Пиранья — что приходит вам на ум при этом слове? Скорее всего, тропическая хищная рыба с острыми зубами. Однако в Беларуси это название носит не только обитательница рек.
Уже много лет на службе у спасателей стоят аэровоздушные лодки «Пиранья», которые обеспечивают безопасность на воде. Эти машины уникальны: они способны двигаться не только по воде, но и по льду, снегу и даже через заросшие участки водоёмов. Мы побывали в гомельском отделении ОСВОД, чтобы своими глазами увидеть, как выглядит такая «Пиранья» в действии.
Встречает нас эта удивительная лодка на суше. Технику используют преимущественно зимой и в период тонкого льда. К счастью, подобным пока наше лето не радует. Да и для нас её нахождение на суше — отличная возможность изучить «Пиранью» повнимательнее. На Гомельщине она служит уже шестой год.
— Незаменима техника в период межсезонья, когда природные условия создают особые риски. В такое время лёд на водоёмах ещё слишком тонкий, чтобы выдержать человека или стандартную спасательную технику, но при этом уже покрывает поверхность, затрудняя движение по воде для обычных лодок, — рассказывает Роман Болюнов, начальник Новобелицкой спасательной станции. — В подобных ситуациях эта спасательная техника становится ключевым звеном, позволяя оперативно добраться до пострадавших. Она оснащена мощными двигателями, которые позволяют ей перемещаться по льду, воде и даже по заболоченной местности. Универсальное средство для работы в экстремальных условиях.
Помимо спасения людей, техника активно используется для помощи животным, оказавшимся в беде. Например, если вдруг поступит вызов о тонущей собаке, застрявшей во льдах, куда человек не может безопасно подобраться, спасатели используют «Пиранью». Оперативно прибывают на место и вытаскивают животное. В таких случаях особенно важна скорость реакции: каждая минута может спасти жизнь.
— Приходилось ли вам спасать животных? Диких, к примеру.
— Это происходит нечасто… Последний такой случай был три года назад. Нас вызвали, потому что под лёд провалилась косуля. Мы оперативно прибыли на место и аккуратно расчистили лёд, чтобы создать для неё безопасный проход к берегу. После нескольких попыток животное смогло выбраться на сушу и ушло в лес, не получив серьёзных повреждений.
Мечта на волнах: гродненские энтузиасты восстановили легендарный катер «Гремучий»
Шесть лет в строю — и ни одной поломки!
Управление аэролодкой требует особых навыков, поскольку она движется иначе, чем обычные плавсредства. Без достаточного опыта судоводитель может столкнуться с неожиданными испытаниями: потерей устойчивости, сложным маневрированием и другими обстоятельствами, влияющими на безопасность.
— Аэролодка действительно ведёт себя не так, как обычная моторная лодка, и перевернуться она может в определённых ситуациях. Это бывает, если резко повернуть на высокой скорости, неправильно распределить вес или наткнуться на неожиданное препятствие, например яму во льду или большую корягу.
— Чтобы подобного не происходило, техникой должен управлять человек с опытом. У аэролодки нет жёсткого сцепления с водой, она скользит по поверхности, и это требует внимательности и точности в управлении. Важно плавно вести её, не делать резких движений и постоянно следить за окружающей обстановкой, — говорит собеседник.
— А если двигатель выйдет из строя к середине спасательной операции, что будете делать?
— Перейдём на весла! Они у нас всегда с собой, — улыбается мужчина.
— Ну а порваться материал корпуса может?
— Материал корпуса аэролодки — ПВХ. Правда, точную толщину назвать сложно. Главное, что он выдерживает экстремальные условия эксплуатации! Так, за шесть лет службы не было ни одного случая разрыва. Судно показало себя надёжным и устойчивым даже при интенсивной нагрузке.
Mission complete!
Аэролодка используется не только днём, но и для ночных операций, когда необходима срочная помощь. Оснащение позволяет проводить такие выезды без дополнительных модификаций: на борту есть фары и ходовые огни, установленные ещё на заводе-изготовителе.
— Насколько удобно передвигаться на ней ночью?
— Комфортность зависит от условий. Конечно, фары обеспечивают обзор, но управление аэролодкой в тёмное время суток требует той же внимательности, что и вождение любой другой техники. Главное, чтобы опытный судоводитель знал особенности маневрирования, — отмечает Роман.
— Ночные спасательные операции проходили не раз. Например, в декабре 2023 года, поздним вечером, поступил тревожный вызов: утонули двое рыбаков. Мы выехали их искать. Ещё был случай, когда мы отправились на поиски человека. Но там информация об утоплении не подтвердилась. Прибыли на место, а возле лунки стоит рыбацкий чемодан и нигде нет проломов.
— Одной из самых экстремальных в этом году стала спасательная операция на Любенском озере. В феврале рыбак провалился под рыхлый лёд прямо посреди водоёма. Безопасно добраться до него обычными средствами оказалось невозможно — ни пешком, ни на другой технике. Единственным вариантом была аэролодка. Мы быстро прибыли на место, осторожно маневрируя по нестабильному льду. Благодаря техническим возможностям аэролодки удалось подойти максимально близко, не рискуя провалом. Операция прошла успешно — рыбака спасли и благополучно доставили на берег.
— И как люди реагируют на «Пиранью»?
— Реакция на появление аэролодки всегда примерно одинаковая: сначала шок, потом облегчение, а после — благодарность. Часто пострадавшие не ожидают, что техника способна маневрировать в таких сложных условиях, и называют её настоящим спасением.
Многое зависит от скорости ветра
На движение аэролодки по льду влияет несколько факторов — например, наличие снега, воды и состояние ледяной поверхности.
