Амбидекстры и амбисинистры. Объясняем, как определить ведущее полушарие мозга

Общество
Поделись с друзьями

Примерно каждый 100-й ребенок — амбидекстр. Это значит, что у него ведущая рука и правая, и левая, обеими владеет хорошо. Соответственно, оба полушария его мозга развиты одинаково.

Объясняем

Значит ли это, что он гений или, наоборот, феномен сильно осложняет жизнь? Давайте разбираться.

За что отвечает ведущая рука?

Объясняем

Итак, левое полушарие отвечает за речь, чтение и письмо. Люди с левым ведущим полушарием хорошо запоминают даты и события, у них развито логическое мышление, очевидны аналитические способности. Таких людей на планете около 80%, это правши.

Те же, у кого более активно правое полушарие, скорее полагаются на свои ощущения, мыслят образами, им близок символизм.

Это левши – в большинстве своем творческие, неординарные личности, для которых голос сердца важнее голоса разума.

Но есть и третий тип – амбидекстры (от лат. ambi — «оба» и dexter — «правый», т.е. когда обе руки — «правые», обеими владеют одинаково хорошо). Эти уникумы способны и успешно выполнять творческие задачи, и справляться с точными науками.

Казалось бы, подобный феномен – подарок судьбы, но на практике такие дети могут испытывать сложности в учебе, во взаимоотношениях со сверстниками, у них труднее проходит становление речи, нередко возникают психологические проблемы.

Плюсы и минусы амбидекстрии

Объясняем

Все дети при рождении имеют одинаково развитые оба полушария мозга. Симметрия утрачивается примерно к четырем годам не без помощи взрослых, формирующих у ребенка навыки самообслуживания.

Надо понимать, что даже отлично развитая мелкая моторика обеих рук не гарантирует, что ваш ребенок – гений с мозгом Эйнштейна. Любые таланты и особенности нужно развивать, трудиться над ними. И если в этом преуспеть, то жизнь амбидекстра может быть успешной и интересной.

Знания и навыки из разных, порой полярно противоположных отраслей помогут стать универсальным специалистом в любой профессии.

Нестандартное мышление, оригинальный подход к выполнению задач ценятся во многих сферах.

Идеально, если эти качества будут сочетаться с рациональностью, умением прогнозировать результат, а также способностью контролировать свои эмоции и находить общий язык в коллективе.

К сожалению, амбидекстры довольно уязвимы. В детстве они часто отвлекаются, не могут долго концентрироваться на чем-то одном.

Неспособность сосредоточиться на усвоении материала нередко приводит к проблемам в учебе. Они быстро устают, могут перестать работать, когда им захочется отдохнуть, несмотря на дедлайны и обязательства – сказывается отсутствие самоконтроля. При этом продолжат ли начатое, зависит от степени развития волевых качеств и характера.

Одна из характерных черт – раздражительность. По любому поводу могут выйти из себя, вспылить. Частая смена настроения и импульсивность, эмоциональная и физическая неуравновешенность свидетельствуют также о гиперактивности детей с амбидекстрией.

Сложно проходит подростковый период.

Большой объем поступающей в мозг информации нередко приводит к длительным и сильным головным болям.

Из-за сниженной успеваемости школьники начинают бунтовать против обязательств посещать занятия, не хотят идти на контакт, ведут себя вызывающе.

Психиатр из Оксфорда Тимоти Кроу в своих исследованиях отметил среди прочего, что люди, пишущие двумя руками, чаще левшей и правшей подвержены шизофрении.

Что делать родителям детей-амбидекстров?

Несмотря на внушительное количество недостатков, специалисты признают, что уровень развития таких детей несомненно выше остальных.

Главное, что нужно знать родителям амбидекстров: если природа наделила вашего ребенка двумя активными полушариями, то не стоит вмешиваться, лучше организуйте чаду условия для развития.

Тщательно изучив особенности феномена, вы сможете легче находить общий язык с ребенком и грамотно корректировать негативные проявления амбидекстрии.

Так, во время всплесков гиперактивности бесполезно призывать к благоразумию и требовать успокоиться. Тем более не стоит кричать на ребенка или наказывать – это не поможет, а наоборот, отдалит вас друг от друга.

Взрослым нужно демонстрировать умение справляться с эмоциями, сохранять спокойный и дружелюбный тон голоса.

Главное – будьте по возможности рядом и старайтесь держать ребенка в поле зрения. Со временем ваши попытки направить его энергию в мирное русло принесут плоды, и он станет намного лучше контролировать себя.

Несмотря на быструю утомляемость и неспособность концентрироваться на мелочах, амбидекстры могут быстрее и легче сверстников усваивать учебный материал. Если педагог не заинтересует их неординарными дополнительными заданиями, то скоро им станет скучно, и желание учиться сойдет на нет.

Важно не разделять задания на творчество и точные науки, это должен быть некий микс, направленный на развитие обоих полушарий, чтобы не увеличивать разницу в формировании типов мышления.

Амбисинистр: и не правша, и не левша

Полная противоположность амбидекстрам – люди с амбисинистрией, плохо владеющие обеими руками (от лат. ambo – «оба» и sinistro – «левая рука», дословно – «две левые руки»).

При этом явлении оба полушария мозга одинаково плохо отвечают за способность человека действовать руками.

Врожденных амбисинистров еще меньше, чем амбидекстров, у большинства это приобретенная проблема.

Причиной может быть болезнь или травма, повредившая полушарие, отвечающее за ведущую руку (в то время как вторая – неведущая с рождения).

Тяжелый физический труд также может привести к серьезному нарушению мелкой моторики.

Отдельно стоит упомянуть левшей, которых годами переучивали в правшу.

Родители и педагоги оказали этим медвежью услугу, заставляя ребенка идти против природы, способствовали развитию амбисинистрии.

Насильно выработанную привычку все делать правой рукой во взрослом возрасте убрать крайне тяжело, да и мало кто к этому стремится.  В итоге человек живет с нереализованным потенциалом, испытывает внутренние противоречия и трудности в профессиональной сфере.

Впрочем, амбисинистрия вполне исправима, но потребуется много времени и труда, многочисленные тренировки и жесткий самоконтроль.

Определение ведущей руки: тесты

Тест 1.

Перед вами анимированная оптическая иллюзия, созданная японским веб-дизайнером Нобуюки Каяхара в 2003 году.

Прежде чем начать изучать ролик, постарайтесь расслабиться.

Теперь внимательно смотрите: в какую сторону вращается танцовщица? Если по часовой стрелке, то, вероятно, у вас доминирует левое полушарие.  Если же вы видите устойчивое вращение только против часовой стрелки – значит, у вас доминирует правое полушарие.

А может быть, она меняет направление вращения и крутится то в одну, то в другую сторону? Автор теста предполагает, что это признак амбидекстрии.

Тест 2.

Возьмите бумагу и два карандаша. Попробуйте одновременно писать одно и то же слово в одну сторону или в разные, не имеет значения.

Если сразу или спустя несколько минут тренировки у вас получаются относительно ровные, читаемые слова – значит, вы нашли у себя еще один признак амбидекстрии.

Классические правши и левши не могут писать обеими руками сразу: ведущая рука пишет, другая же выводит каракули. Одновременно контролировать письмо обеих рук могут только амбидекстры.

Источник: 24health.by

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.