обзванивал, поэтому их реальное содержимое было известно приблизительно: бесполезные сертификаты, много сложенной для объема бумаги и другая макулатура.
— Мы общались с ребятами, которые собирали посылки, но сами с содержимым коробок не контактировали. Говорят, там попадалась мелкая бижутерия, но в основном действительно была макулатура.
С получателями посылок лично девушка не сталкивалась. Говорит, что скандалить в офис люди не приезжали, а если перезванивали в кол-центр, то их соединяли со специально обученными людьми — чем-то вроде техподдержки, которая занималась конфликтами.
— Как оплачивалась ваша работа?
— Если человек соглашается забрать посылку, то за него получаешь 2 рубля. Обычно в день в среднем было человек 20, то есть за день можно было заработать 40 рублей. Но бывали дни, когда согласились 40 человек, а бывали такие, когда 2. Все зависело от базы, сколько зазвонишь — столько заработаешь.
В то же время, как говорит девушка, были сотрудницы, которые в то время зарабатывали на звонках около 2 тыс. рублей в месяц (это примерно $800 по курсу тех времен).
— Физически это точно несложно — всего лишь звонки из офиса, каких-то усилий прилагать не нужно. Но морально тяжело, когда ты звонишь бабушке и говоришь, что мы отправим ей якобы ноутбук, а она радуется, что подарит его внукам. Я выписывала их номера, после смены звонила и говорила не забирать посылку, — уверяет Арина. — Многие из-за этого и не задерживались на такой работе.
Внутри обсуждали, что часть людей обзванивали базы с российскими номерами, и на такой работе уже полагался оклад.
— Насколько я слышала, они там действительно что-то продавали, не просто макулатуру, и оборот денег был посерьезнее.
Про учредителей бизнеса работники кол-центра знали мало. Активно обсуждали, что основатели уже занимались чем-то подобным, но все это было на уровне слухов.
Выводы Арины для себя из всей этой истории: если работа кажется сомнительной, скорее всего, так на самом деле и есть.
— Часто приходилось звонить пожилым людям. Совесть слегка терзала, но в таком возрасте, устраиваясь на подобные вакансии, об этом особо не задумываешься, тем более когда в компании работает много таких же людей, как ты.
В компании ходили слухи, что долго этот кол-центр не проработает. Так и произошло.
«Было крайне неожиданно». Получила посылку, но вернула деньги
На новость о закрытии кол-центра отреагировали десятки наших читателей — большинство писали, что они отказались от посылки еще на этапе первого телефонного звонка, но им настойчиво перезванивали.
Светлана — из тех, кому посылка все-таки пришла, но без ее согласия. И хотя женщина оплатила и получила ее на почте, потом она смогла вернуть деньги.
— Это было два или три года назад. Я пришла на почту за посылками, которые заказывала.
Мне сказали, что для меня есть еще одна посылка. Я взяла ее просто на автомате и вскрыла прямо на почте, потому что не понимала, что это и от кого.
Внутри была обычная макулатура. Женщина сразу же захотела вернуть посылку. Но по правилам почты так нельзя — пришлось забрать все домой.
Точное название компании женщина сейчас уже не помнит, но в памяти сохранилось, что она была из Пинска. Номера телефонов, которые были указаны на бумагах в посылке, были реальные, и она дозвонилась «почтовым» бизнесменам.
— Я сказала, что буду обращаться в милицию, и действительно написала заявление. Отправители посылки несколько раз перезванивали мне — не знаю, с какой целью, я каждый раз перебивала их и говорила, что написала заявление в милицию и общаться с ними не намерена.
Светлана говорит, что через месяц ей пришло извещение про почтовый перевод на 50 рублей — такую сумму она заплатила за посылку.
— Для меня это было крайне неожиданно. Я не знаю, что сработало: милиция, они сами одумались или это мое агрессивное поведение в их адрес, — но 50 рублей мне вернули.
Единственный момент: еще в первый раз, когда я получила коробку, работники почты говорили, что такую посылку прислали не только мне. Я просила их предупредить людей, чтобы те не получали посылки. Но работники сказали, что не имеют права делать такое.
Напоминаем, что делать, если пришла такая посылка
Самое важное — вы ничего не обязаны. Отправитель включил телефонный спам и забрасывает звонками и SMS? Вы все равно не обязаны получать сомнительную посылку.
А если грозят судом? Вряд ли отправитель понесет свою схему в суд, чтобы заполучить ваши 50 рублей.