— Если снег рыхлый, лодка движется замедленно, поскольку сопротивление выше, а воздушная подушка не даёт нужного уровня скольжения. Если снег слежавшийся и покрыт коркой льда, движение становится резким. Аэролодка быстро останавливается из-за повышенного сцепления. На голом льду с водой на поверхности судно движется довольно резво.
При паводках «Пиранья» тоже используется. Важное условие эксплуатации — уровень воды. Её должно быть столько, сколько нужно, чтобы стандартные моторные лодки уже не могли пройти по месту. Благодаря меньшей усадке она способна перемещаться даже по мелководью, где обычные плавсредства просто застряли бы.
— А вот в экстремальных условиях каково в этой лодке?
— При сильном ветре и волнах «Пиранья» устойчива, но многое зависит и от скорости ветра. Волны не являются серьёзной проблемой, однако, если скорость ветра свыше 10 метров в секунду, начинают возникать опасные факторы: управление становится сложнее, а лодку может ощутимо раскачивать. Как и говорил, в таких случаях важно, чтобы судоводитель был опытным и понимал, как правильно вести судно в экстремальных условиях, — говорит Роман.
ABS у неё нет! Основная защита — спасательные жилеты
Аэролодка имеет прочный каркас, но процесс отстёгивания отдельных элементов не такой простой, как может показаться. Все соединения выполнены так, чтобы обеспечить долговечность конструкции.
«Пиранья» сделана из устойчивой к повреждениям ткани с защитным покрытием. В основе — шесть воздушных баллонов, которые помогают ей держаться на воде. Боковые баллоны разделены на секции для дополнительной надёжности, а носовая часть закрыта тентом с каркасом и ветровым стеклом. Внутри есть каюта, которая закрывается водонепроницаемой шторкой. На лодке можно закрепить вёсла, а также установить мотор. У неё нет транца, поэтому вода легко сливается, не скапливаясь на корпусе. Для удобной переноски предусмотрены ручки.
Что касается систем безопасности, то специализированных технических решений (вроде АБС в автомобилях) у неё не имеется. Основным элементом защиты являются спасательные жилеты, которые экипаж и пассажиры должны носить во время работы.
Техосмотр аэролодки проводится раз в год. При проверке основное внимание уделяется корпусу и двигателю. Смотрят, чтобы корпус был целым, без повреждений и утечек, а двигатель — исправным, способным стабильно работать в сложных условиях.
— Техосмотр аэролодки — это не просто формальная процедура, а необходимая мера безопасности, предпринимаемая регулярно. Перед каждой сменой моторист осматривает судно, проверяя состояние корпуса, двигателя и основных систем. Это стандартная практика, как и во многих спасательных службах. Осмотр проводится до и после каждого выезда. Перед выходом на операцию проверяют уровень охлаждающей жидкости, масло в двигателе и редукторе, чтобы убедиться, что техника готова к работе.
— После возвращения судна моторист снова осматривает его, фиксируя любые изменения и своевременно устраняя неполадки. Перегрев двигателя возможен в теории, как и у любого другого мотора. Если вытечет антифриз или система охлаждения даст сбой, двигатель окажется под угрозой перегрева. Поэтому контроль всех технических параметров перед каждым выездом — обязательное условие безопасной эксплуатации, — рассказывает Роман.
«Называем „Пиранью“… вертолётом»!
Вместимость судна — один-два спасённых человека и экипаж: два водолаза, водитель и медсестра. При необходимости передний отсек может быть закрыт или открыт, что позволяет перевозить дополнительное оборудование. Сиденья и панель управления расположены вдоль топливного бака, а посадка водителя и пассажиров похожа на мотоциклетную. Сам бак размещён на прочной нержавеющей раме, закрытой рифлёным алюминием. Панель управления содержит все элементы, необходимые для контроля работы двигателя и силовой установки. На некоторых моделях предусмотрена специальная площадка для GPS-навигатора, который подключается к бортовой сети.
Силовая установка лодки включает подвесной мотор, закреплённый на раме, защиту воздушного винта и управляющие вертикальные кили. Она крепится к лодке с помощью шести труб.
В зависимости от комплектации на технику устанавливают двигатель Rotax 912 ULS 2DCDI на 100 л. с. или Subaru EJ20 на 140 л. с. Она способна разгоняться до 110 км/ч при идеальных погодных условиях. Надувная часть весит 120 кг, а с силовой установкой — от 366 до 490 кг (зависит от выбранного двигателя). Грузоподъёмность лодки, рассчитанной на пять человек, достигает 1 300 кг.
Заправляется судно бензином. Расход топлива — 35 л/мото-час (60 минут). Да, в случае с лодками расход не считается километрами, как нам привычно, когда речь идёт об авто- и мототехнике.
Между собой «Пиранью» называют «вертолётом». Всё из-за звука заведённого двигателя, который напоминает гул летающей машины. Чтобы подтвердить свои слова, наш собеседник заводит лодку. Ощущения действительно такие, будто слышишь вертолёт.
— Какую максимальную скорость она развивает?
— Скорость аэролодки зависит от поверхности, по которой она движется. В воде она разгоняется до 80 км/ч даже при полной посадке, что позволяет быстро добраться до нужной точки. На льду скорость выше — до 110 км/ч, поскольку сцепление с поверхностью меньше. Аэролодка буквально скользит, снижая сопротивление.
Кстати, в этом году на службу поступила ещё одна лодка — «Навигатор». У неё надувной борт из ПВХ и пластиковое дно. Пока на вызовах данный спецтранспорт не был. Разве что провели обкатку на воде. «Навигатор» уступает в скорости «Пиранье»: максимальный разгон первого — 55 км/ч по воде. Эта лодка — исключительно летний вариант. А вот помещаются в неё уже семь человек, при этом её грузоподъёмность равняется тонне.