12000 лампочек, первая экскурсия на электростанцию и «свет» по расписанию: как в Гродно появилось электричество?
Первое упоминание о применении электроэнергии на Гродненщине найдено в архивных документах 1899 года: на шелкопрядильной фабрике Гуго Роднера в имении Фолюш Гродненского уезда введена в эксплуатацию динамо-машина постоянного тока напряжением 110 вольт с паровым приводом для электрического освещения нагрузкой 73 ампера.
Вопрос о введении в городе электрического освещения рассматривался ещё 16 ноября 1898 года на заседании Гродненской городской думы. Но реализация идеи растянулась на долгие годы. Весь 1912-й горожане жили в предвкушении запуска электростанции. Она находилась на Студенческой улице. Электростанцию поставили возле железной дороги неслучайно — оттуда по трубам нефть поступала к цистернам, расположенным во дворе предприятия. Здание, к сожалению, не сохранилось.
Дизельные двигатели для электростанции мощностью 80 и 120 лошадиных сил приобрели у фирмы «Гуща и Малиновский» из Вильнюса. Они были доставлены в Гродно летом 1912 года и обошлись вместе с кабелем, проводами, изоляторами, громоотводами и другими материалами в 2854 рубля 15 копеек.Для примера: литр молока в те годы стоил 24 копейки, килограмм мяса — 66 копеек, десяток яиц — 30 копеек, зарплата рабочего была 30 рублей, рассказывают в пресс-службе Гродноэнерго.
Подключали не всех желающих
В это же время городская управа стала принимать заявки от частных персон об установлении в квартирах электрического освещения и сделала заказ в типографию напечатать инструкции пользования им.
Заявлений поступило намного больше, чем могли удовлетворить исходя из возможностей электростанции. Некоторым пришлось временно отказать. Но это не помешало наиболее «смышлёным» обратиться за помощью прямо к работникам станции и провести в свои дома провод без разрешения.
К электрическому освещению готовили мужскую казённую гимназию (на Советской, 6), получившую разрешение начальства из учебного округа в Вильно и деньги городской управы (979 рублей 50 копеек).
Электростанцию запустили с опозданием
1 сентября 1912 года в газетах была опубликована информация, что город будет освещаться электричеством по расписанию: зимой — на 100 процентов мощности с 16:00 до 1:00 и на 50 процентов с 1:00 до 6:00; летом — на полную с 21:30 до 1:00 и наполовину с 1:00 до 3:00.
Установку столбов контролировало Виленское техническое бюро. Его сотрудники сразу же выявили проблему: телефонные столбы, поставленные намного раньше электрических, пользовались более слабыми токами, чем электрические. Возникла большая вероятность, что в работе телефонов будут неполадки — неприятный шум в аппаратах и они даже могут испортиться. Поэтому две линии развели по обе стороны улиц.
Это задержало запуск электростанции. Его перенесли на 1 ноября. Но и в этот срок телефонисты не уложились. Власти и общественность через прессу торопили их с уборкой проводов.
23 ноября на телефонной станции успешно протестировали машину. С 1 декабря запланировали осветить город и частные квартиры. Но это получилось сделать на второй день зимы. Долгожданное событие прошло буднично. Просто появился свет. Однако газета «Наше утро» отметила: «Освещение города электричеством и предоставление его для частного пользования — это большой шаг вперёд по пути прогресса городской жизни».
Проводили обучающие экскурсии
Решено приобрести дополнительные дизель-моторы и увеличить мощность. Поскольку, по мнению городской думы, первые двигатели, купленные у фирмы «Гуща и Малиновский», стоили слишком дорого, провели тендер, который выиграл Коломенский машиностроительный завод. Его продукция с доставкой обошлась на 500 рублей дешевле.
Стоило станции заработать, как сюда стали организовывать экскурсии. Причём не для обыкновенных зевак — делалось это в дополнение к образованию по специальности. К примеру, экскурсантами были учащиеся Александровского ремесленного училища, солдаты телеграфного класса 4-го сапёрного батальона.
Станцию посещали в неработающие часы, чтобы лишний раз не мешать процессу.
