Сделано в СССР: какие советские товары пользовались спросом за границей?
Шапка-ушанка, балалайка и медведи. Кажется, восприятие Советского Союза иностранцами не выходило за рамки этих стереотипов. Однако знающие толк в качественных вещах и продуктах понимали, что к чему. Вспоминаем гордость советской промышленности (не без белорусского участия).
Известно, что в СССР качество товаров народного потребления заметно уступало уровню западных стран. Основной научный и промышленный потенциал был сосредоточен на военной сфере, освоении космоса и стратегически важных проектах. Из-за этого парадокса страна, запускавшая ракеты в космос, десятилетиями испытывала трудности с налаженным производством таких простых вещей, как туалетная бумага.
При этом, несмотря на напряжённость «холодной войны», экспорт определённых товаров на Запад играл значительную роль в экономике СССР и приносил немалые доходы в государственный бюджет.
Товары, предназначенные для экспорта, обозначались знаком Made in USSR. Зачастую они отличались лучшим качеством по сравнению с теми, которые делали для внутреннего потребителя. Поэтому даже советские люди нередко искали произведенные на родине товары, побывавшие за границей.
Массивный автопром
Несмотря на всю иронию по поводу производства автомобилей в СССР, некоторая часть автопрома пользовалась авторитетом за границей. В первую очередь, конечно, грузовики.
ГАЗ-53 и полноприводные ГАЗ-66, в частности, отправляли в Австрию, ФРГ, Финляндию и Швецию. А так называемых вездеходов ГАЗ-69М и ГАЗ-69АМ до снятия с производства в 1972 году за границу ушло 56 тыс. единиц. Особой популярностью они пользовались в Италии.
Фото: Владимир Войтенко / ТАСС
Еще активнее за рубеж уходили седельные тягачи и самосвалы ЗИЛа. Их часто заказывали Греция, Франция и Швейцария.
Вызвали определенный ажиотаж и только сошедшие с конвейера КамАЗы. Среди заказчиков были Великобритания, Франция и Финляндия.
Страницы истории: как выглядели ноутбук, микроволновка и планшет в СССР?
Свою лепту в экспортный потенциал СССР вносила и Беларусь. Среди МАЗов популярностью пользовалась линейка «пятисотых»: самосвалы, седельные тягачи и лесовозы.
И, конечно, нельзя не упомянуть БелАЗы. Они были востребованными в самом Союзе в контексте горнодобывающей промышленности. Значительная часть многотонников отправлялась в страны Совета экономической взаимопомощи, которые находились под политическим крылом СССР.
Тем не менее в официальных документах значатся машины-гиганты, отправленные в Великобританию. Немалый объем продукции уходил в Азию и Африку, где в то время бурно разрабатывались месторождения всевозможных природных богатств.
Вопреки стереотипу, интерес у западного потребителя вызывали и легковые авто.
Советский «автомобиль для села» и бездорожья – «Нива» – начал серийно производиться в 1977 году и, по сути, стал первым в мире внедорожником малого класса.
Полноприводные авто экспортировались более чем в 100 стран, даже в такие далекие, как Исландия, Чили, Япония и Австралия. До 80% собранных машин шло на экспорт, поэтому оставшиеся становились в СССР огромным дефицитом.
Фото: Виктор Будан / ТАСС
Есть и модель не столь габаритного «москвича», полюбившаяся на Западе. Так, «408-й» собирался в 1964–1975 годах. В Скандинавии он продавался как Moskvich Carat, во Франции – как Moskvitch Elite 1360, а для Англии даже делали специальную праворульную версию.
Чтобы удовлетворить спрос, завод был построен в социалистической Болгарии. Правда, под брендом «Рила» (по названию гор). Также «москвичи» собирали из советских комплектующих в Бельгии и Швеции.
