Согласитесь, работа комбайна в поле — это неотъемлемая часть современного сельского хозяйства, значительно увеличивающая эффективность уборочной кампании. Большие машины, предлагая высокую производительность и автоматизацию процессов, становятся незаменимыми помощниками для аграриев.
С их помощью вероятность быстрой и качественной уборки урожая вырастает в разы, а потери и затраты труда минимизируются.
Сегодня мы находимся на поле одного из крупнейших производителей продуктов из мяса цыплят-бройлеров, свинины, говядины, молока и зерна в Республике Беларусь — ЗАО «Агрокомбинат «Заря». Как отмечает представитель организации, это многопрофильное хозяйство с замкнутым циклом производства, переработки и реализации готовых продуктов питания.
В знаменитую Могилёвскую область мы приехали с сотрудницей компании «Передовые Агро Технологии» (официальный дилер Ростсельмаш и Horsch в РБ), дабы познакомиться с большим красным комбайном Ростсельмаш TORUM 785. Каково ездить на такой машине и чем она примечательна — узнаете в этом материале Av.by.
«В сезон комбайн может наработать до 2 000 га — главное, чтобы была хорошая урожайность»
Общаясь с аграриями, выясняем, что TORUM 785 — это мощный роторный комбайн, который в состоянии убрать почти любую культуру: колосовые, бобовые, масличные, крупяные и пропашные.
Данная агромашина хорошо подходит хозяйствам с большими посевными площадями и высокой урожайностью: чем сильнее загружена техника, тем эффективнее её работа.
— Благодаря инновационной системе обмолота ARS, TORUM прекрасно справляется с хлебами, представляющими сложность для обычных роторных комбайнов, — рассказывает Евгений Михайлович, заместитель директора ЗАО «Агрокомбинат «Заря».
Стоимость комбайна — до 1,8 млн BYN (в зависимости от комплектации)
— Мощность агромашины — 510 лошадиных сил, длина жатки — 9 метров, производительность — до 45 тонн в час, а объём бункера — 12 000 литров! В сезон такой аппарат может наработать до 2 000 га — главное, чтобы была хорошая урожайность. Видите, какие большие цифры… Производительность машины весьма высокая!
— А в чём секрет такой производительности? — задаём вопрос сотруднице «Передовых Агро Технологий», которая сопровождает нас в поле.
— Дабы повысить этот показатель, особенно на высокоурожайной кукурузе, были увеличены геометрические размеры зернового шнека, зернового элеватора, загрузочного шнека бункера и нижнего горизонтального шнека бункера. Кроме того, мощность гидравлического привода трансмиссии увеличилась на 25%. Таким образом на второй передаче обеспечена быстрая работа с полным бункером даже на холмистой местности.
Если говорить о «сердце» машины, то на TORUM установлен мотор ЯМЗ-65804. Он представляет собой модернизированную восьмицилиндровую модель V-образного четырёхтактного дизеля с турбонаддувом производства ОАО «Автодизель» (ЯМЗ) с топливной аппаратурой аккумуляторного типа Common Rail на базе топливоподающего насоса, электронной системой управления двигателем.
Топливная аппаратура Common Rail обеспечивает высокое давление впрыска горючего, его многофазную подачу и гибкое управление основными параметрами процесса топливоподачи (угол опережения впрыскивания топлива, давление впрыска, количество и моменты дополнительных впрысков).
— Это комбайн, который оборудован ротором с вращающейся декой (Advanced Rotor System). Расскажите о ней детальнее.
— На роторных комбайнах со стационарной декой площадь её используется не полностью, что снижает возможные показатели производительности. Помимо неполного задействования площади элемента, при уборке влажных хлебов, риса происходит забивание деки в верхней части (так называемая мёртвая зона). А вращающаяся дека позволяет использовать 360 градусов своей поверхности, препятствует образованию мёртвых зон и забиванию ротора.
— Кроме того, дека имеет три молотильные секции, благодаря чему можно выставлять молотильный зазор в одном сечении. В результате масса обмолачивается трижды за один оборот ротора, в отличие от разового обмолота в традиционных роторных конструкциях. Этот же принцип позволяет устанавливать увеличенные молотильные зазоры. Независимо от условий уборки зерновых культур, не требуется дополнительная регулировка дек: начиная с ячменя и заканчивая пшеницей, молотильный зазор устанавливается в пределах 5—35 мм.
Благодаря движению щётки очистки тратится меньше времени на обслуживание. Движущаяся щётка практически сводит на нет необходимость обслуживать радиаторы: работа механизатора заключается только в том, чтобы убедиться в их чистоте.
«У комбайнёров выходных нет. Если идёт дождь — мы трудимся на базе»
По приезде на точку сбора встречаемся с инженерами компании «Передовые Агро Технологии», которые проводят ТО. Попали мы под конец обслуживания, но всё равно успели понаблюдать за действом и получить немного информации о сервисе.
— Масло и фильтры меняете?
— Нет! Завод-изготовитель подал заявку о замене чехлов на коллекторах, чтобы не было случаев возгорания. Этим и занимаемся! — бодро отвечает инженер компании.