На 1 января 1914-го в городе работало 75 простых керосиновых, 130 керосинокалильных, 65 электрических фонарей. В домах, учреждениях, на предприятиях горело 12 043 лампочки.
Как платили за электроэнергию
Просили сделать дешевле установку и оплату за пользование. Эти вопросы рассматривались на заседании городской думы и в целом решались положительно. Цена за подключение к электроснабжению в начале прошлого века зависела от количества лампочек.
Энергетика беларуси
В 1901 г. в трех номерах городской газеты «Новое время» появилось объявление следующего содержания: «Гродненская городская Управа по поручению городской Думы желает устроить в городе электрическое освещение. Приглашаем общества и лица, к коим это может относиться, прислать в Управу свои условия, на которых они желают взять в концессию устройство освещения». В дополнение к этому, были направлены особые письменные предложения 17 фирмам, расположенным на территории Украины, Литвы, Германии, России, Молдавии и Беларуси.
Однако первая попытка не сработала: работы были новые, не все понимали,как строить и вести электрические сети, да и масштаб был серьезный. И лишь спустя почти десять лет был разработан проект станции с запасом энергии для освещения 120 дуговых фонарей и не менее 8000 лампочек накаливания.
Электрическое освещение в Гродно в тот период ограничивалось главными городскими улицами: Муравьевской, Соборной, Губернаторский мост, Замковой и площадями – Соборной и Биржевой.
Первая городская электрическая станция была построенная и включена в работу только в 1912 г. Она была дизельной с двумя генераторами постоянного тока мощностью 60 и 34 кВт. В целях более удобной поставки дизельного топлива электростанция располагалась недалеко от железнодорожной станции. Для освещения административных зданий, домов губернатора, местной знати, промышленников и купечества, а также уже упомянутых улиц были построены воздушные и подземные электрические сети.
В том же году в Гродно с целью обеспечения правильного выполнения монтажа и присоединения электроустановок к электрической сети, а также их безопасной эксплуатации были изданы «Технические правила при производстве электрических установок, присоединяемых к городской токопроводной сети города Гродно». Даже по современным меркам ТКП, инструкций и норм-правил авторы больше 100 лет назад полно и скрупулезноучли многое.
На отдельных фабриках, заводах и организациях города в то время продолжали строиться и расширяться электростанции. Уже к 1914 г. было создано 15 электростанций, включая городскую, на которых функционировал 21 генератор постоянного тока суммарной мощностью 678 кВт.
В 1920-е развитие региона продолжалось, польские местные органы власти уделяли серьезное внимание вопросам электрификации как основы развития промышленного производства.
После 1939 г. национализация промышленности, введение дешевого тарифа на электроэнергию дали толчок активному потреблению электроэнергии и росту электрических нагрузок. Основными потребителями электроэнергии в Гродно сталифабрики и заводы, железнодорожное депо, вокзал, предприятия связи, воинские части, кинотеатр, больницы, жилые дома. К тому периоду на электростанции трудилось 156 человек.
В начале 1941 года мощность потребителей электроэнергии от Гродненской городской электростанции составила 2596 кВт. Основными потребителями электроэнергии в Гродно являлись табачная, мебельная, фанерная фабрики, пивоваренный, молочный, кожевенный заводы, железнодорожное депо, вокзал, мясокомбинат, воинские части, кинотеатр, больницы, жилые дома и улицы города.
Время Великой Отечественной внесло свои коррективы. Скоротечность военных событий в 41-м не позволила советским энергетикам вывести из строя основное оборудование городской электростанции, поэтому в период оккупации она оставалась в рабочем состоянии. Но, отступая под давлением войск 3-го Белорусского фронта, гитлеровцы взорвали электростанцию.
Восстановительные работы на станции начались еще до победных салютов. Гродненцы кропотливо работали на поврежденных турбогенераторах и котлах, на полностью уничтоженном главном щите управления, заново возводилась сгоревшая крыша машинного зала. Предстояло в короткие сроки заново ввести в строй 40% линий высокого и низкого напряжения.
28 апреля 1945 г.после десятимесячных восстановительных работ городская электростанция была введена в эксплуатацию.
