Недовес и плохое качество. Что делать с недобросовестным продавцом с рынка?

В странеОбщество
Поделись с друзьями

На рынке можно найти все: свежие продукты, одежду и множество других товаров. Однако вместе с богатством выбора существует и риск столкнуться с обманом. Некачественные товары, недовес, несоответствие заявленным характеристикам – все это может стать неприятным сюрпризом для покупателя. Как действовать в таких ситуациях? Об этом Myfin.by рассказал юрист, член правления «Объединения потребителей «Литара Зэт» Иван Райкевич.

Недовес и плохое качество

Некачественный товар или недовес

– Что делать, если продавец неверно взвесил товар, а покупатель обнаружил это после оплаты покупки?

– Обвес потребителя является административным правонарушением. Оно влечет за собой наложение штрафа в размере от 2 до 25 базовых величин, а за повторное нарушение или обман на сумму свыше 0,5 базовой величины – штраф от 5 до 50 базовых величин.

При обнаружении признаков административного правонарушения, потребителю нужно вызвать милицию, зафиксировать факт совершения продавцом противоправных действий в отношении него. После этого можно требовать взвесить товар как положено.

– Как действовать в случае, если продавец на рынке положил испорченные фрукты, овощи или мясо?

– Продажа испорченных фруктов, овощей или мяса не допускается. Это нарушает право потребителя на надлежащее качество и безопасность товаров, что гарантировано ст. 5 закона «О защите прав потребителей». Если это действие совершается систематически и такой товар умышленно продается под видом качественного, такие действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 13.10 кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях».

Если осуществляется продажа товаров с истекшими сроками годности или хранения – ответственность наступает по п. 2 ст. 13.11 КоАП Республики Беларусь (штраф до 100 базовых величин на ИП или юридическое лицо). При обнаружении товаров с истекшим сроком годности, предложенных к реализации, необходимо обращаться в Минский зональный центр гигиены и эпидемиологии. Сделать это можно как лично, так и через сервис обращения.бел.

Недовес и плохое качество

Чеки и сертификаты качества

– Продавец на рынке не выдал чек. Имеет ли он на это право?

– С 1 января 2023 года юридические лица и ИП при осуществлении розничной торговли продовольственными товарами (в том числе сельскохозяйственной продукцией, на ярмарках, торговых местах) обязаны использовать кассовое оборудование.

Однако есть нюансы. Есть случаи, когда юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе принимать платежи в свой адрес наличными денежными средствами без применения кассового оборудования или платежных терминалов. К примеру, при ремонте кассового оборудования или во время отсутствия электроэнергии, при осуществлении разносной торговли, при продаже в розлив безалкогольных напитков, кваса, живой рыбы из цистерн и т.д.

Если пришли на рынок купить джинсы, кроссовки и куртку – вам просто обязаны выдать чек.

В противном случае, если отказываются это делать, обращайтесь в ИМНС. Уверен, что визит работников налоговых органов поможет предпринимателям вспомнить свои обязанности как субъекта хозяйствования.

Недовес и плохое качество

– На рынке не дали попробовать товар. Имеет ли продавец на это право?

– Попробовать товар на рынке – это наше народное неписаное право! Но вот описанной в нормативных актах обязанности для продавца давать на пробу свой товар, увы, не существует.

Вы можете попросить отведать на вкус какой-либо товар, и, возможно, продавец пойдет навстречу, так как это поможет ему продать товар.

– Должны ли у продавцов на рынке быть документы, подтверждающие качество товара?

– Законом «О защите прав потребителей» предусмотрено, что продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах (работах, услугах). При этом информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать сведения об обязательном подтверждении соответствия товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия.

Поэтому документы, подтверждающие качество товара, у продавца обязаны быть.

– На рынке пообещали, что ягоды будут сладкие, но после покупки оказались кислыми. Могу вернуть товар?

– Сладкие ягоды или нет – понятие оценочное, равно как и сочные, вкусные, нежные. Потому вернуть товар из-за такой характеристики, как «недостаточно сладкие», – не представляется возможным. Невозможно установить требуемую или ожидаемую сладость ягоды для конкретного человека.

– Обязаны ли продавцы на рынке продавать не только за наличные деньги, но и через безналичный расчет?

– Оплата товара может осуществляться как в наличной, так и безналичной форме (банковской платежной картой) (абз. 15 ст. 1, п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 9-1 «Закона о защите прав потребителей»).

При этом существует перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели устанавливают и используют карточные платежные терминалы, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь и НБРБ от 06.07.2011 №924/16.

Так, к примеру, платежными терминалами должны быть оборудованы павильоны, киоски, магазины-склады, торговые объекты, расположенные в капитальных строениях (зданиях и сооружениях), за исключением относящихся к передвижным средствам разносной торговли, а также торговых объектов системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец.

Как видим, продавцу на рынке иметь терминал не обязательно, если он не находится в павильоне, киоске, магазине-складе. Но, чтобы не терять клиентов, многие приобретают платежные терминалы по собственной инициативе.

Куда обращаться?

– Согласно Закону «О защите прав потребителей», ключевую роль со стороны государства в защите ваших прав играют местные органы власти, а именно – администрации и исполкомы. Они рассматривают обращения, направляют предписания, приостанавливают производство и реализацию товаров в установленных случаях, привлекают к ответственности, направляют материалы в правоохранительные органы, обращаются в суд с иском о защите прав потребителей и выполняют иные функции.

Так что, если ваши права как потребителя были нарушены, первое место, куда стоит обратиться, – это местный исполнительный комитет. Ну а если в отношении вас продавец совершает административное правонарушение, то лучше всего обратиться в милицию.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.