Продукция, произведенная в Беларуси, с недавнего времени размещается в отдельном каталоге на маркетплейсе Wildberries. Попасть в специальный раздел на площадке могут как производители, так и торговые дома.
Какие условия для продавцов обозначила торгово-промышленная палата и в чем выгода для покупателей? Myfin.by узнал у специалистов.
Верификация = репутация
Как отметили представители Wildberries, концепция занесения белорусских производителей в специальный раздел нацелена на продвижение отечественной продукции. Это позволит покупателям, во-первых, приобретать качественный товар, во-вторых, делать это без участия посредников, то есть по сниженным ценам, напрямую у производителя.
«У белорусских товаров хорошая репутация на рынке ЕАЭС. Мы стремимся поддерживать всех продавцов-экспортеров из стран нашего присутствия, расширять рынки сбыта и обеспечивать спрос», – подчеркнули в компании.
По словам заместителя начальника управления сертификации и экспертной деятельности Белорусской торгово-промышленной палаты Александра Климчука, «сделано в Беларуси – это бренд, который поддерживает вся страна, в нем сконцентрированы общие требования к сырью, культуре производства, качеству товара, обслуживанию и сервису».
«Если покупатель выбирает белорусский бренд, мы его должны позиционировать. Вместе с тем, держа эту марку, необходимо нести и ответственность за качество товара от начала производства до окончания срока его использования потребителем».
Верификация для последующей маркировки товара плашкой «Сделано в Беларуси» на маркетплейсе – это возможность для покупателя получить достоверную информацию о продукте. Как минимум это подтверждение, что товар действительно произведен в Республике Беларусь. Также за этой информацией стоит конкретный производитель, его торговые партнеры, которые гарантируют качество продукта как при производстве, так и во время его хранения и доставки до потребителя. В данном случае покупатель будет застрахован от приобретения продукции низкого качества под видом белорусской.
Условия для продавцов
Получить маркировку «Сделано в Беларуси» можно после верификации в БелТПП. Для того чтобы производитель мог пройти эту процедуру:
- он должен иметь действующие сертификаты продукции собственного производства или сертификаты происхождения товаров с заявленной продукцией или товаром;
- его продукция должна быть включена в Реестр промышленной продукции Республики Беларусь или Евразийский реестр промышленных товаров
- в наличии у производителя должно быть действующее заключение на соответствие заявителя требованиям, предъявляемым к производителям в Республике Беларусь.
– Для получения этих документов или включения в реестры имеется ряд требований к сырью и материалам, глубине переработки, достаточности производственных операций, установленных нормативно-правовыми актами Республики Беларусь, ЕАЭС, СНГ, локальными документами БелТПП. Этот процесс довольно сложный, – говорит Александр Климчук. – Но одно можно сказать: иногда простые операции, например некорректная упаковка товара, не позволяют подтвердить, что товар произведен в Республике Беларусь».
Еще одним из условий для верификации в БелТПП является то, что продукция уже продается на маркетплейсе или на товар как минимум заведена карточка. Меж тем, как отмечают представители электронной торговой площадки, сами они никак не могут влиять на процедуру верификации того или иного производителя.
«У компании нет знаний и компетенций определять, какие товары действительно белорусского происхождения, поэтому всю информацию нам передает БелТПП, специалисты торгово-промышленной палаты владеют алгоритмами и методами идентификации товаров», – подчеркнули в Wildberries.
Действительно, обладая сведениями о производителях и выпускаемой ими продукции, Белорусская торгово-промышленная палата может достоверно указать на происхождение товара, которое подтверждается не просто процессом верификации. По словам Александра Климчука, на базе БелТПП проводятся экспертизы при получении сертификатов продукции собственного производства или происхождения товаров, а также при включении в Реестр промышленной продукции Республики Беларусь или Евразийский реестр промышленных товаров. Это касается и выдачи заключения на соответствие заявителя требованиям, предъявляемым для производителей в Республике Беларусь.
Верифицируют товар, а не производителя
Для прохождения процедуры верификации БелТПП не ограничивает производителей по видам и отраслевой принадлежности товаров. Однако процедуру верификации проходит именно товар. Более того, как отметил Александр Климчук, по текущей схеме взаимодействия непосредственно с интернет-магазином, специалисты торгово-промышленной палаты подтверждают производителя по каждому артикулу товара, размещенного на маркетплейсе. «К примеру, производитель реализует свой товар через трех торговых партнеров, товар одинаковый, мы будем верифицировать три единицы товара».
В Wildberries отметили, что все товары могут получить графический знак «Сделано в РБ», даже несмотря на то, что они начали реализовываться на площадке до начала данной кампании. Покупатель легко сможет найти товары в разделе «Акции», с баннером «Сделано в Беларуси», при условии, что верификация пройдена.
«Сам процесс верификации товаров для маркетплейсов несложный и недорогой. По сути, нужно просто подать заявление.
