Во время учебы на пиар-менеджера Ольга Анашкина осознала, что не любит мозговые штурмы, обязательные для этой профессии. Лучшие идеи у нее рождаются наедине с собой, в саморефлексии. Этот маленький инсайт лег в основу философии ее бренда украшений Barbarella – и теперь откликается тысячам девушек по всему миру.
Smartpress.by поговорил с Ольгой о знаковых коллекциях бренда, капризных материалах, с которыми решила работать дизайнер, и скрытых смыслах ее красивого дела.
«Все восхищались – но не покупали»
К пространству, в котором мы встречаемся с Ольгой, сложно подобрать точное определение. С одной стороны, это шоурум: здесь клиенты могут примерить изделия Barbarella и отдать их на подгонку — например, изменить длину колье, поменять цвет отдельных элементов. С другой – творческая мастерская, где работают помощница дизайнера Марина (застали ее за росписью флагманских сережек Barbarella «Спящие принцессы») и сама Ольга. В дверях время от времени появляется Лила – любопытный пудель помощницы. В приватной части пространства – изделия в работе, заготовки и формы: свои украшения дизайнер делает из разных видов полимерной глины и бисквитного фарфора.
– Все началось девять лет назад – и совсем не с украшений – вспоминает Ольга. – К этому времени мы с мужем построили дом, подросла дочь. У меня было много энергии, хотелось творить. Я пробовала валять из шерсти. Потом увлеклась изготовлением букетов из полимерной глины. Процесс был долгим и трудозатратным: на создание одного из букетов я потратила полгода! Все восхищались тем, что я делаю, но никто ничего не покупал.
Тогда я сделала коллекцию ободков с цветами, тоже из полимерной глины. Вышла с ними на модный маркет – и та же история: все мерили, восхищались, но продаж не было. И я спросила себя: хорошо, а куда это можно надеть? Куда бы я сама это надела? Или никуда? И поняла – это ту мач. Убрала часть цветков и отнесла обручи на реализацию в салон. Вскоре мне позвонили и попросили принести ещё.
Так Ольга нащупала свою тему – украшения. Хотя, по признанию собеседницы, новое дело стало неожиданностью для семьи и друзей. До замужества Ольга занималась рекламой и пиаром, а чем-то связанным с декоративно-прикладным искусством – только в детстве и недолго. Зато был хороший вкус, который помогли сформировать родители: Ольга всегда много путешествовала, посещала выставки, музеи и театры.
Закрыть глаза – и создать бестселлер
Настоящую известность бренду Barbarella принесли серьги «Спящие принцессы». Ольгу впечатлили работы английской ювелирной мануфактуры Askew London, в частности – их украшения с африканскими женщинами.
– Askew London делали их из металла и покрывали цветной эмалью. Я подумала: я же работаю с черным полимером – было бы здорово сделать что-то в таком же духе. Первому образцу я сделала широкие ноздри, поставила кольцо в носу – настоящая африканка получилась. Но меня смущали открытые глаза. Технически слепить глаза – адский труд. Но дело было не только в этом: я чувствовала – что-то не так. Как будто слишком много глаз: мои, ее…
Я думала, копалась в себе. Вспомнила студенческие годы. В моде были мозговые штурмы: считалось, что когда пиарщики ищут идеи вместе – должно обязательно родиться “нечто”. Но со мной так не работало: чужие голоса меня куда-то заталкивали, не всегда получалось отстоять идею, перекричать других. А когда я работала в одиночку, мой результат был намного круче, чем во время командной работы.
И я поняла: нужно сделать глаза закрытыми – как символ погружения в себя. Для меня «Спящие принцессы» — это про женщину, которая черпает энергию внутри своей личности. Ей не нужен коллектив или толпа подружек. Ее сила – в ней самой.
То, что дизайн и посыл «Принцесс» «зашел» покупательницам, показали продажи. Ольга занесла первую партию в «Канцэпт краму», где их моментально раскупили. А когда дизайнер принесла следующую партию, продавец отметила: «Серьги классные! Но сразу два лица – как будто перебор». Так Ольга решила оставить одно личико, а к нему в пару добавлять другие, более нейтральные сережки. А тему лиц развивать и дальше – в других своих украшениях и арт-объектах.
“Открываю печь – а там два поддона с коричневой массой”
Ольга отмечает, что ей важно экспериментировать с материалами, искать технически более совершенные решения, создавать что-то новое. И однажды дизайнер открыла для себя бисквитный фарфор: материал долговечный, прочный и приятный тактильно.
