Рассказываем, кто такой нейропсихолог и зачем он нужен ребенку
Ребенок плохо говорит или с трудом запоминает буквы? Часто теряет вещи, легко отвлекается и не доводит дело до конца? Кажется, вы уже все перепробовали, но занятия с логопедом не приносят желаемого результата, а педагоги разводят руками. Тогда вам может помочь нейропсихолог.
С какими трудностями можно справиться с помощью нейропсихологии, Blog.talon.by расскажет клинический психолог, детский нейропсихолог Коваленко Алена.
В чем особенность нейропсихологии?
Детская психология и нейропсихология в принципе изучают одно и то же — психическое развитие ребенка, его познавательные процессы и социальные навыки. Однако нейропсихология использует более узкий подход, основанный на взаимосвязи работы мозга и высших психических функций. К ним относят внимание, мышление, речь, письмо, счет, воображение, восприятие, эмоции, пространственную ориентацию, произвольные движения.
Высшие психические функции — это сложные системы, состоящие из множества компонентов. Каждый из этих компонентов связан с работой определенных отделов головного мозга и вносит свой особый вклад в работу всей системы. Если какой-то компонент недостаточно развит, у ребенка могут возникать трудности с письмом, счетом, памятью.
Задача нейропсихолога — найти слабые звенья и проработать их с помощью разных методов и приемов: от игр с мячом до решения головоломок.
Например, у ребенка плохой почерк. Как обычно решается эта проблема в педагогике? Ребенок многократно работает с прописями: повторяет крючки, палочки, кружочки, чтобы довести навык письма до автоматизма. Но если это не дает результатов, можно обратиться к нейропсихологу. Он проведет диагностику и выяснит, из-за чего у ребенка не получается писать ровно и красиво.
Может быть, ему трудно регулировать напряжение или расслабление руки, переключаться с одного элемента на другой, удерживать строку или концентрировать внимание на букве. Важно определить слабое звено и проработать его на уровне мозговых функций. Тогда почерк станет намного лучше.
С какими проблемами можно обращаться к нейропсихологу?
Речевые задержки в младшем возрасте
Сначала нужно обратиться к логопеду. И только если занятия с ним не дадут результатов, есть смысл проконсультироваться с нейропсихологом. Он поможет понять, почему звуки не автоматизируются: какой мозговой механизм недостаточно сформирован, из-за чего ребенку сложно овладеть речью.
Моторная неловкость
Ее называют синдромом неуклюжего ребенка, или диспраксия. Ребенок регулярно задевает окружающие предметы, врезается в людей, неаккуратно ест, тяжело справляется с застежками и пуговицами.
Трудности с концентрацией внимания
- ребенок постоянно отвлекается на сторонние раздражители;
- не доводит начатое до конца;
- часто «перепрыгивает» с одного дела на другое или, наоборот, не может переключиться на что-то новое.
Такие дети обычно быстро истощаются и устают, нередко могут быть перевозбуждены или рассеяны.
Проблемы с памятью
- ребенок не помнит, что сегодня изучали в школе;
- забывает имена одноклассников;
- не может выучить таблицу умножения;
- не помнит, что нужно было купить в магазине или принести из соседней комнаты.
Трудности с письмом, чтением и счетом у школьников
- ребенок с трудом считает в пределах 20, 50, 100 (в зависимости от возраста);
- испытывает сложности с простыми арифметическими действиями при переходе через десяток;
- пишет зеркально цифры и буквы («Ǝ» = Е, «6» = 9);
- пропускает, переставляет местами или заменяет буквы в словах («болшая», «бятел»);
- склеивает слова или разделяет их («этонаш», «д ва»);
- не дописывает окончания («на ветка»);
- не умеет держать строку при письме и чтении;
- испытывает сложности с нахождением начала строки.
Сюда также относят трудности с самостоятельным выполнением учебных и домашних заданий.
Нередко о таких детях думают, что они ленивые или недостаточно умные. Однако это не так. Из-за особенностей психики им нелегко дается освоение школьных навыков. Такой процесс требует от них больших энергозатрат.
Проблемы с ориентацией в пространстве
- ребенок путает лево и право, верх и низ;
- с трудом запоминает маршрут;
- не ориентируется во времени, днях недели, сезонах года по календарю;
- с трудом использует пространственные предлоги «над», «под», «у», «к», «в», «на», «между».
