Раньше на полках магазинов брокколи была только импортной. Ее часто везли из Испании и Италии. Однако четвертый год под Щучином в Гродненской области необычную капусту выращивают в промышленных масштабах. За сезон собирают около 600 тонн урожая. Этого объема хватает, чтобы и внутренний рынок удовлетворить, и отправить в российские торговые сети.
Office Life съездил на сбор капусты и убедился, что при должном усердии этот заморский овощ и в Беларуси вырастет красивым, как с картинки.
Свежую брокколи для доставки упаковывают в чешуйчатый лед
На часах почти полдень, а мы подъезжаем к полю, где активно срезают брокколи. Сейчас идет вторая волна сбора урожая, первая стартовала в июне и длилась примерно месяц. Аромат капусты ни с чем не перепутать: в нем и нотки свежести, и сразу ощущаешь в воздухе как будто пользу для организма.
Брокколи срезают и прямо в поле отправляют на транспортер. Это выглядит так: навстречу нам едет трактор с длинными крыльями и на них работники выкладывают капусту. По транспортеру брокколи поднимается в кузов, где ее раскладывают по ящикам. При хороших условиях в день можно собрать до 10 тонн овоща.
С поля капусту везут на завод, делают шоковое охлаждение, сортируют и упаковывают. От поля до магазина капуста доезжает в течение суток. Это сроки по Беларуси, для России они увеличиваются за счет более долгой логистики.
Вообще, компания «Логал-Био» специализируется на шампиньонах. Это известный бренд в Беларуси. Четыре года назад здесь решили занять свободную нишу и начать выращивать еще и брокколи. Купили генератор чешуйчатого льда, транспортеры и столы для упаковки, привезли из Польши рассаду, наняли сезонных рабочих и запустили процесс. Конечно, все было намного сложнее, чем описано выше, но в целом — это основные вехи.
Чешуйчатый лед нужен для упаковки капусты. С завода до заказчика ее везут в термобоксах, где на восемь килограмм брокколи приходится четыре килограмма такого льда. Лед представляет собой тонкие белые слайсы. Он удерживает температуру в боксе на уровне от 0 до +1 °С. В итоге структура, плотность и внешний вид капусты сохраняются максимально долго. Самая длительная логистика белорусской брокколи заняла 1,5 недели. И до покупателя продукт дошел в первозданном виде.
Без чешуйчатого льда брокколи может зацвести. Именно поэтому не только в Россию, но и в белорусские торговые сети ее везут в термобоксах: на всякий случай и чтобы покупатель был максимально удовлетворен.
Внутренний рынок в сезон насыщен
Сегодня компания выращивает до 600 тонн брокколи за сезон. Под рассаду задействуют 70 га поля. Примерно 90% урожая поставляют в российские сети «Магнит», «Пятерочка» и «Перекресток». Речь в основном идет о магазинах в Москве и Санкт-Петербурге.
Белорусы отечественную брокколи тоже едят, но около 10% объемов производства оказалось достаточно, чтобы насытить внутренний рынок. Начальник коммерческого отдела «Логал-Био» Дмитрий Догель рассказывает, что если российская сеть закупает по 40–50 тонн белорусской брокколи в неделю, то отечественная — 1–1,5 тонны.
Пока этот продукт не сильно популярен на нашем столе. Чаще всего он по душе приверженцам здорового образа жизни. В брокколи есть органические кислоты и полезные для зрения каротиноиды, витамины А, С, Е, K, группы В, помимо них — калий, сера, йод, фосфор. Кроме того, такую капусту включают в противораковую диету.
— Импортная брокколи нам не конкурент. Мы не тратим время на продолжительную логистику, до покупателя продукт доходит свежим. Единственное, что у нас сезон с июня по ноябрь. В другое время сетям все равно приходится закупать брокколи в Испании, Китае, Узбекистане. Но в сезон мы стараемся потребность внутреннего рынка закрыть: практически все переключаются на нашу капусту, — говорит собеседник.
У отечественной брокколи не только отличный вкус, но и цена ниже, чем у импортной. В магазине она стоит в районе 13 рублей. При этом зарубежная — около 20 рублей.
От производства цветной капусты и кольраби отказались
Рассаду брокколи везут из Польши. Есть план выращивать ее самостоятельно, но для этого нужны отапливаемые теплицы, пока их на предприятии нет. Высаживают рассаду в открытый грунт в апреле, в июне собирают первый урожай. То есть от тонкого ростка до крупной головки проходит от 60 до 90 дней в зависимости от сорта капусты. На сбор идет головка весом от 400 грамм. Конечно, прямо в поле никто ее не взвешивает. Перед сбором урожая сотрудникам показывают диаметр брокколи, которую уже можно срезать. Примерно на такой и ориентируются.
Сорняки на капустном поле уничтожают с помощью гербицидов, удобрениями защищают брокколи от болезней и вредителей.
Главный агроном компании «Логал-Био» Павел Сидорович рассказывает, что оптимальная температура воздуха для роста брокколи — 16–18 °С. Влажность воздуха должна быть не менее 80%, а почвы — не ниже 75%. В Беларуси погода непредсказуема, летом может быть очень сухо, обязательно нужен искусственный полив.
Минимум четыре года после брокколи поле должно отдыхать. При более частой посадке капусты на одном и том же месте есть риск развития болезней.
Прошлые годы, помимо брокколи, компания пробовала выращивать цветную капусту, кольраби и салат «Айсберг». Но сейчас решили сфокусироваться только на брокколи. Ее нужно паковать в лед, а, например, цветную капусту — в обычные ящики. Урожай у них в одинаковое время. Из-за таких нюансов нужно было перестраивать технологию, поэтому пришлось выбрать что-то одно. Развивать нишу с брокколи компании более интересно.
Есть трудности с сезонными рабочими, но планы по развитию большие
В компании говорят, когда они вышли на рынок, все вокруг обрадовались, что появился отечественный производитель брокколи. Сегодня в стране ею еще занимаются фермеры, но там объемы несравнимы.
Сейчас можно было бы и расширяться, но планы пока в проработке. При выращивании такого продукта важны кадры, в нашем случае речь о сезонных рабочих. Их найти в районе непросто. В том числе и потому, что на Щучинщине много других крупных предприятий, где люди работают круглый год и не видят смысла искать сезонные подработки.
Если выращивать свою рассаду, нужно строить и теплицы. Все сделать реально, но это тоже не реализуешь в одно мгновение.
Если развивать заморозку брокколи, то нужны холодильные помещения для хранения.
Планов много, работа идет, в компании настроены оптимистично. Ведь с шампиньонами у бренда получилось занять почетное место на рынке. Почему бы не поставить амбициозную цель и по брокколи?
— Это необычный овощ для белорусов, у нас исторически в тренде борщевой набор: капуста, картофель, морковь, свекла и лук. Да и выращивать брокколи непросто — она требует много внимания. Но это очень полезный продукт. Подходы к питанию меняются: рацион у людей становится более здоровым. А значит, и у брокколи — большой потенциал, — резюмирует Павел Сидорович.