Экспертиза по закону: как вернуть некачественную обувь в течение двух лет?

Чтобы сдать испорченную пару, необязательно иметь заводскую упаковку или даже чек из магазина.

Общество
Поделись с друзьями

Знакомая история: купили пару ботинок, отходили в них установленные производителем 30 дней гарантии, а после с обувью начались проблемы? И вот месяц спустя ботинки сдаются в ремонт, цена на который зачастую близится к их изначальной стоимости.

как вернуть некачественную обувь

Оказывается, заявить свои претензии изготовителю можно в течение не только 30 дней гарантии, но и 2 лет после покупки. Если дефект производственный, вернуть деньги под силу.

Как это сделать с минимальной потерей времени и средств, Tochka.by разобралась с председателем Минского общества потребителей Ириной Астафьевой и экспертом Александром Воробьем.

Без коробки, но желательно с чеком

Специалисты общества занимаются проблемами потребителей более 30 лет. Прийти сюда можно с жалобой не только на некачественную обувь, но и на многие другие непродовольственные товары.

«Некоторые не имеют сроков годности, а отдельные – и сроков гарантии. Поэтому законом установлены два года, в течение которых потребитель вправе предъявить претензии», – указала Ирина Астафьева.

Некачественный товар возвращается изготовителю либо подлежит утилизации. При том закон действует в отношении как импортной, так и белорусской обуви.

Однако простому потребителю отличить брак от износа сложно, потому этот вопрос рекомендуют поручить экспертам.

как вернуть некачественную обувь

Чтобы вернуть некачественную обувь, нужно принести заключение экспертизы и саму пару. При этом предъявлять заводскую коробку или чек отнюдь не обязательно.

Впрочем, без документа продавец может усомниться, что товар куплен именно у него. Поэтому лучше сохранять чеки – причем в хорошем качестве.

Если все сделано верно, вернуть деньги потребителю должны незамедлительно. Вероятный подводный камень здесь – у небольших пунктов продажи может не оказаться выручки на момент обращения клиента. Тогда выплата должна пройти в течение пяти дней.

Как проходит экспертиза

Заводским браком считается тот недостаток, что возник в процессе производства. При этом дефекты могут быть скрытыми и не проявиться в послепроизводственной проверке. Очевидными они становятся лишь в процессе носки.

«Например, нужно понять, почему появилась складка на носке обуви. Возможно, из-за ошибок в эксплуатации со стороны потребителя. Или сам производитель нарушил технологию производства. Также складки на кожаной обуви в местах сгиба могут появиться естественным путем. Каждый случай индивидуален, и нужно разбираться отдельно», – рассказал эксперт Александр Воробей.

Среди часто встречающихся дефектов в обществе потребителей называют оседание жесткого задника и отклейка подошвы.

«Мы проводим экспертизу по органолептике, так как физико-механические и химические показатели нужно проверять на новой паре, не бывшей в эксплуатации», – поделился Александр.

Часто первыми в обуви сдают набойки и супинаторы. Можно ли вернуть деньги за пару, в которой эти детали быстро износились?

«Набойки считаются сменной деталью, они подвергаются износу. По СТБ гарантийный срок на них – семь дней. То есть ремонтные мастерские гарантируют, что в течение этого времени набойки будут пригодны к носке», – объяснил эксперт.

А производственный брак в креплении супинаторов, как правило, определяется очень быстро: в первые дни или недели носки. Но никак не после года эксплуатации.

В любом случае Александр советует трезво подходить к оценке собственной обуви. Ведь, бывает, на экспертизу приносят едва ли не отдельные детали, оставшиеся от пары. Конечно, выявить так производственный брак (если он когда-то был) практически невозможно.

Два года – не гарантия

Ирина Астафьева предупреждает: гарантийный срок и два года на возврат от законодателя – это разные вещи.

Главная разница между ними – во втором случае доказать брак должен потребитель. Он самостоятельно обращается за экспертизой. Деньги за нее компенсируют, если исследования подтвердят производственный дефект.

«В период гарантийного срока провести экспертизу или оценку качества обязан продавец. Он может отдать это право потребителю по письменному уведомлению. В таком случае документы об экспертизе предъявляет покупатель. Деньги за нее возвращаются незамедлительно вместе с суммой за обувь. Если экспертиза не в пользу покупателя, затраты не компенсируются», – разделила две ситуации юрист.

В определенной ситуации альтернативой этому исследованию станет оценка качества. Она может пройти у поставщика либо под наблюдением специальной комиссии, собранной продавцом.

«Законодатель прописал, что за оценку качества потребитель ничего не платит. Если же продавец заявляет, что будет делать экспертизу, то должен пригласить на нее потребителя. Время и место исследования согласуются», – указала Ирина.

Еще одно отличие гарантии от законных двух лет на возврат – в исчислении их сроков. Для сезонной обуви гарантийные сроки носки определяются по датам. Для зимней – с 15 ноября, весенней и осенней – с 1 марта и 15 сентября соответственно, летней – с 1 мая.

«Течение гарантийного срока прерывается с наступлением другого сезона. Если в товаре в ходе его использования обнаружены недостатки до наступления нужного сезона, гарантийный срок исчисляется с заявленного потребителем дня использования такого товара», – прокомментировала юрист.

При этом законные два года отсчитываются с момента покупки и не прерываются на сезоны.

Делать экспертизу самостоятельно выгоднее?

В Минском обществе потребителей сталкиваются с ситуациями, когда белорусы недовольны результатами экспертизы со стороны продавца. И, несмотря на стоимость исследования, предпочитают провести манипуляции повторно, но уже самостоятельно обратившись в независимую лабораторию.

«В данном случае, имея заключения экспертизы со стороны продавца и потребителя, разногласие разрешается в судебном порядке», – объяснила Ирина Астафьева.

Часто ее сокращают до необходимого исследовательского минимума. Таким образом определяется характер проблемы, а чек за услуги не раздувается.

Около трети обращений отфильтровывают на этапе первого осмотра. Белорусов предупреждают: причина не в производственном браке, а значит, показаний к дальнейшим манипуляциям нет.

«Эта практика не нова. Потребительские организации стран ШОС, если делают досудебную экспертизу, то делят ее на части – исследовательскую и описательную. Причины дефекта называют уже после первой», – отметила Ирина Астафьева.

Стоимость экспертизы может быть разной. В Минском обществе потребителей цену формируют, исходя из стоимости часа труда специалиста и финансовых возможностей белоруса. Примерная стоимость 60 минут работы эксперта оценивается в более Br150.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.