Министерство антимонопольного регулирования и торговли готовит изменения для маркетплейсов. Одно из новшеств касается возврата денег покупателям за некачественные товары — предлагается, чтобы это делал маркетплейс.
Об этом сообщила сегодня на пресс-конференции начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Инна Гаврильчик.
Сейчас в законодательстве есть общая норма о том, что интернет-площадка должна оказывать содействие потребителю в защите его прав. МАРТ хочет конкретизировать обязанности маркетплейсов.
— Планируем, что в законе о защите прав потребителя появятся нормы, которые будут говорить о том, что если товар некачественный, то интернет-площадка должна его принять и передать продавцу и обеспечить возврат денежных средств, — сказала Инна Гаврильчик.
Если магазин не спешит возвращать покупателю деньги, то это делает маркетплейс. А потом он решает вопрос с магазином, чтобы тот вернул ему выплаченные деньги.
Представитель МАРТ пояснила, что у маркетплейсов есть инструменты воздействия на магазины, например, возможность отключить продавца от площадки, если он не выполняет требования законодательства о защите прав потребителей.
Разрешат ли оплату только безналом?
Еще одно из новшеств для интернет-торговли, которое предлагает МАРТ — разрешить оплату только безналичным способом. Сейчас покупатель может выбирать, как рассчитываться, наличными или карточкой.
Пока среди госорганов, которые должны согласовать изменения в законодательство, нет единого мнения.
— Учитывая трансграничность интернет-торговли, цифровизацию, многие интернет-магазины готовы перейти только на безналичный расчет. В этой части нас поддерживает и Национальный банк, и Министерство по налогам и сборам, потому что это прозрачность платежей.
Посмотрим, устоит эта норма при процедурах согласования или нет. Споры пока идут, будем следить, за что проголосует большинство согласовывающих инстанций.
Навязать платные подписки станет сложнее
Из норм, которые заработают уже совсем скоро, представитель МАРТ напомнила об изменении правил оказания услуг электросвязи. С 1 апреля станет сложнее случайно оформить платные подписки, которые нередко становились сюрпризом для абонентов мобильных операторов. О существовании подписки абоненты нередко узнавали после списания денег.
По словам Инны Гаврильчик, МАРТ отрабатывает обращения от абонентов на эту тему, «потихоньку деньги возвращаются», но проблему нужно было решать системно, поэтому в законодательство внесли изменения.
С 1 апреля согласие абонента на подписку должно быть четко зафиксировано — например, нужно проставить отметку о согласии в личном кабинете, направить USSD-запрос или смс, подать заявление в сервисном центре оператора или возмользоваться электронной цифровой подписью.
— Вот тогда человек будет понимать, на что он подписывается. Потому что операторы мало того, что допускали это нарушение, пошли еще дальше и начали предлагать платную услугу по контролю за такими подписками. С нашей позиции это навязывание дополнительных платных услуг плюс еще к тому нарушению, которое уже было, а навязывание у нас не допускается. Поэтому расцениваю это как очень хорошую новость для потребителей, — резюмировала представитель МАРТ.
Источник: Onliner