В ваш почтовый ящик хоть раз попадала газета «ЦелебникЪ», в которой пишут о лекарствах от всех болезней? И нередко жертвами такой рекламы становятся доверчивые старики. Они толпами идут на встречи с консультантами, оставляя там едва ли не всю пенсию.
От чего только не лечат: возвращают зрение и восстанавливают слух, решают проблемы с потенцией и запорами, избавляют от грибка. Только вот за курс надо выложить приличную сумму. Если не помогло – мало пропили, купите еще.
Такой «фуфломицин» продают через почтовые ящики много лет, «гастролеры» ездят по городам, устраивают ярмарки и презентации. На одной из таких побывала Tochka.by.
Целевая аудитория – доверчивые пенсионеры
К назначенному времени в небольшое кафе с экзотическим названием «Таити» (кстати, принадлежавшее «ДорОрсу») потихоньку собираются первые покупатели. С черного входа разгружается новенький бусик: целые коробки «лекарств» вносят в банкетный зал для продажи.
Все они скоро разойдутся по рукам за «небольшую цену» – все по Br21. В процессе будут подносить еще – хватит всем.
Короткая презентация от милой улыбчивой девушки: «качественные натуральные препараты», «прямиком из Калужской области». Все продаваемое, что бы там ни было, ни один из консультантов ни разу не назовет лекарством – по закону, продавать такое с рук нельзя.
«А вопрос можно?» – поинтересовался один из пенсионеров, настроенный воинственно.
«Все в индивидуальном порядке», – приглашает его к себе молодой парень.
Оказалось, претензии у дедушки были: купил средство от грибка – не помогает. Консультант настаивает: это был не их препарат, таких вкладышей-инструкций в их средствах нет: мол, у нас другие.
Потом долгое и мягкое убеждение пенсионера: грибок не вылечишь только одной мазью, обязательно нужно пропить еще курс таблеток. В итоге мужчина снова покупает не только мазь, но и весь курс таблеток – восемь упаковок.
За соседним столом пожилая женщина жалуется на зрение: когда-то известный профессор писал диссертацию по ее диагнозам. Не вылечили, но зрение хоть немного сохранили.
«Вот эти капли помогут», – быстро приносит нужный препарат консультантка и начинает его расхваливать.
«Фуфломицин» на все случаи жизни
«Следующий!» Подходит наша очередь.
Консультант дежурно поинтересовался, что беспокоит. На ходу вспоминаю, что с детства проблемы со зрением – миопия слабой степени (по-простому, близорукость). Молодой человек растерялся: видимо, не привык слышать что-то из диагнозов, да и бабушки в силу возраста жалуются на несколько другие проблемы со здоровьем.
Пауза. Вспомнил: в арсенале есть два вида капель для глаз.
«Одни – с алоэ. Для нормализации глазного давления. В составе есть мед и серебро – для восстановления зрения. Еще новые капли – «Офтовизин». Подходят при таких заболеваниях, как катаракта, глаукома, конъюнктивит», – перечисляет консультант.
«Вроде бы не для моего диагноза?»– засомневалась я.
«В принципе и те и другие капли восстанавливают зрение. С алоэ более мягкие, они очень хорошо снимают усталость глаз, покраснения, сухость, если вы за компьютером много работаете», – собрался консультант и таки вспомнил о других нужных свойствах волшебных капель.
Флакончик стоит Br19,5. А вот курс составляет от четырех до восьми упаковок. А это уже Br78-156.
Еще интересуемся каким-нибудь препаратом для бабушки – суставы беспокоят. Рекомендуют эликсир, который восстанавливает «кости хрящевой ткани». В перечень хороших препаратов вошли и другие имеющиеся: гель, который снимет боль; пластырь из Китая, который «работает по принципу сухой капельницы».
«Я бы очень посоветовал вашей бабушке еще взять пластырь. Он питает сустав полезными микроэлементами, помогает его восстановить и хорошо нормализует кровообращение. Упаковка большого размера – Br28, там четыре пластыря – их можно разрезать, получится уже восемь. Наклеиваете на больной сустав и держите до 12 часов. Эффективное средство на самом деле», – заверил парень.
Насчитали Br130 за две упаковки капель, три «эликсира» для суставов и один пластырь. И это, по словам консультанта, даже не половина курса.
«Берите, (не) пожалеете»
А за соседним столом «обрабатывают» другую женщину.
«Если не купить один из этих продуктов, вы никогда от этого не избавитесь. Нужно брать, конечно. Всего по одной? Очень мало берете, Нина Алексеевна. Вы берете много продуктов, но всего по одному – так не работает. Этого хватит только на четыре дня», – уговаривает настойчивый продавец.
«Знаю», – вздыхает пенсионерка и отсчитывает немаленькую сумму.
После каждой такой консультации у продавцов остаются адрес и номер телефона покупателя. И потом доверчивых пенсионеров атакуют телефонными звонками с разного рода предложениями и напоминаниями, что курс таблеток закончился и надо бы прикупить новые.