Фотоаппараты и радиоприемники
Производить и экспортировать фотоаппараты в СССР начали еще в 1947 году. Марки были разные («Салют», «Киев», «Ломо»), но наибольшую популярность обрел «Зенит» – за счет пентапризмы, позволявшей фотографировать на уровне глаз, а не от пояса, как в случае с более ранними моделями. Улучшенный видоискатель делал изображение прямым, а не перевернутым слева направо.
Британский журнал для любителей фотографии What camera? даже удостоил «Зенит» звания лучшего фотоаппарата 1979 года.
Спрос был настолько большим, что пришлось расширять производство. К заводу в подмосковном Красногорске подключилось БелОМО (Белорусское оптико-механическое объединение), что в минском парке Челюскинцев.
Фото: Татьяна Босова / ТАСС
«Зенит» стал самым массовым зеркальным фотоаппаратом в мире: общий объем выпуска только самой востребованной серии Е, по разным оценкам, составил от 8 до 12 млн.
С ростом числа экспортируемых моделей снизилось качество сборки. Зарубежные производители развивались быстрее. Фокус фотографов ожидаемо сместился в сторону более современных аппаратов.
Известна за рубежом была и техника Рижского радиозавода. В послевоенное время предприятие стало успешным производителем аудиотехники.
В 1950-е под логотипом RRR (Rīgas Radio Rūpnīca) появились радиоприемники Riga. А к 60-м завод уже выпускал образцы, монтируемые в автомобили.
Наиболее удачным считается период начала 80-х. Темпы производства били рекорды внутри большой страны, и аппаратура была необычайно востребована в Германии, Франции и Великобритании. Наряду с надежностью, покупатели ценили простоту рижских радиоприемников.
Часы, проверенные в космосе
С конца 1950-х СССР превратился в одного из крупнейших в мире экспортеров часов и механизмов. Правда, за границей «Ракеты», «Чайки» и «Востоки» продавались под другими названиями: Sekonda, Cornavin, Kardinal. Советские часы не выделялись дизайном. Но они были надежными и относительно недорогими.
В 1946 году Первый Московский часовой завод выпустил первые часы «Победа». Спустя 15 лет один из образцов побывал в космосе (на лапе собаки Чернушки при тестовом космическом полете – за месяц до Юрия Гагарина). Это доказало надежность механизма и увеличило популярность как на родине, так и за рубежом.
Петродворцовый часовой завод, который выкупил бренд, экспортировал товар в 38 стран.
Фото: Александр Мамаев / URA.RU / ТАСС
По достоинству на Западе оценили наградные часы «Командирские», которые начали делать на Чистопольском часовом заводе в 1965 году. Они были водостойкими и антиударными. Сначала такие модели выпускали в ограниченном количестве по заказу Министерства обороны, потом они стали появляться в свободной продаже.
Текстиль как у бабушки
Еще на Западе очень ценились изделия из шерсти, советские ситцы и хлопчатобумажные ткани, рисунок на которых принято называть «бабушкиным». Мелкие цветочки, горошек и все эти характерные узоры, от которых «устали» советские хозяйки и растущее поколение, были нарасхват в Лондоне и Париже.
Местные женщины, наоборот, были в восторге от ярких рисунков и ценили натуральность материала.
Фото: ТАСС
Основные получатели хлопковой продукции – Италия, ФРГ, Нидерланды и скандинавские государства.
Также подобные изделия были на руку дипломатам, которые не думали, что подарить при каком-нибудь визите или приеме.
Натуральный шоколад
Советский шоколад легко составлял конкуренцию швейцарскому. Благодаря строгому соблюдению ГОСТа он делался из нужных пропорций какао и какао-масла. Никто не сомневался в его натуральности.
Победное шествие началось еще с шоколада «Гвардейский», который был в сухом пайке советских солдат.
Американцы удивлялись особой «зернистости» и больши́м размерам плиток: за границей чистый шоколад продавался в маленькой расфасовке и стоил значительно дороже.
Фото: Виктор Великжанин / ТАСС
У иностранных женщин особым спросом пользовались наборы шоколадных конфет.
Источник: Tochka.by