Анна Клинцевич в образе бабы Нюры ворвалась в интернет-пространство всего год назад, а армия ее поклонников из двух соцсетей уже достигла более 140 тыс. Новых сюжетов с бойкой старушкой в главной роли с нетерпением ждут белорусы (почти 80% от всех подписчиков), а также жители соседних стран — России, Польши, Украины, Литвы, рассказывает БЕЛТА.
Образ бабы Нюры — собирательный. В нем воссоединились все пожилые женщины, которых Аня знает с детства, в том числе и соседка баба Люба. Она часто наведывалась в гости, садилась на стул у печки и рассказывала про свой огород, корову, деда. Сейчас примерно о том же в соцсетях говорит и баба Нюра, которая за словом в карман не полезет.
«Она гром-баба. Прошла огонь, воду и медные трубы. Все на ней держится: дом, дети, муж. Каб не яна, то стары ўжо б даўно ў канаве спіўся. У нее все под контролем. Она должна знать, чем занимаются дети, соседи, все вокруг», — так характеризует выбранный образ старушки сама Анна Клинцевич. Кстати, впервые «бабкой» она стала… в 13 лет. «Я тогда с подружками шутила, они попросили: «Аня, покажи бабку». И я начинала: «Пачакай. А хто там лазае?». Так что я уже 10 лет бабку пародирую. А год назад подруга записала меня в этом образе: я на камеру прокомментировала последние новости: что доллар подрос, всю гречку скупили. Была уверена, что это никому не будет интересно. Подружка выставила этот ролик себе на страницу вечером, а на следующий день звонит: «Аня, у нас 500 000 просмотров! И все тебя ищут». Я открываю комментарии, а там пишут: «Боже, что за девочка! Где ее найти?». Вот так пришлось создать уже свою страницу в соцсети», — вспоминает Анна.
Для съемок она практически не меняет внешность, разве что только платок на голову набрасывает да одевается, как деревенские старушки. Ставку делает на колоритный говор.
«Я говорю так, как у нас на Ивьевщине. Это не белорусский язык. Это «трасянка». В каждой местности говорят по-своему. Например, мы с моим знакомым Андреем, который помогает снимать ролики, из одной области — Гродненской, между нашими деревнями Радунью и Трабами — 70 километров, но я иногда не понимаю, что он произносит, а ему многие мною сказанные слова непонятны», — говорит Анна. К слову, именно родные Трабы становятся площадкой для съемок роликов. Почему? Наша героиня объясняет просто: здесь все свое, знакомое, родное, душевное. В Трабах и сюжеты для бабы Нюры придумываются легче — атмосфера располагает. «Мне нужна главная тема и пару опорных пунктов, — раскрывает она секреты создания видео. — Например, вы меня просите: «Расскажи, как Франак украл мешок зерна». Я услышала пару слов, за них зацепилась и могу сочинить целый детектив». А в последнее время соавторами сценария для ролика часто становятся и подписчики в Instagram. «Пишут мне: «Нюрка, у меня была такая история, можешь снять видео на эту тему?». Иногда даже просят какое-то определенное слово произнести, потому что его часто их родная бабушка употребляла в речи. Пишут, что я так тонко передаю интонацию, даже положение рук их бабушек», — говорит Анна Клинцевич. Сейчас она — уже официально блогер, зарегистрирована как самозанятая, платит налоги. «Я не хотела стать блогером, так получилось, — замечает, улыбаясь, наша героиня. — Через комментарии подписчиков к видео понимала, что люди хотят продолжения. Только месяцев шесть спустя после начала этого проекта стала понимать, что из этого может что-то стоящее получиться. Но им нужно серьезно заниматься. Вначале я хотела просто веселить людей, а оказалось, что мои видео пробуждают у молодых и старых добрые воспоминания. Очень часто вижу сообщения: «Ты так похожа на мою бабушку. Я сижу и плачу, ведь ее уже нет, а так хочется услышать ее слова в мой адрес». Значит, баба Нюра — это не совсем про смех, а про что-то душевное, теплое, свое, родное», — отмечает блогер.
Анна Клинцевич — очередная героиня проекта «Белорусы в кадре». Мы говорим с ней о том, как девочек принято воспитывать в деревнях, почему пришлось уехать от родителей в 13 лет, влияет ли баба Нюра на личность самой Анны и при каких условиях ее проект может стать сериалом.