А в это время бабушки в очереди обсуждают, что кому помогло. Одна говорит, что для нее нет лучше средства, чем упомянутый выше эликсир для суставов – боль как рукой снимает. Вторая говорит, что ей этот препарат не помогает: «Наверное, мало пропила. Возьму еще».
«В прошлый раз я здесь на Br500 накупила. А что вы хотели, здоровье нынче дорого стоит», – рассказывает пожилая женщина, запаковывая внушительную пачку препаратов. В этот раз отдала «всего» Br250. Сделали скидку – минус Br2.
Что нам продают?
Как только ни называют эти препараты консультанты, только не лекарством. Не относят их и к категории БАДов. В самой газете предусмотрительно указывают: «Не является лекарственным средством. Перед применением проконсультируйтесь с врачом».
На самих упаковках препараты именуют натуральным продуктом, концентратом безалкогольного напитка, сиропом, эликсиром, бальзамом, а иногда и вовсе не называют никак. Поэтому вы вряд ли поймете, что за загадочные препараты продают – лекарства, БАДы или просто сок.
«Если речь идет о биологически активных добавках к пище, в составе может быть все что угодно. И никто это не проверит – на БАДы достаточно получить сертификат качества. Это не такая серьезная процедура, как для лекарств. Но! Такие сертификаты есть только у аптечной продукции, а что продают здесь – большой вопрос», – комментирует на условиях анонимности провизор.
Практически во всей продукции в составе на первом месте – обычная очищенная питьевая вода, иногда сок красного винограда.
В средстве для глаз «Экстракт Алоэ», судя по этикетке, ничего особенного нет. Серебро имеет антибактериальное действие, мед и алоэ обладают общетонизирующими свойствами. Но что там на самом деле, неизвестно.
«Заявить на упаковке можно что угодно. А проходило ли это средство какой-то контроль? Безопасны ли такие капли? Имеют ли в составе хоть что-то полезное? Далеко не факт», – отмечает провизор.
Что интересно, на упаковке написано, что капли для глаз соответствуют ГОСТ 31679-2012 и техническому регламенту Таможенного союза 009/2011. А это стандарты для косметической и парфюмерно-косметичкой продукции.
В составе эликсира для суставов – питьевая вода и виноградный сок. А дальше идет перечисление различных экстрактов и витаминов.
«Витамины в очень маленьких дозировках. Указаны в составе и хондропротекторы, которые укрепляют хрящевую ткань, но непонятно, в каком количестве. Вообще, судя по упаковке, состав безобидный, но написать можно всякое», – говорит провизор.
Нарушение закона
Жалобы на газету «ЦелебникЪ» поступают не первый год. МАРТ тоже борется с недобросовестными продавцами.
Так, в комментарии Tochka.by в ведомстве ответили, что, согласно закону «О рекламе», такая информация не должна содержать указания на лечебные свойства препарата.
Но в брошюрке свободно рекламируется то, что не зарегистрировано Минздравом как лекарственное средство или изделие медицинского назначения.
Что еще отметили специалисты МАРТ? Реклама вводит потребителей в заблуждение относительно такой продукции. Это тоже нарушение закона.
Кроме того, нет сведений о рекламодателе, которые должны указываться.
«В соответствии со статьей 2 закона недобросовестная, недостоверная, неэтичная, скрытая и иная реклама, при производстве и (или) размещении (распространении) которой допущены нарушения законодательства, является ненадлежащей и в силу пункта 5 статьи 26 закона не допускается», – объяснили в МАРТ.
Рекламу в газете «ЦелебникЪ» специалисты ведомства признали ненадлежащей.
Принять меры невозможно
Правда, принять какие-либо меры очень сложно.
Как объяснили в МАРТ, никакой информации о продавце подобных товаров нет, отсутствуют сведения и о месте производства такой газеты.
«Принять меры по прекращению размещения (распространения) ненадлежащей рекламы не представилось возможным», – отметили специалисты.
МАРТ обращался в Министерство по налогам и сборам, чтобы проверили продавцов. Также и в Мининформ – чтобы там попытались узнать информацию о типографии. Вычислить не получилось.
В Минске с рекламой чудо-средств также борется Мингорисполком. В столице такую продукцию распространяет некое унитарное предприятие «ФитомаксТрейд». Вид деятельности – «оптовая торговля прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие группировки». Периодически компания ищет курьеров – тех самых, которые разбрасывают в почтовые ящики такую рекламу.
Только в прошлом году на компанию, которую продвигает «ЦелебникЪ», было составлено три протокола за нарушение законодательства о рекламе. Штраф – 140 базовых (на тот момент – Br5180). Мизер для конторы, которая за одну встречу с пенсионерами зарабатывает куда больше.
Несмотря на частые судебные иски и жалобы пострадавших, компания успешно продолжает работать на белорусском рынке уже 10 лет…