Как правило, в течение 5 дней оно будет рассмотрено. На нашем сайте есть подробный алгоритм действий и возможность направить заявление онлайн».
Заявление должен направить именно производитель товаров. Правда, заявку можно сформировать сразу на весь перечень товаров, включив в нее всех торговых представителей и партнеров, реализующих данную продукцию. Сразу после завершения процедуры верификации информация о товаре с подтвержденным производителем предоставляется торговой интернет-площадке. Кстати, срока действия маркировки «Сделано в Беларуси» от торгово-промышленной палаты нет.
Активничает ли бизнес?
Услуга по верификации товаров была запущена БелТПП 15 мая 2024 г. В этот процесс в основном включились небольшие частные компании. По словам специалистов торгово-промышленной палаты, некоторые производители обращаются повторно.
*К моменту публикации материала в БелТПП уже обратились 40 белорусских компаний, верифицировано 6161 товар. Из них на площадку Wildberries уже присоединено 5667 единиц, остальные товары добавятся в скором времени.
«Заявление для верификации продукции для маркетплейсов подало пока только одно государственное предприятие, но, к сожалению, у них не было действующих документов БелТПП, на основании которых можно было бы выполнить верификацию. Остальные заявители были частной формы собственности», – отмечает Александр Климчук. «Выделять активность по территориальному делению рановато, но по количеству заказчиков по местоположению пока лидирует Минская область и Минск. Аналогичная картина и по числу верифицированных товаров».
Что касается направлений деятельности предприятий, прошедших верификацию, то в так называемом топе – те, что выпускают парфюмерно-косметологическую продукцию, бытовую химию и товары легкой промышленности.
Среди крупных предприятий Александр Климчук отметил ЗАО «Пожтехника», ОАО «Славянка», ООО «Парфюмерно-косметическая фабрика «СОНЦА», СОАО «Коммунарка», СОАО «Парфюмерно-косметическая фабрика «Модум – наша косметика», Унитарное предприятие «Витебский меховой комбинат». Самый большой перечень товаров верифицирован для ООО «БЕЛОР-ДИЗАЙН».
Почему только Wildberries?
Помощь по верификации товаров на базе БелТПП сегодня доступна всем производителям продукции, продаваемой через маркетплейсы. И это, по словам специалистов торгово-промышленной палаты, лишь начало совместной работы с маркетплейсами. Меж тем в настоящее время только Wildberries создал отдельную категорию белорусских товаров.
«По моему мнению, БелТПП находится в процессе компетентного соисполнителя в мероприятиях, проводимых торговой площадкой Wildberries, – говорит Александр Климчук. – Маркетплейс сегодня динамично развивается, имеет обширную инфраструктуру у нас в стране. Регулярно появляются все новые идеи по продвижению товаров, и наши общие усилия по популяризации бренда «Сделано в Беларуси» являются обоюдовыгодными».
Специалисты торгово-промышленной палаты отмечают, что те предприятия, которые хотят использовать все механизмы по продвижению своего товара (в том числе с использованием национального бренда), но которые еще не имеют большой деловой репутации, стали новаторами в продвижении белорусского бренда как раз на торговой площадке маркетплейса.
По словам представителей Wildberries, компания действительно вышла с инициативой помощи белорусским производителям в виде дополнительной идентификации и упрощения поиска.
«У нас сложились хорошие, теплые отношения с Республикой Беларусь, это был пилотный проект, который мы планируем внедрить в других странах присутствия. Основная цель – дать возможность покупателям выбрать товары именно местных производителей, тем самым повысить узнаваемость брендов, а покупателям дать максимально выгодные цены без посреднических наценок. Данная идея понравилась производителям, мы слышим много хороших отзывов, поэтому наши прогнозы оптимистичны».
В недалеком будущем на маркетплейсе ждут увеличения числа белорусских производителей, чтобы максимальное количество покупателей в странах присутствия Wildberries могли иметь возможность приобрести качественные белорусские товары.
Будет дополнено
Совсем скоро БелТПП планирует создать онлайн-ресурс, который позволит по номеру артикула товара получить конкретные сведения о производителе. А потому в качестве пожелания для представителей Wildberries Александр Климчук выразил мысль о возможности активации подобной опции прямо на сайте интернет-магазина:
«Верификация товаров для электронных площадок через производителя – это механизм исключения продаж контрафакта. Надеюсь, что в будущем продавать неверифицированный товар станет просто невыгодно, так как для покупателей это будет продукция с высокими рисками.Благодаря усилиям Правительства Республики Беларусь, подчиненных ему органов госуправления, сегодня принимаются меры по активизации продажи отечественных товаров именно через маркетплейсы.Каждый из нас по мере сил делает вклад в национальный бренд, уверен, уже завтра он всем нам будет приносить дополнительные дивиденды».
К слову, продажа отечественных товаров сейчас активно происходит на всех электронных площадках, поэтому участие маркетплейсов в продвижении бренда «Сделано в Беларуси» в ближайшее время может стать важным условием их работы на белорусском рынке.