Министерство труда и социальной защиты прокомментировало закон Республики Беларусь №41-З «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2025 год», принятый 2 декабря этого года, сообщает БЕЛТА.
Так, доходы бюджета фонда планируются на уровне Br32,8 млрд, что на Br3,2 млрд больше ожидаемого исполнения 2024 года. Темп роста составил 110,7%.
Основным источником доходов являются взносы на государственное социальное страхование, которые составят примерно Br30 млрд (91,5% доходной части бюджета). Запланированы также поступления по взносам на профессиональное пенсионное страхование — Br251,6 млн.
Неналоговые доходы бюджета фонда составят Br563,4 млн. «Это доходы от размещения средств профессионального пенсионного страхования, проценты, уплачиваемые банками за пользование денежными средствами бюджета фонда, штрафы за нарушение законодательства о государственном социальном страховании и др.», — отметили специалисты.
Субвенции, передаваемые по законодательству из республиканского бюджета в бюджет фонда на финансирование нестраховых выплат, составят около Br2 млрд. «К нестраховым расходам, например, относятся социальные пенсии, отдельные виды пособий, а также пособия в связи с рождением ребенка и по уходу за ним до 3 лет женщинам, не участвующим в социальном страховании и другое», — рассказали в профильном ведомстве. В 2025 году не планируется привлечение субвенции на сбалансированность бюджета фонда.
Расходная часть бюджета фонда запланирована в сумме Br32,3 млрд. Темп роста — 113,4%.
Основную часть бюджета фонда планируется направить на финансирование пенсий — Br25,9 млрд (более 80% от расходов), что на Br3,3 млрд больше, чем в 2024 году. Расходы предусмотрены с учетом ежеквартального перерасчета (1 февраля, 1 мая, 1 августа и 1 ноября) социальных выплат, увязанных с размером БПМ (пособия семьям с детьми, социальные пенсии, возрастные и иные надбавки к пенсиям, пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста); двух перерасчетов (с 1 февраля и 1 августа) ежемесячных пособий по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет; повышения трудовых пенсий по возрасту в среднем за год на 13,9%.
Среднемесячный размер пенсии по возрасту неработающего пенсионера запланирован на уровне Br926.
На финансирование выплат всех видов пособий планируется направить почти Br6 млрд. В общей сумме пособий 54,4% запланировано направить на выплату пособий семьям в связи с рождением и воспитанием детей, что составит Br3,2 млрд, из них на пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет — Br1,9 млрд.
Кроме того, из средств бюджета фонда около Br140 млн будет направлено на решение социально значимых вопросов. В их числе мероприятия по обеспечению занятости населения — Br43,3 млн; санаторно-курортного лечения и оздоровления — Br32,5 млн; специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов — Br64,3 млн.
«Расходы на финансирование мероприятий занятости и специализированных учебно-спортивных учреждений профсоюзов относятся к категории нестраховых выплат и будут возмещены бюджету фонда из республиканского бюджета в виде субвенции», — отметили в Минтруда.
В целом бюджет фонда социальной защиты населения на 2025 год сформирован с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме Br501,8 млн.