Однако для возрастающих нужд города мощности в 1,4 МВт явно не хватало. Поэтому специальным постановлением СНК СССР на Гродненской электростанции была намечена реконструкция. В эксплуатацию была введена английская турбина «Бритиш-Томсон-Хаустон» с генератором 0,5 МВт, к концу 1948 г. была восстановлена вторая турбина с генератором 1,4 МВт. Таким образом, довоенную мощность станции гродненцы смогли превысить на 0,5 МВт и она составила 3,3 МВт.
В последующие послевоенные годы на электростанции вводится в эксплуатацию турбогенератор фирмы «Вестингауз» мощностью 2 МВт, а также строятся водонасосная станция на реке Городничанка, котельная, система химводоочистки. В результате 1 июля 1957 г. Гродненская городская электростанция была переименована в Гродненскую ТЭЦ. Годом позже здесь была смонтирована и введена в эксплуатацию первая отечественная теплофикационная турбина АТ-6-35 Невского машиностроительного завода мощностью 6 МВт. Установленная мощность ТЭЦ увеличилась до 14,55 МВт.
В середине пятидесятых годов в Гродно, как и по всей республике, начался бурный рост промышленного и жилищного строительства. С учетом этого руководство Гродненской электростанции обратилось в Главное энергетическое управление при правительстве БССР о выдаче задания на проектирование в городе тепловых сетей.
В 1959 г. облэнергоуправление Гродненской области было преобразовано в Гродненские областные электросети, а с 7 ноября того же года началась параллельная работа по сетям 35 кВ Гродненской ТЭЦ, Лидской ТЭЦ, электростанции цементного завода «Победа», Волковысской электростанции и двух энергопоездов. Несколько позднее к этому процессу присоединилась ТЭЦ Мостовского ФАНДОКа и Скидельского сахарного комбината. Таким образом, в истории энергетики Гродненщины произошло очень важное событие – была создана Гродненская энергосистема.
Первые официальные ватты в Гродненской области, если исходить из архивных документов, выработаны были в 1899 годуна шелкопрядильной фабрике Гуго Роднера в имении Фолюш Гродненского уезда. Здесь появилась динамо-машина постоянного тока напряжением 110 вольт с паровым приводом для электрического освещения нагрузкой 73 ампера.
В 1899–1912 гг. на некоторых фабриках и в населенных пунктах Гродненской губернии устанавливаются небольшие электростанции постоянного тока.
В 1912 г. в Гродно введена в эксплуатацию городская дизельная электростанция с двумя генераторами постоянного тока суммарной мощностью 94 кВт, а на улицах города построены первые воздушные и кабельные линии электропередачи.
В августе 1914 г. рядом с д. Красное село Волковысского уезда построен цементный завод с первой в Гродненской губернии электростанцией трехфазного переменного тока. Электрическая мощность генераторов составила 2400 кВт, а генераторное напряжение – 3000 В.
В 1915 г. в Гродненской губернии работало 99 электрических станций суммарной мощностью более 6360 кВт. Протяженность воздушных линий электропередачи составила более 220 км, а кабельных – более 40 км.
В 1915–1919 гг. вводятся в работу электростанции в Слониме, Щучине, Лиде, Волковыске.
В 1920 г. в Гродно к электросетям от городской электростанции подключен 541 жилой дом и 461 светильник наружного освещения.
К концу 1927 г. в Гродно построены несколько, отходящих от городской электростанции линий 6 кВ и первые низковольтные трехфазные воздушные линии электропередачи на деревянных промежуточных и металлических анкерных опорах по ул. Ягелонская (теперь Буденного) и Скидельскому тракту (теперь пр. Космонавтов).
В январе 1928 г. на Гродненской электростанции введен в эксплуатацию котлоагрегат № 1 паропроизводительностью 7 т/ч и турбогенератор № 1 трехфазного переменного тока мощностью 1400 кВт с напряжением 6,6 кВ. В 1933 г. вводится в эксплуатацию второй котлоагрегат и второй турбогенератор. Мощность электростанции становится 2800 кВт.
