О леденящих кровь ритуалах инков, майя и ацтеков мы знаем немало. Но языческие боги наших предков тоже требовали жертв. В том числе и человеческих. В новой статье цикла «Боги и духи древней Беларуси» Smartpress.by расспрашивает эксперта, кандидата исторических наук, доцента Игоря Углика о практике жертвоприношений на землях нынешней Беларуси.
Чем больше жертв, тем выше шанс, что бог услышит
Жертвоприношение было базой взаимоотношений людей и языческих богов. Если в христианстве основой являются слова обращения к богу, молитвы, то в дохристианские времена эти слова обязательно должны были подкрепляться материальной жертвой.
– Язычники считали, что чем щедрее жертва, тем больше шансов на то, что божество их услышит. Языческий мир был устроен по принципу “Ты мне – я тебе” (за исключением личных пристрастий богов к героям), и податель более значительной жертвы, соответственно, рассчитывал на большее внимание богов.
Например, греки устраивали гекатомбы – убивали по 100 жертвенных быков. Ну а самой «сильной» жертвой считалась человеческая жизнь. Вопрос о том, насколько сильно были распространены ритуальные убийства в древности в нашем крае, еще дискутируется, но очевидно, что в Европе человеческие жертвы практиковались даже в самых цивилизованных странах. Например, в древней Греции – информация об этом есть у Гомера, – рассказывает Игорь Углик.
Чем больше жертв, тем выше шанс, что бог услышит
Жертвоприношение было базой взаимоотношений людей и языческих богов. Если в христианстве основой являются слова обращения к богу, молитвы, то в дохристианские времена эти слова обязательно должны были подкрепляться материальной жертвой.
– Язычники считали, что чем щедрее жертва, тем больше шансов на то, что божество их услышит. Языческий мир был устроен по принципу “Ты мне – я тебе” (за исключением личных пристрастий богов к героям), и податель более значительной жертвы, соответственно, рассчитывал на большее внимание богов.
Например, греки устраивали гекатомбы – убивали по 100 жертвенных быков. Ну а самой «сильной» жертвой считалась человеческая жизнь. Вопрос о том, насколько сильно были распространены ритуальные убийства в древности в нашем крае, еще дискутируется, но очевидно, что в Европе человеческие жертвы практиковались даже в самых цивилизованных странах. Например, в древней Греции – информация об этом есть у Гомера, – рассказывает Игорь Углик.
Чаще всего в жертву приносились преступники и военнопленные. Поэтому в древние времена войны велись не только для захвата новых территорий, но и ради захвата пленников, которых можно было убить в честь божества. Древние этруски ввели обычай ритуальных поединков на похоронах, из которых затем возникли римские гладиаторские бои. Кельтские жрецы – друиды, среди которых было немало женщин, топили людей в болоте, делали огромные полые человекообразные фигуры из дерева, набивали их людьми и сжигали – в честь солнечных богов. Кстати, на территории Беларуси есть традиция сжигать чучело – символ зла и зимы. Игорь Углик не исключает, что это реликт тех самых традиций сжигания человека в качестве жертвы.
Многие традиционные обряды сегодня – замещение жестоких древних ритуалов
То, что древние славяне, в том числе и наши предки, жившие на территории современной Беларуси, приносили человеческие жертвы, не подлежит сомнению.
– Незадолго до принятия христианства в 988 году князь Владимир, тогда еще язычник, принес в жертву богам двух варягов-христиан. На полях был недород и, чтобы умилостивить высшие силы и увеличить плодовитость земли, по приказу князя люди были сожжены. Это исторический факт, зафиксированный в летописях. Если такое происходило в Киеве, центральном городе восточнославянского государства, можно представить, что творилось на окраинах княжеств. Прекратилось это только с распространением христианства. Древние летописцы так и писали: тут уже перестали убивать в честь богов, – говорит Игорь Углик.
Со временем многие жестокие ритуалы были заменены менее кровавыми. Например, для того, чтобы умилостивить духов воды, в водоемы стали бросать монетки. А в древности бросали девушек. Похожая история и с поклонением деревьям. Сейчас на ветви вешают рушники. До этого привязывали кусочки каравая. А когда-то нормой было то, что там висели принесенные в жертву преступники и военнопленные.
– Традиций, которые являются замещением человеческих жертвоприношений, очень много. Например, красное яйцо на Пасху. С одной стороны, яйцо – это символ жизни. а красный цвет традиционно связан с кровью. Это символ жертвоприношения божеству весны. Еще один пример – пирог, который ставили или зарывали в землю на Дожинки. Это тоже своеобразное жертвоприношение земле. Вернее, обратная жертва: наши предки верили, что жатва – это убийство детей земли, которое требует ответной жертвы. На белорусских дожинках серп, которым срезали последние колосья, жница отбрасывала в сторону как что-то негативное, орудие убийства. Еще в XIX веке в Европе после жатвы приносили в жертву животных – коз, овец, кошек, – отмечает эксперт.
По его словам, некоторые белорусские боги были кровожадными. Например, один из самых популярных языческих богов, Ярила, часто изображался на коне, в белой одежде и с черепом в руках.
– Если проводить аналогии, то Ярила типологически близок греческому Аполлону, – волчьему, как и Ярила, богу, которому приносили когда-то человеческие жертвы. Череп в руке Ярилы недвусмысленно на это намекает, – говорит Игорь Углик.
Как и во многих других древних культурах, водным источникам приносились в жертву девушки (желательно красивые), отголоски этого древнего обычая имеются в восточнославянской традиции. Языческие ритуалы, в том числе жертвоприношения, совершались на лесных капищах. И эти капища сохранялись очень долго – в XVII веке французский путешественник писал, что в Литве имеется в лесах много мест поклонения древним богам. Что там происходило, нам неизвестно. Также, подчеркивает собеседник, предания сообщают о принесении в жертву водяному на водяной мельнице девочек-сирот.
Кого замуровывали в стены замков?
Существует немало легенд о людях, чаще всего женщинах, замурованных в стенах замков. Например, такой миф есть о Гольшанском замке – якобы в его стену замуровали жену одного из строителей.
– Думаю, что это все же миф. В XVI веке в стены людей не замуровывали. Это могли быть женские фигурки, над которыми произведены определенные магические ритуалы. Могли замуровать в стену кошку или другое животное. Еще совсем недавно, в XIX веке, было принято при начале строительства убивать петуха и бросать его голову под угол будущей постройки, – говорит эксперт.
Но это уже в не столь древние времена. И речь идет, скорее всего, именно о замещении жертвы. А вот если заглянуть в историю глубже… Если в XIX веке убивали петуха, то, не исключено, что в IX веке строящиеся крепости и замки поливали кровью преступников. А в летописях Западной Европы и, прежде всего, Германии, немало свидетельств того, что жертвами при постройке замков становились дети. При этом в некоторых случаях их продавали «на жертву» родители.
Небольшие жертвоприношения были обыденностью
Человеческая жизнь была самой дорогой жертвой богам. Но существовало еще немало и более «мирных» жертвоприношений.
– Жертвы приносились водным источникам, деревьям, а также и камням, которые символизировали огромное количество персонажей. Есть и Перуновы камни, и Велесов камень. В одной из экспедиций мы увидели на камне, посвященном Яриле, конфеты и печенье – то есть какие-то “жертвы” приносятся и сейчас, – рассказывает эксперт.