Польша ужесточает контроль над санкционными товарами. Как это повлияет на белорусский бизнес?

В миреОбществоЭкономика
Поделись с друзьями

Сейм Польши одобрил законопроект, которым вводятся дополнительные требования к экспорту санкционных товаров через Россию и Беларусь. Сейчас законопроект находится в Сенате, где он должен быть рассмотрен и далее передан Президенту на подпись. Если не произойдет ничего неожиданного, документ вступит в силу примерно в середине марта.

Польша

Он регулирует ситуации, когда санкционные товары следуют через Россию или Беларусь в страны, которые могут помогать обходить ограничения. В этом случае экспортер под угрозой уголовной ответственности должен предоставить, помимо обычной таможенной декларации, письменное заявление с указанием ряда позиций:

  • Во-первых, что транзит через территорию России или Беларуси является лишь частью общего маршрута перевозки, а начало и конец его находятся за пределами этих стран.
  • Во-вторых, нужно гарантировать, что во время транзита по территории Беларуси или России товар не будет подвергаться перепродаже, переработке, складированию и другим операциям.
  • В-третьих, в заявлении также указывается страна конечного назначения и данные конечного пользователя.

Если при вывозе товара таможенная служба Польши (входит в состав Налоговой администрации) оценит риск обхода санкций как высокий, она вправе потребовать дополнительный документ – письмо от производителя товара с заверением о том, что товар не будет использоваться конечным пользователем для обхода санкций.

При выявлении факта нарушения санкций таможня Польши вправе конфисковать товар – это абсолютная новация в польском законодательстве, в части борьба с обходом санкций ЕС.

При этом, в течение 45 дней с момента вывоза товара за пределы таможенной территории ЕС экспортер обязан будет предъявить польской таможне документ, подтверждающий завершение таможенного оформления товара в стране назначения. Иначе на юрлицо может быть наложен штраф.

В марте 2024 года Минфин Польши выпустил постановление, которое устанавливает дополнительные меры контроля экспорта санкционных товаров из ЕС. Оно распространяется на группы товаров кодов ТНВЭД 84, 85 и 87 – речь об оборудовании и транспортных средствах.

Какой будет практика

Суть закона, принятого в Польше, о требованиях к экспорту санкционных товаров через Беларусь прокомментировал для Myfin.by руководитель департамента комплектных автоперевозок STALOGISTIC Игорь Ковалев.

По оценке эксперта, часть норм закона не являются новыми, они так или иначе использовались в польской таможне, но до сих пор это была выборочная история.

– Сейчас эти нормы закреплены в законе, чтобы исключить субъективный фактор, когда у одной компании запросили документы, а у другой нет, и в итоге непонятно, какова все-таки практика.

Становится обязательным предоставление так называемого письма экспортера, его декларации, где он заявляет и гарантирует, что товар, который идет транзитом через Беларусь и Россию, в конечном итоге в любом случае не будет продан в этих странах. Заявление должно содержать формулировку о том, что если это произойдет, то европейский экспортер осознает уголовную ответственность за предоставление недостоверных сведений таможенному и налоговому органу Польши.

Если польская таможня посчитала (опираясь на свое мнение, убеждения), что в декларации европейского экспортера недостоверная информация, то она вправе затребовать у экспортера письмо от производителя о том, что тот знает, кто конечный пользователь товара, и что товар действительно будет доставляться транзитом через Беларусь и Россию. С этим письмом на практике в европейских таможнях и в польской в частности возникают большие сложности. Получить письмо от производителя на практике гораздо сложнее.

– Если экспортер и производитель совпадают в одном лице, то сложностей меньше. А если же, например, небольшая польская торговая компания купила товар у немецкого крупного производителя и скажет большому заводу, корпорации, что от вас нужно письмо, что вы все знаете, гарантируете и готовы нести уголовную ответственность… То на нее посмотрят очень странно, скажут «ребята, извините, мы отгружали вам, а кому вы там отгружаете, мы не знаем, поэтому извините и больше не беспокойте».

На практике такие моменты возникают чаще всего по грузам двойного назначения, оборудованию. То есть когда речь идет о перемещении товаров 84, 85, 87 группы ТНВЭД.