В 1925–1936 гг. вводятся в эксплуатацию электростанции в Скиделе, Ошмянах, Слониме, пос. Альбертин (на картонно-бумажной фабрике), Лиде, Волковыске.
После сентября 1939 г. на территории Гродненской области была национализирована промышленность и приняты меры по расширению существующих электростанций в городах Гродно, Лида, Слоним, Волковыск и др., а также монтаж новых дизельных и гидроэлектростанций в ряде н.п.
12 ноября 1943 г., когда еще территория республики была под гнетом фашистских оккупантов, Совет Народных Комиссаров БССР принял Постановление № 450 «О восстановлении и развитии энергетики республики» и правительство страны заранее начало думать об обеспечении энергией будущее мирной жизни республики.
Отступая, фашисты взорвали и вывели из строя оборудование большинства электростанций и линий электропередачи Гродненской области.
В 1944–1948 гг. на территории Гродненской области восстановлены разрушенные электростанции, началось их расширение и строительство новых электростанций. В дефицитных регионах использовались энергопоезда.
В 1951 г. в Гродно введены в эксплуатацию первые 45 метров теплосетей диаметром 80 мм (от электростанции до ее административного здания).
В 1949 г. утвержден проект Лидской ТЭЦ, строительство которой началось в 1951 году.
В 1953 г. в Сморгонском районе введена первая на территории нынешней Гродненской области ВЛ-35 кВ Молодечно-Карьер-город и подстанция 35 кВ «Карьер-город».
В 1947–1959 гг. силами колхозов и совхозов в области строятся мелкие гидроэлектростанции.
В 1956–1957 гг. введены в эксплуатацию первые ПС 35 кВ: «Станиславово» (Гродно), в н.п. Сопоцкин, Щучине, Скиделе, а также при Лидской ТЭЦ
Летом 1956 г. в Лиде введен в эксплуатацию первый паропровод от Лидской ТЭЦ до обувной фабрики.
К концу 1958 г. благодаря работе Облэнергоуправления электрифицированы все 24 райцентра Гродненской области.
Вскоре в связи с необходимостью большего охвата электрическим освещением жилых домов и улиц города Гродно возник вопрос о расширении Гродненской городской электростанции. В результате были закуплены и установлены необходимые дизельные установки и динамо-машины фирмы «Сименс и Гальске», а мощность электростанции увеличилась до 285 кВт.
В 1927 году началось расширение электростанции путем пристройки к существующему машинному залу котельной с двумя котлами в блоке паропроизводительностью по 7 т/час и номинальным давлением пара 6 атм, изготавливаемых по английской технологии, а также установка дымовой трубы высотой 17 м. Топливом был определен силезский уголь.
Подача топлива осуществлялась узкоколейными вагонетками в котельную с опрокидыванием на пол котельной и последующей ручной загрузкой угля кочегарами в бункеры котлов. Небольшой топливный склад размещался по фронту машинного зала со стороны ул. Ягеллонской (ныне Буденного). Туда подавались железнодорожные вагоны, разгружаемые вручную. Емкость склада составляла около 150 тонн угля. Этого количества хватало на 6-7 дней работы электростанции.
В машинном зале дополнительно к дизелям были запроектированы две паровые турбины типа «Юнгстрем» с генераторами трехфазного тока мощностью по 1400 кВт и номинальным генераторным напряжением 6,6 кВ.
Первая паровая турбина и генератор была введена в эксплуатацию в январе 1928 года. К моменту пуска первого генератора переменного тока были построены несколько отходящих линий 6 кВ и первые низковольтные трехфазные воздушные линии электропередачи на деревянных промежуточных и металлических анкерных опорах по ул. Ягелонской (ныне Буденного) и Скидельскому тракту (ныне проспект Космонавтов). Была построена деревянная градирня капельного типа.
Вторая турбина с генератором 1400 кВт была введена в работу в 1933 году. До 1939 года был построен распределительный пункт и 9 трансформаторных подстанций общей мощностью 1440 кВА, проложено 12 км высоковольтных кабельных и 11,3 км воздушных линий электропередачи напряжением 6 кВ.