Национальный аэропорт наконец опубликовал зимнее расписание полетов. Blizko.by изучил таблицы и нашел несколько интересных моментов. Сейчас расскажем, куда можно будет улететь этой зимой (и немножечко весной).
Почему зимнее? Еще же только октябрь!
Это обычное дело для авиакомпаний и аэропортов мира: делить год на летний и зимний период. Зимнее расписание вступает в силу в последнее воскресенье октября и действует до последней субботы марта включительно. То есть, по этому новому расписанию аэропорт Минск будет жить до 30 марта, а днем позже вступит в действие летнее расписание.
Естественно, расписание не является твердым и незыблемым: в него будут вноситься изменения. Например, летнее расписание 2023 года менялось минимум 21 раз, летнее расписание 2022 года — 23 раза. Это тоже нормальное явление: появляются новые авиакомпании и новые рейсы, другие уходят, третьи добавляют или убирают частоты полетов.
Что новенького?
Нужно понимать, что зимнее расписание, как правило, не является каким-то кардинально новым по отношению к летнему. Да, одни рейсы могут появляться, другие могут пропадать, но это происходит не обязательно именно с вводом в действие нового расписания. Все это может происходить в любое время действия расписания.
Совершенно точно можно сказать, что зимой чаще летают на южные курорты — и этому мы найдем подтверждение в новом расписании.
Что добавилось?
В новом расписании есть и несколько новых рейсов.
Пожалуй, самая интересная новинка — это первый рейс «Белавиа» из Гомеля в Москву, который состоялся как раз в первый день действия зимнего расписания — 29 октября 2023-го. Blizko.by уже подробно рассказывал, что это за рейс, чем закончились предыдущие попытки наладить регулярные полеты из второго по величине города страны и есть ли шансы у направления закрепиться сейчас.
Гендиректор авиакомпании «Белавиа» Игорь Чергинец рассказал, что загрузка на первом рейсе превысила 70% (это после того, как самолет Embraer-175 заменили на более просторный Embraer-195), а на некоторых последующих рейсах она уже достигает 90%.
Отметим, что в последний раз полеты из Гомеля в Москву продержались в расписании меньше месяца: с 10 ноября по 5 декабря 2021 компания Nordwind совместно с Ikar выполнила всего 10 рейсов и перевезла около 1.000 человек. На линию компания выставила самолет Boeing 737-800NG вместимостью 186 кресел, — меньших в парке перевозчика просто не было. Получается, что средняя загрузка составила лишь 54% — с такими показателями рейс обречен быть убыточным. Тем интереснее будет посмотреть, «раскатают» ли пассажиры направление сейчас.
Кстати, интересно, что в собственном зимнем расписании «Белавиа» этого рейса Гомель – Москва нет. Но рейс на самом деле действующий, билеты можно купить, вылеты по вторникам, пятницам и воскресеньям. А еще «Белавиа» будет летать из Гомеля в Шарм-эль-Шейх, но это будут чартерные рейсы: с 21 января 2024-го раз в 10 дней.
Второй интересный рейс — из Минска в Самару. Отдельными новостями про него не упоминали, но в зимнем расписании значатся полеты авиакомпании Red Wings. В таблице отмечено, что рейсы стартуют с 4 ноября по субботам, но на сайте компании билеты продаются лишь с 18 ноября по цене от 6.791 российского рубля (73 доллара). Рейсы заявлены до 30 марта, но пока что купить билет позже чем на 30 декабря нельзя, — это тоже показатель того, что сезонное расписание может еще не раз измениться.
До сих пор рейсы из Минска в Самару выполняла «Белавиа», но это было более двух лет назад: полеты проходили с мая по октябрь 2021 года.
Что пропало?
Одни рейсы открываются, другие закрываются. В зимнем расписании по сравнению с летним больше нет рейсов в Мурманск. Blizko.by рассказывал: последний рейс выполнили еще 10 октября, и теперь в аэропорту Мурманска не осталось вообще ни одного зарубежного авиарейса. «Белавиа» запустила полеты в Мурманск после многолетнего перерыва с 23 мая 2023 года — таким образом, рейсы продержались чуть меньше пяти месяцев. До этого полеты в северный город выполнялись в 1993–1997 годах. Теперь из Минска в Мурманск без пересадок можно попасть только на поезде. Состав №066 Минск – Мурманск ходит по средам, билеты стоят от 287 рублей в плацкарте и от 407 рублей в купе.
Нынешним летом после многолетнего перерыва запустили авиарейсы в Псков (жители самого Пскова говорят «во Псков»). В последний раз туда летали еще в 1992–м. Компания PegasFly совместно Nordwind «распечатала» рейс в июле 2023–го, но уже в конце сентября полеты прекратились. В зимнем расписании никакого Пскова нет.
Надо также отметить, что не будет и рейса «Белавиа» в Абу-Даби. Собственно, его и так не было, но авиакомпания анонсировала возобновление полетов с 3 октября этого года и начала продажу билетов. Но в этот самый день никакого первого рейса не состоялось, и компания заявила об отмене программы полетов. Впрочем, недостатка рейсов в ОАЭ из Минска нет: «Белавиа» летает в два других города — Дубай и Шарджу, причем чаще, чем летом.