Сюда также относят трудности с правильным расположением рисунка на листе и нахождением начала строки. При проблемах с ориентацией в пространстве ребенку также часто свойственна зеркальность при написании букв и цифр.
Поведенческие проблемы
- ребенок взрывной и импульсивный;
- ему сложно подчиняться общепринятым в школе правилам и в принципе контролировать свои действия.
Если такое поведение связано с нарушением мозговых механизмов, то поможет нейропсихолог. Но чаще всего проблема имеет иные причины, поэтому изначально стоит проконсультироваться у поведенческого психолога.
С какого возраста можно обращаться к нейропсихологу?
Нейрокоррекция наиболее эффективна в возрасте от 5 до 11 лет. Хотя обращаться к специалисту можно в любом возрасте. Чаще всего родители приходят к нейропсихологу с ребенком во 2 классе, когда замечают у него проблемы с усвоением знаний, концентрацией внимания, письмом, чтением, счетом.
Если трудности единичные, то родители вполне могут справиться с ними самостоятельно. Если проблем много или они возникают постоянно, несмотря на усилия родителей и педагогов, можно обратиться к нейропсихологу.
Можно действовать на опережение и показать ребенка специалисту перед школой. Нейропсихолог определит, какие трудности возможны в будущем у ребенка и как уже сейчас можно ему помочь. Делать это лучше за 1-1,5 года до первого класса, чтобы хватило времени на коррекцию, если она будет необходима.
В помощи нейропсихолога также нуждаются дети с особенностями в развитии: речевыми задержками, расстройствами аутистического спектра, СДВГ, генетическими аномалиями. Но работа с такими детьми должна проводиться в команде с другими специалистами.
Как проходит нейродиагностика у детей?
Нейропсихологическое обследование занимает от 45 до 80 минут. Специалист знакомится с ребенком и предлагает ему выполнить 15-20 нейропсихологических заданий разного рода (за столом и в более свободной форме). Они позволяют оценить не только психические особенности ребенка, но и работу различных отделов его мозга и нервной системы.
После этого нейропсихолог беседует с родителями о текущих трудностях и истории развития ребенка. Опираясь на результаты диагностики, специалист рассказывает о сильных и слабых сторонах ребенка и объясняет, какой вклад в его развитие вносят определенные мозговые механизмы.
В конце консультации нейропсихолог дает рекомендации, как с помощью заданий и дополнительных занятий развить слабые мозговые механизмы и улучшить психические процессы.
Также специалист посоветует, как с учетом выявленных слабостей перестроить режим ребенка, если это необходимо. Если проблема частично выходит за рамки компетенции нейропсихолога, он может порекомендовать обратиться к другим специалистам: логопеду, психологу, неврологу или иным врачам.
Что собой представляет нейрокоррекция?
По результатам диагностики, нейропсихолог подбирает комплекс специальных упражнений и заданий, которые помогут проработать недостаточно развитые мозговые механизмы. На их основе он выстраивает занятия с ребенком. Длятся они 45-90 минут и проводятся обычно 1-2 раза в неделю.
На занятиях ребенок выполняет бланковые задания, решает головоломки, играет в настольные игры, делает дыхательные и двигательные упражнения, в том числе, с мячом, мешочками, балансирами, кинезиологическими мячиками, гимнастической палкой.
Чтобы ребенку было интересно, занятия проводятся в игровой форме и строятся на его увлечениях, например, с использованием любимых героев. В процессе нейропсихолог анализирует, что у ребенка получилось, а что нет, убирает или добавляет упражнения, если что-то нужно проработать. В итоге для каждого занятия подбирается свой комплекс упражнений.
В период нейрокоррекции важными союзниками специалиста являются родители, поскольку именно в семье ребенок находится большую часть времени. Следует наладить режим, позаботиться о полноценном сне, правильном питании, грамотном расписании с чередованием нагрузок и отдыха. Только в таком случае коррекция будет проходить проще и эффективнее.
Когда ждать результатов?
Все индивидуально. Одним детям требуется месяц, другим — полгода и больше. Все зависит от уровня развития психических функций и возраста ребенка. Первые результаты нейрокоррекции чаще всего видны уже через 3 месяца.