Кому в Беларуси придется платить за капремонт? Изменения в законодательстве по управлению жильем

В странеОбщество
Поделись с друзьями

В сентябре в Беларуси приняли в первом чтении проект Закона «Об изменении законов по вопросам управления жилищным фондом и его эксплуатации». Законопроект еще до его принятия вызвал широкую дискуссию. Только официально на правовой портал в ходе общественного обсуждения было направлено 562 предложения и замечания. Не умолкали споры и на пресс-конференции с участием заместителя министра жилищно-коммунального хозяйства Андрея Ромашко и экспертов.

Кому в Беларуси придется платить за капремонт?

Капремонт – деньги на счет

Для проведения капитального ремонта проект предусматривает, что в независимости от способа управления домовладением с момента вступления закона в силу граждане будут отчислять средства на капитальный ремонт на счета местных исполнительных и распорядительных органов.

– Это вызвано необходимостью единообразия проведения капитального ремонта. Каждый собственник жилого помещения обязан делать такие отчисления. Есть случаи, когда в ТС эти средства идут на отдельные счета и в дальнейшем используются не по назначению. Местные органы власти не в силах обеспечить контроль за каждым ТС, за каждым движением рубля по счетам.

По словам замминистра, эта мера направлена на защиту интересов граждан. Ведь из бюджета на капремонт направляется более 50% необходимых средств.

Сегодня законодательство позволяет ТС аккумулировать средства, отчисляемые гражданами на капремонт на депозитных счетах в банках.

– Этим правом пользуются некоторые ТС. Большая часть уже отчисляет на счета местных исполнительных органов. С момента вступления нормы в предложенной редакции все средства будут отчисляться в бюджеты. Те средства, которые были ранее собраны, останутся на счетах ТС. Они могут направляться на капитальный ремонт отдельных конструктивных элементов. Например, на ремонт кровли. При постановке дома в целом на капитальный ремонт средства с депозита будут перечислены в местный бюджет.

Один председатель – один дом

Одной из самых спорных норм законодательства стал выбор одного председателя товарищества собственников (ТС) только для управления одним домом. На практике многие председатели работают сразу на несколько домов. По словам Андрея Ромашко, данная норма была предложена местными исполнительными органами поскольку в министерство поступало много жалоб на председателей, на их бездействие, нецелевое использование собираемых платежей и другие нарушения финансово-хозяйственной деятельности. Кроме этого в реестре юрлиц зарегистрировано 10,5 тыс. ТС, и около половины из них созданы лишь на бумаге, всеми вопросами эксплуатации зданий занимаются уполномоченные лица, назначенные местными органами власти.

– Законопроект предполагает и дополнительную меру, возможность местные органы власти аннулировать аттестат председателя ТС, что в дальнейшем не позволит ему выполнять свои обязанности. Время диктует необходимость подчистить реестр и проектом предусмотрена упрощенная схема ликвидации ТС.

По мнению разработчиков законопроекта, быть председателем правления можно быть только для одного многоквартирного дома.

– Да, в проекте закона появилась данная норма. Мнения разные по данному поводу, но мы настаиваем на такой норме в данной редакции. Она не нарушает действующее законодательство, действующий трудовой кодекс и дает возможность председателю правления товариществ собственников по совместительству заниматься другой деятельностью.

По его мнению, общее имущество совместного домовладения возникает и может быть только в одном конкретном доме.

– Никакого товарищества собственников двух разных домов быть не может. Руководитель не может занимать должность председателя правления разных юрлиц. Есть примеры, когда председатель совмещает деятельность даже в разных районах населенного пункта. Являясь руководителем разных организаций, он не может исполнять свои обязанности в полной мере в силу даже физических возможностей. Это касается и приема граждан, что должен делать каждый руководитель. Поэтому и было предложено данное ограничение.

При этом он подчеркнул, что нормы новой редакции будут действовать для вновь создаваемых товариществ собственников.

По мнению замминистра, в перспективе возможна профессионализация управления ТС.

– Наша концептуальная позиция в укрупнении и профессионализации управления частным жилым фондом, который составляет 95% от всего фонда. Новый законопроект создаст условия для появления управляющих компаний. Эти условия в единстве платежей, единстве тарифов, единообразии оплаты ЖКУ через единый расчетный центр, который распределяет их тому, кто их заработал. Создавая эти условия, мы в дальнейшем придем к появлению на рынке таких организаций. Хотя в порядке эксперимента они уже появляются.

Союз товариществ – против

Как считает председатель правления Союза товариществ собственников и жилищных потребительских кооперативов Ирина Чернявская, в данной редакции законопроект принимать не следует.

– Есть небольшие ТС, которые объединяют до 40 квартир и они могут остаться без председателей правления, так как не смогут обеспечить ему даже минимальную зарплату. Главное – собственники не смогут реализовать свое право на выбор управления. ТС будут вынуждены ликвидироваться или перейти в ЖКХ, что увеличит нагрузку на них.

По словам спикера, союзом был проведен опрос и большинство опрошенных не согласны с формулой «один дом – один председатель».

– На практике есть примеры, когда председатели прекрасно управляют тремя и более домами. Государство не думает о том, что многие специалисты останутся без работы и средств к существованию. Ограничения приведут к некомфортной жизни граждан.

Союз предлагает пересмотреть проект закона и исключить из него ограничение один дом – один председатель, также право местным органам аннулировать аттестат председателя.

Объединение предлагает также:

  • установить пороги в 1500 лицевых счетов на одного председателя правления, или объем работы – до двух ставок;
  • усилить ответственность уполномоченного лица в исполнении законодательства, не разделять ТС, в котором на балансе несколько домов;
  • средства ТС не забирать на баланс города или республики, исключить представление отчетности до 1 февраля;
  • исключить ограничение на создание ТС на этапе строительства и дать возможность застройщику самостоятельно инициировать общее собрание и дать право выбора способа управления;
  • отменить невозможность создания ТС повторно.

Источник: Myfin.by

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.