Куда полетим чаще?
Чаще, чем раньше, будем летать в южном направлении.
Но не везде. В Батуми, например, так и останутся рейсы 4 дня в неделю, а в Тбилиси — раз в день. В Дели, как и в октябре, самолеты полетят дважды в неделю.
А вот Стамбула, наоборот, станет меньше. В сентябре-октябре было 10-12 рейсов в неделю, а сейчас и вплоть до середины зимы будет 9 рейсов в неделю.
Но вот взглянем на Дубай. У «Белавиа» в сентябре было 2 рейса в неделю, в октябре — 3 рейса. Теперь будет 4 рейса в неделю. Плюс туда же, в Дубай, летает FlyDubai: было 7 полетов в неделю, станет 10 рейсов в неделю. И еще Шарджа: в сентябре «Белавиа» летала дважды в неделю, в октябре — один раз. А теперь, в зимнем расписании, заявлены 3 рейса в неделю. Итого суммируем: в октябре в ОАЭ совокупно летали 11 раз в неделю — а теперь будет 17 рейсов в неделю.
Сколько всего авиакомпаний будут летать в Минск и в какие города смогут улететь белорусы?
Пока что заявлены 10 авиакомпаний, которые в сумме будут выполнять рейсы по 33 направлениям (это 26 городов).
- Air China: Пекин
- «Аэрофлот»: Москва (Шереметьево)
- AZAL: Баку
- «Белавиа»: Астана (помните: бывший Нур-Султан), Баку, Батуми, Дели, Дубай, Екатеринбург, Ереван, Казань, Калининград, Кутаиси, Москва (Внуково, Домодедово, Шереметьево), Санкт-Петербург, Сочи, Стамбул, Ташкент, Тбилиси, Туркменбаши, Шарджа.
- FlyDubai: Дубай
- Nordwind: Нижний Новгород, Пермь
- «Победа»: Москва (Внуково), Санкт-Петербург
- Red Wings: Самара, Уфа
- «Северсталь»: Калуга, Череповец,
- Uzbekistan Airways: Ташкент
А еще куда-нибудь улететь есть шансы?
Авиачиновники постоянно рассказывают, какие усилия прилагают, чтобы в нашей стране было больше разных авиарейсов. Вот, например, свежее интервью директора Департамента по авиации Минтранса Игоря Голуба:
— На сегодняшний день ведется работа по привлечению партнеров из государств – участников евразийской интеграции и СНГ для возобновления и открытия новых рейсов. Речь идет прежде всего об открытии новых направлений из российских регионов. […] Помимо этого, учитывая интерес со стороны белорусских граждан к экзотическим направлениям, авиационная маркетинговая политика сегодня направлена на развитие маршрутной сети из дружественных стран Персидского залива, Центральной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Африки.
Пока только общие фразы и никакой конкретики. Конкретные направления называли примерно год назад и еще раньше — но, впрочем, все те слова пока еще слабо воплотились в реальность.
Февраль 2023:
— В активной фазе – переговоры с Египтом об открытии регулярных рейсов между Каиром и Минском. В ноябре 2022-го Департамент по авиации выдал аккредитацию иранской авиакомпании Mahan Air на выполнение полетов по маршруту Минск – Тегеран.
Сентябрь 2022:
— Ждем возвращения крупнейшей российской авиакомпании «Азимут», которая сможет доставлять белорусов в Краснодар, Ростов-на-Дону, Минеральные Воды. Интересные направления — Пермь, Казань, Астрахань. […] Хотим запустить самолеты из Минска в Венесуэлу с посадкой на Кубе, что заинтересует туристов. Проявила интерес к организации чартерных рейсов авиакомпания из Вьетнама, которая могла бы расширить для белорусских туристов возможности путешествий на популярные курорты.
Январь 2022:
— Сейчас в том числе обсуждаются условия таких рейсов в Минск с российскими перевозчиками: авиакомпанией «Азимут» — из Уфы, Пскова и других городов; авиакомпанией Смартавиа» — из Мурманска, Сочи, Самары, Санкт-Петербурга; «РусЛайн» — из Пскова, Воронежа и других городов; «Ред Вингс» — из Екатеринбурга; «Авиакомпания «Алроса» — из Москвы, Красноярска и т. д.
В прошлом и этом году белорусам пообещали возможный запуск рейсов в несколько российских городов: Владивосток, Грозный, Ижевск, Кемерово, Махачкала, Саранск, Челябинск, Элиста. Из дальнего зарубежья снова говорили про Кубу, а также Бангкок либо Пхукет в Таиланде и Шри-Ланку.
Пока что ничего этого в зимнем расписании нет.
На карту мы нанесли все города, куда заявлены полеты в зимнем расписании 2023/2024 (красным) и те города, про которые в последние два года говорили как про возможные направления авиарейсов из Минска (синим).