Сейчас все меняется: есть 45 дней, в течение которых нужно предоставить декларацию. Эту декларацию польский экспортер должен получить от своего клиента в третьей стране и предоставить в польскую таможню. Если этого не происходит, то предусмотрен штраф до 500 тысяч злотых, или примерно 120 тысяч евро.

– Это максимальная планка. Мы не знаем, как пойдет практика, какие минимальные будут штрафы даваться, но в законе сделана оговорка, что нужно учитывать сумму сделки, возможные последствия для Польши от несоблюдения и возможного обхода санкций в связи с этой поставкой. Принимать во внимание будут и информацию в целом про экспортера, про его прежний опыт работы, насколько он ранее был замечен в подобных вещах. Все эти факторы будут оценивать для определения размераответственности.

Экспортерам приготовиться

Кроме того, теперь требуется большая осторожность от белорусских экспортеров, которые продают товар в ЕС через другие страны. Например, при продаже древесины (44 группа ТНВЭД) в страны Евросоюза. Это будет максимально отслеживаться.

Допустим, казахская компания купила пиломатериалы и дальше их продает в Европу. При импорте в Евросоюз таких товаров будет запрашиваться гораздо больше информации, в частности, таможенники будут запрашивать данные о регионе происхождения древесины, лесоизготовителе и так далее. Цель – определить страну происхождения пиломатериалов, несмотря на то, что продавцом является, например, казахская компания. Европейская таможня получает право требовать документы, подтверждающие, что действительно этот лес вырос в Казахстане, что его там вырубили, ну и, соответственно, из него произвели определенные пиломатериалы.

– Это, безусловно, скажется на отгрузках пиломатериалов в Евросоюз. И какие-то варианты, которые сейчас находят участники рынка, будут пресечены. И еще одна важная новация – это возможность конфискации груза.

До сих пор основной мерой ответственности, основным риском импортера-экспортера, когда мы вывозим груз из Евросоюза или когда ввозим, был отказ в пересечении границы. Действительно, было достаточно случаев, когда по каким-то грузам, которые шли в Среднюю Азию, в другие регионы, не в Россию, не в Беларусь, европейская таможня отказывала в экспорте товара, и это не влекло каких-то дальнейших действий.

– Экспортер мог сказать: «Хорошо, не пустили вы нас – пойдем через другую границу, через другую страну, через Турцию, еще как-то образом». Так и происходило, поскольку таможенный орган не имел никаких законодательных оснований для каких-либо действий с грузом, кроме отказа в экспорте или ввозе товара. Сейчас планируется ввести законодательные основания для того, чтобы конфисковать такие грузы.

Последствия такие. Допустим, европеец экспортирует товар и продает его казахской компании. Тогда необходимо предоставить декларацию со своей стороны, подтвердить готовность в течение 45 дней предоставить таможенную декларацию. И если эта сделка не вызовет больших вопросов у польской таможни, на этом основании товар будет выпущен. Если вызовет вопросы, то будет требоваться письмо производителя. Допустим, оно предоставляется.

А дальше европейская таможня вполне может решить, что, допустим, письмо поддельное. Либо есть высокие основания полагать, что, несмотря на письмо, все равно товар в конечном итоге будет доставлен в Беларусь или в Россию. В этом случае пока до конца непонятно, как будет закон работать на практике.

Худший сценарий – когда европейская, польская таможня реализует право инициировать изъятие и последующую конфискацию товара. Такая процедура установлена в законе, и в этом существенный риск.

Что проверит налоговая

Важный момент: в законе расширены полномочия не только таможенных органов, а и налоговых, поскольку много грузов идет из Польши в сторону Турции.

Турки покупают для себя, для последующей перепродажи в другие страны. И к таким операциям тоже будут возникать вопросы. По большому счету, налоговая служба сможет прийти к любому польскому экспортеру и запросить у него документы, подтверждающие, кому он в конечном итоге этот товар отправил. Предполагаем, налоговики будут более строго отслеживать торговые операции налогоплательщиков Польши.

И если какая-то компания много отгружает в Турцию, налоговики могут запросить, кому делается отгрузка, запросить подтверждение, что товар доставлен и растаможен в Турции. То есть последует достаточно серьезное влияние на торговлю Польши с другими странами – Средней Азии, Турции, прочими.

Back to top button
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля
Продолжая использовать сайт, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie.