Просто добавь воды. Купили и продегустировали растворимый напиток Yupi из 90-х
«День рожденья не был на праздник похож» и «Просто добавь воды» — эти фразы точно помнят те, чье детство пришлось на 90-е. Растворимые напитки Yupi, Zuko и Invite ядреного цвета стали альтернативной дорогим заграничным газировкам. Удивительно, но эти напитки-порошки не только выжили в девяностых, но продолжают выпускаться до сих пор.
Редакция Blizko.by раздобыла несколько пакетиков и устроила стресс-тест желудков своих сотрудников.
Что это за напитки?
Растворимые напитки появились в Беларуси в 90-х и быстро завоевали популярность среди подростков. Напитки в стеклянных бутылках от отечественных производителей нравиться перестали, газировка от «Вейнянского родника» в пластиковых бутылках — это разве что на «сладкий стол» в школу, Coca Cola и Herschi Cola стоили дорого. А вот пакетик Yupi — и доступно, и много, и вкусно, и загранично — а значит, безусловно круто. Развел в кувшине на полтора литра — хватит и тебе, и дружбанам.
Yupi и Zuko выпускались чилийской компаний Corpora Tresmontes, а вот Invite (если точно, то его название содержало плюсик на конце: Invite+) был чисто российским продуктом. Yupi запомнился ТВ-рекламой с заводной песенкой про то, что день рожденья не был на праздник похож; Zuko отметился оригинальной телерекламой без слов про теннисный корт; а Invite+ подарил знаменитый слоган «Просто добавь воды!».
Дети пили Yupi — он был дешевле остальных — по инструкции (разводили водой) или же обмакивали в порошок жвачку для того, чтобы вернуть ей вкус. Некоторые взрослые высыпали порошок в водку и так получали «коктейли». В принципе, «паленая» водка 90-х и так могла свалить любого человека, а если она еще при этом ядрено-красного или зеленого цвета — то и подавно.
И они существуют до сих пор?
Да, растворимые напитки продолжают выпускаться. Началась и закончилась история знаменитого белорусского порошка «Цевита» (этот полезный витаминизированный напиток из натуральных компонентов перестали выпускать на «Крынице» несколько лет назад), а Yupi до сих пор существует в том же виде и почти без изменений.
Нам удалось раздобыть пакетики, выпущенные в 2019-2020 годах, и более свежий, с неистекшим сроком годности. И вот какие мы заметили отличия:
- Раньше в пакетике было 15 граммов порошка, а сейчас 12 граммов;
- Раньше изготовителем была фирма из Чили Tresmontes S.A, а сейчас — User Gida ve Tuketim Mallari San. ve Tic. Ltd.Sti. Впрочем, обе этих компании — это не изготовители, а лишь экспортеры.
В остальном напиток не изменился.
А сколько стоит?
Мы нашли пакетик Yupi в одном мелком несетевом магазинчике в Минске. Также их можно в магазинах-закусочных возле автотрасс или в интернет-магазинах. Стоит сейчас чуть больше рубля за пакетик, а вот на Ozon продают по 6 с лишним рублей (в комментариях пишут, что это сильная переплата).
Что там в составе?
Сахар, лимонная кислота, подсластители, красители. В том числе красители Е122, Е102, Е110, которые могут оказывать отрицательное влияние на активность и внимание детей. Заодно продукт противопоказан больным фенилкетонурией.
Несмотря на то, что сахара и вообще углеводов в порошке немало в процентном соотношении (20 граммов на 100 граммов продукта), потолстеть от употребления Yupi едва ли выйдет. Да, энергетическая ценность — 370 ккал, но это тоже на 100 граммов, а сейчас в порошке всего 12 граммов. Следовательно, один пакетик — это 44,4 ккал, и чтобы получить дневную норму в 2.500 ккал, надо 56 таких пакетов — иными словами, выпить 84 литра напитка.
На что он похож?
Мы протестировали пакетик напитка со вкусом «апельсин-клубника». Порошок ярко-розового цвета с резким запахом примерно как у нишевого дезодоранта.
Когда всыпаешь его в бутылку с водой, он распространяется по жидкости подобно грибу ядерного взрыва по небосводу. И еще на вид у этого порошка очень, очень ядреный цвет. Может, на вкус он и не термоядерный, но на вид — вполне.
А вот у готового напитка запах уже не такой и сильный.
И как на вкус?
Все в редакции выразили интерес к пакетикам Yupi; некоторые принялись вспоминать, как в детстве они пили его по праздникам вместе с друзьями. Но даже среди ностальгирующих нашлись те, кто наотрез отказался пробовать Yupi теперь.
А вот какие отзывы оставили другие испытуемые после того, как их языки окрасились в ярко-красный цвет. Напоминаем: мы дегустировали напиток со вкусом «апельсин-клубника».
- — Очень сладко, но все же это отвратительная бормотуха. Кажется, надо разводить сильнее. Цвет красивый, да, но пить это просто невозможно, а для детей так, наверное, и небезопасно. Раньше трава была зеленее и «Юпи» был вкуснее. А сейчас я даже не могу сказать, какой это вкус. Какой-то вкус лимонной кислоты.
- — Есть какой-то оттенок вкуса детства. У него привкус особенный, и я сейчас припоминаю этот привкус. При этом самого вкуса мало, а сладости много. Наверное, это клубничный вкус.
- — Это какая-то «вычуханая» газировка, как будто все газы вышли. Вроде и сладкая, вроде и не сладкая, рот обволакивает. В детстве у Yupi был более насыщенный вкус. Я не любила газировки, а напитки-порошки любила, потому что без газа. Еще бы сахара поменьше, потому что сладкие напитки я тоже не люблю. На вкус — какая-то малина или клубника.
- — Я отказываюсь это пить. Ну ладно, один глоток. По запаху вкус определить не могу. На вкус — редкостный отстой, ничего не напоминает. Даже не могу определить, что это за вкус, но сама пить точно не буду и ребенку не дам, да и вам не советую.
- — Такая вода, как будто кучу конфет клубничных набросали и размешали ложкой. Ну или выдавили одну клубничину. Хотя и на воду с лимонами тоже похоже.
- — Помню, что несколько лет назад уже пил Yupi — где-то мне попался, и я купил, — и тогда он мне не понравился. Сейчас же могу сказать, что напиток вышел не отвратительным. Чувствуется лимонная кислота и приторность. Возможно, если его поставить в холодильник и охладить очень сильно, то зайдет получше. Или если разводить не в обычной воде, а в газированной.