— Я запала на него из-за его истории, глубины, — признается Ольга. – Нашла мастера в Москве, который обучил меня азам — литью и созданию гипсовых форм. По сути, это ремесло, которое передается из уст в уста.
А вот работе с драгметаллами (фарфоровые украшения Barbarella часто дополняются золотом и платиной – Прим. редакции), я училась уже сама — методом проб и ошибок. Были и совсем печальные истории. Например, как-то испортила партию украшений, над которыми работала три месяца. Я тогда не знала, что под платину нужно наносить два слоя глазури, и нанесла один. Открываю печь — а там два поддона с коричневой массой. Кстати, на партию уходит примерно грамм драгметаллов, а это 120-150 евро. Плюс несколько длительных этапов обжига, трата электроэнергии, износ печи. И, конечно, потраченное время и силы. Это сложный процесс. Нет методички, которую ты открыл, раз-два — украшение готово.
Берем в руки часть гипсовой формы.Тяжелая! А полный комплект, по словам Ольги, состоит из трех частей. Чтобы создать форму для нового изделия, тоже приходится повозиться. Сначала – эскиз будущего украшения. Затем – встреча с мастером, который дорабатывает эскиз в специальной программе и распечатывает на 3D-принтере. По словам собеседницы, получается «неприглядная штука из зеленого пластика», с которой потом снимается гипсовая форма. А уже в нее заливается шликер — жидкий фарфор. Ольга говорит, что фарфоровые мануфактуры прячут свои гипсовые формы «за семью замками». Кроме того, они еще и не вечные и имеют свой жизненный цикл.
Но игра стоит свеч, ведь украшения из фарфора – не просто красиво, это ещё и настоящий эксклюзив. Одна из самых ярких фарфоровых коллекций Barbarella — «Сердце Барбары». Ее Ольга создала, вдохновившись историей Барбары Радзивилл.
— Когда я переехала в Беларусь (это случилось в 2011-м, после знакомства с будущим супругом, — Прим. редакции), стала изучать историю страны. И увидела, насколько глубокой, образованной и прогрессивной для своего времени была Барбара. Хотя на первый взгляд всем кажется – ну женщина и женщина. Задумка моей коллекции в том, что она – как цветок, а ее сердцевину – читай, сердце – можно увидеть, только хорошенько приглядевшись.
“Спустилась в мастерскую – и на одном дыхании создала свою первую работу”
Ольга признается, что украшения стали для нее в хорошем смысле рутиной. Но иногда от них нужна передышка – и дизайнер переключается на современное искусство. Толчком к погружению в новую область деятельности стала эмоциональная история в жизни Ольги.
– Я была беременна вторым ребенком, – вспоминает она. – И в какой-то момент мне начали сниться сны о том, что я умираю. Каждую ночь. Это были очень разные смерти: я уходила под лед и тонула, разбивалась в авиакатастрофе, были вообще какие-то изощренные вещи. И после очередного такого сна я спустилась в мастерскую у меня дома, и на одном дыхании создала свою первую работу. Она была именно об этом – о страхе смерти.
В итоге она заняла первое место выставке-конкурсе Санкт-Петербургской недели искусств. И я как-то поверила в свои силы и стала двигаться и в этом направлении, принимать участие в выставках в Лондоне, Майами, Шанхае. Моя особенная гордость – выставка в Новой Третьяковке «Наследие и современность» в 2022 году в Москве.
“Если ты за кем-то повторяешь, ты всегда позади”
Если все время заявлять о себе и делать коммерчески успешные вещи, однажды тебя начнут копировать. Бренд Barbarella тоже этого не избежал.
– Время от времени мы узнаем о людях, которые копируют «Принцесс“: лепят точно такие же лица, покупают ту же фурнитуру. Конечно, чалму закрутить – это нужно уметь. А вот корону прилепить сбоку – просто. Была женщина, которая отнесла скопированные у Barbarella украшения в тот же магазин, где продаемся мы, представляете? Но бороться с плагиатом невероятно сложно. Я консультировалась с юристом, и она сказала: «Ты пойми, человек поменял, например, оттенок цветка – и все, уже и не плагиат».
– Но мы решили не тратить энергию и деньги на таких людей. У меня уже идут следующие проекты, реализуются новые идеи, а они… Когда ты за кем-то повторяешь, ты как будто всегда идешь где-то позади, – уверена Ольга.
Возможно, так происходит, если перестаешь смотреть вглубь себя. А значит – упускаешь возможность разглядеть свою настоящую силу.