Вместо западных конфет? Как сербские сладости завоевывают рынок Беларуси
После контрсанкций Минска на прилавках появилось много новой, ранее неизвестной продукции. Особенно много стало кондитерских изделий. Это не только Турция и ОАЭ. На "сладкое место" всерьез претендуют сербские производители.
В 2022 году привычные белорусам западноевропейские товары стали пропадать с полок магазинов.
Сложности с пропуском грузов на границе, а также ответные меры белорусского правительства в отношении ряда западных стран – все это способствовало постепенной замене ряда брендов из ЕС на менее привычные продукты из других стран.
В белорусских сетях стало много кондитерских изделий из Турции, ОАЭ, Бразилии, Ирана. А вместе с ними – и сладостей из Сербии.
Сербские сладости
В Италии делают знаменитую шоколадную пасту, в Бельгии – вафли, в Швейцарии – легендарный шоколад, Германия славится своими штоленами, марципанами и мармеладными медвежатами. А что производят в Сербии, скажете вы? Ответ – много всего.
Некоторые белорусы уже распробовали Jaffa cakes, Munchmallow, Jaffa Wafers, Tak, Noblice, ToTo. Это и печенье с шоколадной начинкой по типу Oreo, мягкие бисквиты, вафли, цельнозерновое печенье и соленые крекеры, воздушные зефирные полусферы в шоколаде.
Не сказать, что раньше у нас такого не ели. Но подача сербской кондитерки очень даже оригинальная для нашего рынка.
Jaffa Crvenka пришла в Беларусь
Вся сладкая пищевая продукция, поставляемая в Беларусь из Сербии, изготовлена двумя заводами Jaffa Crvenka. Это крупнейший производитель кондитерских изделий на территории стран бывшей Югославии. Ежегодный оборот концерна – около 70 млн евро.
Портал Tochka.by пообщался с представителями Jaffa. Поинтересовались, что компания поставляет на белорусский рынок? Планирует ли Jaffa расширять присутствие в отечественном ретейле? И не боится ли проиграть по цене и качеству конкурентам, работающим на белорусском рынке?
Сладко не покажется
Первые поставки кондитерской продукции группы компаний Jaffa в Беларусь произведены в начале 2023 года. Объемы небольшие, потому что пробные, рассказывает директор по развитию бизнеса Jaffa Александр Вучкович.
«Желание прийти в Беларусь было еще несколько лет назад, но не было возможности. Сейчас, когда мы стали работать с Беларусью, идет активное изучение рынка. Здесь нет спешки», – говорит он.
Коллега Александра Вучковича, директор представительства Jaffa в России Бранко Драгович, уточняет, что белорусский рынок долгое время был закрыт для сербских компаний по причине санкций 2020-го года.
«Санкции были и со стороны Белграда, и со стороны Минска. В прошлом году, если я не ошибаюсь, они были ослаблены. И мы начали думать, как прийти в Беларусь. Вообще, рынки Беларуси и Сербии достаточно схожи. Нам понятны многие вещи здесь, как действовать, как работать», – говорит Драгович.
По его словам, белорусский рынок для Jaffa еще и перспективен:
«Многие страны постсоветского пространства для нас интересны. Потому что вкусы у населения той же Грузии, Армении, Беларуси, России схожи. Они сформированы за многие десятилетия проживания в СССР. Потому для нас понятны предпочтения, так проще работать».
Кондитеров вывели из-под эмбарго
Ситуация, произошедшая с введением новых санкций в отношении Беларуси и России после 2022 года, открыла для Jaffa возможности, а не создала трудности, уверяют менеджеры компании.
«Еще несколько лет назад нам было сложно пробиться на рынок той же России, сильная конкуренция. Сейчас – проще, есть возможность наращивать продажи в РФ, занять свою нишу. Возможно, это будет и в случае с белорусским рынком», – говорит Александр Вучкович.
Сегодня на белорусский рынок поставляется около 15 наименований продукции группы компаний Jaffa.
«В скором времени мы планируем разнообразить ассортимент до 30 наименований. А в целом Jaffa выпускает около 100 разновидностей продукции. Мы являемся очень серьезным игроком в странах бывшей Югославии, также поставляем большие объемы товара в Австрию и Германию», – уточняет спикер.
Не все в шоколаде
Не боится ли Jaffa столкнуться с жесткой конкуренцией в Беларуси и России? Ведь в двух странах работает большое количество кондитерских фабрик, которые явно не захотят отдавать рынок западному бренду.
Кроме того, многие производители снизили выпуск сладостей из-за уменьшения поставок на внешние рынки в условиях санкций.
Бранко Драгович убежден, что у Jaffa есть свои преимущества, которые оценят местные потребители:
«Если сравнивать нашу продукцию с некоторой российской, то мы выигрываем в пользу натуральности. У нас нет яичного порошка в составе, используем только куриные яйца. При производстве мы добавляем качественный арахис, который везем из Аргентины».
Менеджер также обратил внимание на дизайн упаковки, а также новые продукты:
«Каждый год Jaffa выпускает новые продукты, предварительно изучая запросы покупателей. Это выгодно отличает нас от конкурентов».
Потребители садятся на диету?
Последний тренд – уменьшение объемов упаковки. Этого хотят потребители, говорят спикеры. Неужели люди стали отказываться от сладкого?
«Большая коробка конфет нужна не всегда. Как правило, берут небольшие упаковки на один-два раза. Потребление людей меняется, мы это учитываем», – сказал Бранко Драгович.
Jaffa – в массы
Директор по развитию бизнеса Jaffa Александр Вучкович отмечает, что компании удается держать соотношение цены и качества. Не только в Беларуси и России:
«Наша продукция – это средний и выше среднего сегмент. Но стоимость не очень высокая. Цена доступна покупателю с разным уровнем доходов».
По его убеждению, это позволяет Jaffa развиваться и расширять географию поставок.
Как Беларусь торгует с Сербией
Посмотреть официальные данные о внешней торговле в разрезе стран по Белстату сейчас не представляется возможным. Ведомство больше не делится цифрами, что и в каких количествах приехало к нам из других государств.
По данным за 2021 год, двусторонний товарооборот Беларуси и Сербии составил 179,6 млн долларов (прирост к году 162,2%).
При этом белорусский экспорт составил до 123,8 млн долларов, импорт из Сербии – 55,8 млн долларов.
В 2021 году Сербия занимала 28-ю позицию по объемам белорусского экспорта и 39-е место среди стран-импортеров.
С 10 июля 2021 года действует Соглашение о зоне свободной торговли Сербии с государствами –членами Евразийского экономического союза.
Основной экспорт Сербии – сельхозпродукция, одежда, шины, медь, автомобили, лекарства, картон, обувь, электропроводники, мебель. Продукты питания формируют пятую часть сербского экспорта.