Белорусские власти с переменным успехом борются с ростом цен. В последние два года – административными методами. Выяснили, помогло ли это остановить подорожание необязательных, но любимых многими, особенно студентами, продуктов.
Приближаются праздничные дни, которые белорусы традиционно встречают богатым столом. Tochka.by уже готовит новогодний «индекс оливье», а пока решили проверить, на сколько подорожал набор для скромного дружеского холостяцкого или же нескромного студенческого застолья.
Итак, в центре внимания – пиво, чипсы, лапша быстрого приготовления, картофельное пюре и соусы.
Молочка, крупы, шоколад и принципы
Напомним, что в предыдущих трех материалах этого цикла мы сравнивали, как изменились за два года цены на молочные продукты, бакалею и сладости.
Принципы для сравнения: один и тот же магазин, одни и те же продукты (не идентичные). Если они акционные, то выпадают из базы (если только на них не распространялась скидка и в 2022-м, и в 2024-м).
Отметим, что из-за изменения ассортимента и шринкфляции (уменьшения веса/объема) в базу для сравнения попадает лишь часть тех или иных товаров.
Обезличенное пиво
Закон «О рекламе» запрещает публиковать фото алкогольных напитков с этикетками, поэтому в нашей подборке не будет названий конкретных брендов.
Проанализировали 14 товаров отечественных и зарубежных производителей пива, упаковывавших его в стеклянные и пластиковые бутылки, а также в жестяные банки.
Отметим, что все производители «жульничают»: как и в случае с теми же 100-граммовыми плитками шоколада, некогда килограммовыми упаковками крупы, литром молока.
Теперь и пива «недоливают».
Если внимательно приглядеться к банке/бутылке пенного напитка, то можно убедиться, что литровые и полулитровые емкости все активнее вытесняются «более внимательными к печени» объемами.
Что любопытно: не все 14 видов пива из нашей выборки подорожали. Один подешевел, а цена еще одного осталась неизменной.
В среднем пиво стало дороже на 13,9%.
Чипсы по цене вырезки
Производители чипсов не стали выделяться из общего ряда и также массово уменьшили вес жареного картофеля в упаковках.
Но это не помещало нам сравнить цены 10 видов этого не менее вредного для фигуры лакомства.
Так как упаковки, которые и раньше не были большими, становятся все меньше, цена килограмма жареного картофеля зачастую может посоревноваться с мясной вырезкой.
Но так как чипсы не поглощаются (даже голодными студентами) в больших объемах, мелкая фасовка маскирует их немалую цену.
Все продукты из нашей выборки подорожали. Скромнее всего – два вида чипсов Cheetos, 50 г которых стоили Br1,35, а спустя два года – Br1,49, то есть на 10,37% больше.
А вот цена 225 г рифленых чипсов Lays со вкусом паприки увеличилась больше остальных – на 20,36%: с Br5,55 до Br6,68.
В среднем чипсы из нашей выборки стали дороже на 17,3%.
Лапша и картофельное пюре подешевели
Если же праздничный студенческий стол разнообразить, добавив в меню лапшу быстрого приготовления, то посиделки приобретут неожиданный (по цене продуктов) ракурс.
Ибо за два года из девяти товаров этой категории подорожали (заметим, весьма скромно) лишь два, остальные подешевели.
Напомним, что, сравнивая цены на макароны, оказалось, что бóльшая часть из них снизилась. Поэтому доступность всей лапши быстрого приготовления не должна вызывать удивления.
Больше всего из нашей выборки подорожал 85-граммовый пакет «Роллтон с говядиной по-домашнему». Он стоил Br1,49, а теперь – Br1,52 (+2,01%).
Противоположная ситуация с такой же лапшой, только по 90 г в упаковке-тарелке: вместо Br3,65 она нынче стоит Br2,44 (-33,15%).
В среднем лапша быстрого приготовления подешевела на 13,3%.
Картошка за два года меньше стоить не стала, а цена на картофельное пюре снизилась – на все четыре сравниваемых продукта. Максимально – на 240 г картофельного пюре «Мира»: с Br4,05 до Br3,64, или на 10,12%.
В среднем ценник на картофельное пюре снизился на 5,2%.
Соевые соусы подорожали, в отличие от майонеза и горчицы
Как известно, майонез и горчица спасут любое студенческое блюдо. Если же на суши денег не хватает, то добавить остроты впечатлений от «роллтонов»и «дошираков» можно соевым соусом.
В нашей выборке – восемь его видов, из которых два подешевели и шесть подорожали.
Больше всего, на 21,68%, упала цена на «Японский кунжутно-ореховый» соус производства «КАМАКО» – с Br3,69 до Br2,89. Резче прочих подорожал «Классический» соевый соус торговой марки «Санбонсай», 250 г которого стоили Br3,19, а спустя два года продаются за Br3,99 (+25,07%).
В среднем соевые соусы из нашей выборки подорожали на 8,8%.
«Праздничный» бутерброд стал дешевле
Старая истина растягивающих стипендию обитателей общежитий о том, что бутерброд в виде белого хлеба и майонеза – уже праздничный, становится еще убедительнее, если сравнить цены на три вида соусов одного из производителей.
Ранее продукция Alvado стоила Br2,29, теперь – Br1,98 (-13,53%).
Можно и «Русскую» горчицу марки «Умный выбор» в качестве приправы использовать: ведь она тоже стала дешевле. Ранее баночка 170 г продавалась за Br1,79, теперь – за Br1,49 (-16,75%).
Подведем итог: 51 товар в нашей выборке подорожал в среднем на 4,5%.
При этом отметим, что расходы студентов, которые любят побаловаться пивом с чипсами и прочей не самой полезной едой, на самом деле вырастут куда больше.
Потому как с учетом шринкфляции и цен на аналогичные продукты инфляция выглядит еще более впечатляющей.
И такое определение остается неизменным при сравнении всех видов товарных групп, ведь «ужавшиеся» в объеме/весе товары в пересчете на литр/килограмм дорожают гораздо заметнее.