Кстати, о ТО! Первые 100 мото-часов производится замена масла в двигателе, замена топливных, воздушных фильтров и масла в редукторе привода ротора (стоимость с учётом выезда и работ — около 5 200 белорусских рублей). Далее на 250 мото-часах меняется масло в редукторах привода деки и загрузочного шнека, а также в бортовых редукторах и коробке диапазонов (цена — приблизительно 1 900 BYN). Каждые 500 мото-часов меняется всё то же, что при 100 мото-часах, а ещё гидравлическое масло и фильтры (их три штуки), масло в редукторах загрузочного и выгрузного шнека, привода ротора и отбора мощности (примерно 8 600 рублей). И при самом большом ТО на 1 000 м/ч (проводится раз в год) меняется всё. Стоимость — примерно 11 000 бел. руб.
Сергей — механизатор, работающий на красном гиганте, после окончания обслуживания приветствует нас с улыбкой и приглашает «прокатиться» в кабине комбайна.
— Расскажите: всё ли тут комфортно и автоматизировано?
— Кабина называется Luxury Cab, ширина её — почти 2 метра, а площадь остекления составляет более 5 кв. м. Здесь установлена система управления микроклиматом, система подвески кабины и шумоизоляции.
— У меня большое кресло с пневматической подвеской, а рядом дополнительное кресло увеличенного размера, на котором вы сидите. Обратите внимание: зеркала заднего вида — с электрорегулировкой и обогревом. Есть холодильник.
— Сколько лет вы работаете в сельском хозяйстве?
— Я практикую уже около пяти лет, в «Заре» — последние два года. Успел поездить на кормоуборочном КВК-800 «Палессе FS80», на Claas Lexion и Jaguar, на различных тракторах от МТЗ.
Комбайны Claas Lexion тоже работают в хозяйстве
— TORUM 785 заступил на службу в организации только в нынешнем году, то есть это его первый сезон. Вы за рулём комбайна около двух месяцев — расскажите о впечатлениях.
— Хорошая техника, убирает чисто и качественно. Если сравнивать с другими… Новая машина есть новая машина! Могу отметить экономичный двигатель с большим запасом мощности, просторный бункер и быструю выгрузку зерна, минимальную сорность зерна благодаря увеличенной площади очистки.
— Наверняка смена у вас длится около двенадцати часов, а то и больше… Устаёте?
— Могу сказать одно: у меня это в крови! Отец трудился на должности механизатора 35 лет, а я с 5 лет наблюдал за этим, сидел рядом в комбайне «Дон-1500». Семья у нас большая: два брата (я старший) и три младшие сестры. Поэтому приходилось и помогать отцу, а где-то и за него работать. После школы я поступил в училище, затем была отработка в колхозе. А сейчас я здесь.
— У вас глаза горят, когда вы об этом говорите! Видно, что очень нравится профессия. Трудитесь без выходных?
— А как иначе? Сезон в самом разгаре! У комбайнёров выходных нет, разве что погодные условия не позволяют выйти в поле… Да и то мы не дома сидим в этот момент, а находимся на базе, проверяем, обслуживаем, ремонтируем агрегаты. Я привык к такому.
— Как сегодня платят комбайнёрам?
— Да по-разному выходит. Но я вам не скажу даже средний свой заработок.
— А почему это секрет? Ну больше 3 000 белорусских рублей получаете в месяц?
— А потому что! Получаю…
— Работаете ли вы по ночам?
— Трудимся допоздна скорее. В десять вечера уже темно, но это не влияет на работоспособность комбайна, ведь он оснащён мощным светодиодным освещением. Надо просто быть чуть внимательнее: такое время суток вынуждает больше концентрироваться.
— Сколько гектаров в день вы способны осилить на TORUM 785?
— Зависит от урожайности поля, от погоды. За день можно много убрать: от 50 и до 120 га.
— Жатка здесь стандартная? Какая у неё длина?
— Ширина захвата режущего аппарата — 9 м, число оборотов в минуту у мотовила — до 50. Гидропривод мотовила с функцией синхропривода автоматически изменяет обороты в зависимости от скорости движения комбайна.
— Шнек большого диаметра предотвращает наматывание высокостебельных культур. Пальцы между витками шнека по всей ширине захвата способствуют продвижению массы даже при уборке гороха и очень низкого ячменя (для жаток с электрогидравлическим копированием). На пальцах имеется проточка для безопасной работы при попадании камней в жатку.
— Режущий аппарат работает плавно, точно и без износа. Высокая частота резания и увеличенный ход ножей повышают качество среза и, соответственно, производительность уборки, особенно в неблагоприятных условиях. Ножи крепятся болтами, что значительно сокращает время замены. Для уборки полёглых культур на неровных почвах используются стеблеподъёмники, которые предварительно приподнимают стебли от земли, чтобы уменьшить потери.
Вместо эпилога
Комбайн TORUM 785 — это мощная и высокоэффективная машина, готовая покорять поля и приносить богатый урожай. С каждым движением по бескрайним просторам она делает шаг к успешному сезону сбора зерна, демонстрируя силу и надёжность, на которые можно положиться. Узнав всё, что нам нужно, прощаемся с замечательными людьми, без выходных усердно трудящимися на полях… Но не прощаемся с техникой Ростсельмаш, ведь мы её ещё покажем!